От Кокшетау до Калифорнии: как академическая мобильность открывает новые горизонты
«Нужно уметь мечтать масштабно и учиться там, где кажется невозможным», — эта фраза могла бы стать девизом героев академической мобильности Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Сегодня возможность обмениваться опытом с коллегами из ведущих зарубежных университетов - это трансформация мировоззрения, перезагрузка академического духа и открытие новых профессиональных горизонтов.
Журналисты 716.kz поговорили с преподавателями Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова, которые вернулись из ведущих вузов мира. Их научная деятельность совместно с иностранными коллегами стала возможной благодаря стремлению Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова не только интегрироваться в глобальное академическое сообщество, но и занять лидирующие позиции в трансформации казахстанского высшего образования.
Переосмысление через опыт
Маржан Нуркеновна Мырзаханова, кандидат медицинских наук, ассоциированный профессор кафедры хирургических дисциплин, вспоминает о своём пребывании в King’s College London в рамках научной стажировки по программе "Болашак" как о подлинной академической вехе.
- Это было не просто обучение, это было переосмысление профессии, науки, роли преподавателя. Я вдохновлялась атмосферой, в которой технологии и интеллект шли рука об руку, - делится впечатлениями Маржан Нуркеновна.
Её научный путь переплетён с международным сотрудничеством: в работе с учёными из Италии и Великобритании Маржан Нуркеновна не только открыла для себя новые методики, но и нашла партнёров для будущих публикаций и проектов. Среди предложений, которые она мечтает внедрить в родной вуз, — case-based learning, peer-review и менторские программы.
- В целом, какие у Вас остались впечатления от участия в программе академической мобильности?
- Участие в программе академической мобильности стало для меня не просто очередной ступенью профессионального развития, но подлинным трансформационным опытом — как в научном, так и в личностном плане. Этот период ознаменовался открытием новых горизонтов, переосмыслением привычных подходов и глубоким внутренним ростом.
Особую значимость для меня имела стажировка в одном из ведущих мировых научно-образовательных центров — King’s College London. Это учреждение, являющееся частью престижной группы старейших британских университетов, исторически связанных с Кембриджем и Оксфордом, не просто демонстрирует высокий уровень академической культуры, но и активно интегрирует передовые цифровые технологии, включая решения на основе искусственного интеллекта, в научные исследования и образовательный процесс.
Атмосфера научного поиска, царящая в лабораториях и аудиториях колледжа, вдохновляет на создание новых идей, формирует стремление к генерации инноваций и воспитывает подлинную приверженность научному делу. Пребывание в King’s College London стало неотъемлемой вехой моего профессионального пути и источником мотивации к дальнейшему научному росту.
- Что из увиденного и узнанного, по Вашему мнению, можно было бы внедрить в нашем университете?
- Прежде всего, заслуживает внимания внедрение активных форм обучения, таких как обучение на основе клинических случаев (case-based learning), использование симуляционных технологий, а также организация структурированной обратной связи по модели peer-review. Эти подходы не только усиливают вовлечённость студентов в образовательный процесс, но и способствуют формированию критического мышления, навыков командной работы и профессиональной рефлексии.
Кроме того, особое значение приобретает развитие менторских программ, направленных на индивидуальное сопровождение обучающихся. Такие инициативы позволяют студентам более осознанно выстраивать собственную образовательную и профессиональную траекторию, получая поддержку в принятии стратегических решений и формировании устойчивой мотивации к обучению.
Продолжение темы — в статье "Медобразование и симуляционные технологии. Исследование ассоциированного профессора М. Мырзахановой"
Стажировка, которая вдохновляет
Балжан Ордабаевна Бектемирова, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры английского языка, проходила стажировку в Penn State University. Её рассказ пронизан благодарностью.
- Всё вдохновляло: от поддержки наставников до атмосферы кампуса. Это среда, где ты начинаешь верить в свои силы, - говорит она.
Наша собеседница отмечает, как стажировка подтолкнула её к участию в международных проектах: уже во время пребывания в США началась работа над проектом EDGE. Сегодня Балжан Ордабаевна готовится к конференции KazTEA и пишет научные статьи, инициированные этим опытом.
- В целом, какие у Вас остались впечатления от участия в программе стажировки 500 ученых?
- Впечатления остались самые положительные. Стажировка была для меня важной не только в профессиональном плане, но и способствовала личностному росту. Я глубоко впечатлена академической культурой Penn State University, высоким уровнем преподавания, открытостью преподавателей к диалогу и обмену идеями, их отношением к иностранным студентам и приглашенным ученым, желанием делиться своими знаниями, культурой, а также проявленным интересом к нашей стране и культуре, желанием познавать новое о нашей стране. Также благодаря стажировке у меня была возможность наблюдения и рефлексии, благодаря которой я смогла глубже понять свою профессиональную позицию и чем бы я хотела заниматься в будущем. На протяжении всего времени стажировки я чувствовала огромную поддержку со стороны моего академического наставника Никки Мэттсон, что придавало мне уверенности в моей работе. Она вдохновила меня на дальнейшее академическое развитие - участие в международном проекте EDGE, работу над которым я начала еще во время стажировки. Также она смотивировала меня на много других смелых идей, одна из которых это выступить на ежегодной конференции Penn State University и рассказать о своем опыте приглашенного ученого и как мой опыт влияет на развитие Целей устойчивого развития в нашей стране.
- Как эта работа отразилась на Вашей научной деятельности?
- Стажировка дала мне мощный импульс в моей научной деятельности. У меня была потрясающая возможность получить доступ к богатым академическим ресурсам, возможность посещать семинары и лекции по моей теме, наблюдать за преподаванием критического мышления и межкультурной коммуникации, возможность обмена идеями с другими преподавателями, что помогло мне укрепить методологическую базу и уточнить фокус моего исследования. По результатам стажировки и анализу моего исследования я планирую выпустить серию статей в будущем.
Продолжение темы — в статье "Как одна стажировка открыла международные горизонты: история преподавателя из Кокшетау"
Айганым Ертаевна Кажибаева, магистр естественных наук, ассистент кафедры биологии и методики преподавания, описывает участие в программе академической мобильности как «выход из зоны комфорта с бонусом самопознания». После поездки она чувствует рост научной компетентности и отмечает особую ценность международной открытости.
- За рубежом ценится личная инициатива. Никто не будет вести за руку, но если ты хочешь развиваться — тебе дадут все инструменты. Это вдохновляет, - делится Айганым Ертаевна.
- Какие цели Вы ставили перед собой, участвуя в академической мобильности, и удалось ли их достичь?
- Для меня основной целью участия в программе было расширение профессионального круга общения, а также получение представления о том, как устроена образовательная система в Соединённых Штатах. Я стремилась собрать как можно больше информации, оценить возможные перспективы для дальнейшего обучения за рубежом или профессионального развития. Участвуя в академической мобильности, могу с уверенностью сказать, что мне удалось в значительной степени реализовать поставленные задачи и амбиции, которые были на тот момент. Моё видение значительно расширилось, я получила более глубокое понимание американской образовательной системы. Особенно важно для меня было увидеть различия в подходах к обучению — именно поэтому я посещала занятия по различным дисциплинам и в разных департаментах. С полной уверенностью могу сказать, что цели, которые я ставила перед собой, были достигнуты.
- Насколько сильно отличается система преподавания/подход к образованию в принимающем университете от нашей?
- Скорее всего, ключевым для меня стало чёткое, ёмкое понимание таких понятий, как приоритет и перспектива. В принимающем университете образование действительно воспринимается как личный приоритет: если ты считаешь его важным — ты действуешь соответственно. Если нет — никто тебя подталкивать не будет. Это и плюс, и одновременно определённый вызов.
Мне очень откликнулась идея, что образование — для всех, no one is left behind. И действительно: всё зависит от твоей собственной инициативы. Студенту дают столько, сколько он сам готов запросить. Хочешь большего — общайся, строй связи, проси поддержки — и тебе обязательно помогут. Но если ты не проявляешь активности, тебя не будут подталкивать — просто позволят плыть по течению.
Такая система помогла мне глубже осознать личную ответственность за обучение. Где-то это вдохновляло, помогало сфокусироваться, довести до конца начатое. А где-то, наоборот, требовало усилий, потому что всё — от похода в библиотеку до планирования своего времени — лежало исключительно на мне. Ты можешь быть ленивым и ничего не делать, и это тоже твоя ответственность. Никто не «кормит с ложечки», there is no spoon-feeding. Преподаватели могли напомнить о дедлайне, но никогда не делали работу за студентов. Ответственность целиком на тебе.
Наблюдая за занятиями, я также обратила внимание на атмосферу уважения и доверия. В американском университете, если ты туда поступил — значит, ты этого достоин. Никто не сомневается в твоих способностях, потому что сам факт твоего нахождения там говорит о том, что ты прошёл конкуренцию. Ты как бы уже признан — ты на своём месте, ты этого достоин. Это придаёт уверенности и помогает сосредоточиться на развитии, а не на доказательстве своей компетентности, - говорит Айганым Ертаевна.
Продолжение темы — в статье "Образование без границ: личный опыт Айганым Кажибаевой"
Экология будущего: взгляд из Калифорнии
Айгуль Сапарбековна Курманбаева, ассоциированный профессор кафедры горного дела, строительства и экологии, провела 10 месяцев в Калифорнийском университете в Девисе. Её стажировка охватывала темы метеорологии и оценки экологических рисков.
- Ты сидишь в аудитории Калифорнийского университета, изучаешь аэрофотосъёмку, а мысленно уже в степях Казахстана — думаешь, как применить это дома, — говорит Айгуль Курманбаева, доцент Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова, завершившая первый этап научной стажировки в UC Davis.
Стажировка продлилась с октября по февраль и стала по-настоящему интенсивным погружением в современные экологические практики. Айгуль Сапарбековна изучала интерпретацию спутниковых снимков, методы дистанционного зондирования, спектральный анализ и цифровую обработку изображений. Её научный фокус — оценка экологических рисков, тема, невероятно актуальная для Казахстана.
- Я открыла для себя не просто науку, а способы её преподавания, методики дистанционного зондирования, которые хочется интегрировать в наши программы – говорит наша собеседница. - Всё, что я там узнала, — не про далёкую науку. Это про реальность, которая может быть и у нас.
Доступ к передовому программному обеспечению ENVI 5.6, десятки лабораторных часов, семинары и работа с тьютором стали частью её академического ритма.
Результат — не заставил себя ждать. Уже опубликованы первые статьи по результатам стажировки, а впереди — конференции, публикации и проекты, нацеленные на улучшение экологического образования в Казахстане.
Кокшетауский университет как платформа для прорыва
Все эти истории — это доказательство того, что Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова создал прочную академическую основу, которая позволяет преподавателям успешно адаптироваться и блистать в ведущих вузах мира. Именно здесь закладываются амбиции, формируется дух исследования и желания меняться.
В перспективе — не просто возвращение с опытом, а реальное влияние на развитие университета: от новых методик до международных грантов.
Научная стажировка — это не просто билет за границу. Это зеркальное отражение зрелости университетской среды, готовности к обновлению и открытости миру. Каждый участник, вернувшийся домой, становится носителем перемен. И чем больше таких историй будет в университетах Казахстана, тем сильнее будет и само казахстанское образование.