Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

​Международная экспедиция «Абылай ханнан – абыз Тоныкөкке дейін» (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

​Международная экспедиция «Абылай ханнан – абыз Тоныкөкке дейін» (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛА - ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ.


Возвращаясь непосредственно к тюркским памятникам в честь Культегина и Бильге кагана, у которых были сделаны снимки экспедиции из Казахстана, то следует сказать, в долине Кокшин-Орхон сейчас находятся копии средневековых памятников. По данным официальных источников, в начале ХХІ века стелы для сохранности были перемещены в расположенный неподалеку от памятника музей Кошо-Цайдам; на месте же оригиналов установили бетонные копии. 

По мнению экспертов, произведенная в рамках совместного проекта Монголии и Турции «Сохранение, реставрация и исследование некоторых древнетюркских памятников Монголии» консервация оказалась неудачной. В итоге, памятники потеряли свой естественный колорит, сохраняемый до этого в течении тринадцати веков – 1300 лет!? Как известно, мрамор является прочным, долговечным и устойчивым к температурным воздействиям камень, в связи с чем история тюрков и была выбита на «вечном камне». На снимке, сделанным автором этих строк, представлен оригинал памятника Бильге кагану, в экспликации которого на трех языках: монгольском, английском и турецком написано: «Стела Бильге хана. 735 год». Бесценный раритет, созданный из мрамора цвета «Көк» – символа Тюркской эпохи, представлен в археологическом музее Кошо-Цайдам. Однако, шедеврам мировой культуры в пространстве скромного музея, как говорится, не место. Альтернативой могла бы стать реконструкция, то есть восстановление всего комплекса-оригинала, построенного в честь правителя Тюркской империи – Бильге хана (684-734), в сооружении которого как известно, вместе с тюрками принимали участие и представители китайского посольства.

Изначально памятник находился в павильоне, с «вымощенной кирпичной кладкой, окруженной валом и ориентированный на восток. В том же направлении, на восток, на протяжении трех с лишним километров тянулись балбалы. Внутри павильона, по продольной оси, у ворот стояли парные каменные статуи баранов и сановников. Павильон со стелой, далее был установлен крытый черепицей квадратный кирпичный храм с мраморными скульптурами сидящих Бильге кагана и его супруги, каменный кубический алтарь. Навершие стелы высотой четыре метра, два дракона, поддерживающие щит с тамгой Бильге хана и краткой надписью, постаментом являлась скульптура черепахи – символ вечности в мировоззрении тюрков. Одна сторона стелы занята тамгозначной тюркской надписью, другая – китайской. Деяния и идеология Бильге кагана изложены как часть истории Тюркского каганата, автором которого является Йоллыг-тегин. Среди найденных драгоценных изделий, золотая корона самого Бильге хана и другие миниатюрные украшения». (Йислу, 1958. И. Кызласов, 2005).

Перед вами на снимке: макет комплекса тюркских правителей из музейной экспозиции Монголии. В связи чем хотелось бы сказать, вместо консервации, памятники Тюркской цивилизации необходимо было бы восстановить в оригинале, как по образцу этой миниатюрной копии, то есть провести реконструкцию. Древнетюркский комплекс на берегу «Көкшин-Орхон», можно было бы сделать и выставочным павильоном, сохранив тем самым шедевр мировой культуры в первозданном виде.

«Весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков. Основными заслугами Бильге кагана следует признать восстановление и укрепление государства, военные победы, а также публикацию собственного манифеста, где воплотилась политическая программа великой тройки тюрков: политического правителя и главного дипломата ІІ Тюркского каганата – Бильге кагана, главного полководца Культегина и главного идеолога Тоныкока. Основой идеологии тюрков было отторжение китайской культуры и декларация превосходства своей, собственно Степной. Сам памятник неоднократно изучался многими учеными, однако заслуга детального описания принадлежит чешскому археологу Йислу, описание которого приведено выше. Также за мощеной дорогой этого древнего комплекса находился пруд для дождевой воды с керамической трубой, которая отводила излишек влаги. Рядом с Бильге каганом находился храм с жертвенником и мраморной статуей Культегина и его супруги. Важно также учесть, что древнетюркские памятники предназначались для народа и массового читателя». (Е. Ужкенов, 2023).

Следует сказать, среди ученых Казахстана, внесших огромный вклад в развитие современной тюркологии является доктор исторических наук, писатель, переводчик, профессор Евразийского Национального университета им. Л.Гумилева Турсынхан Закенулы (на фото – второй слева), ставший научным руководителем по приглашению общественного деятеля и автора идеи Мурата кажы Ыдырысулы (на фото – в центре), экспедиции из Казахстана в Монголию.

«Ученый-тюрколог является автором двух фундаментальных трудов: «Күлтегін ескерткіші: тарихи-деректанулық талдау», в котором представлен исторический, источниковедческий анализ средневекового памятника в честь Культегина и монография «Көне Түркі ескерткіштеріндегі қытай жазбалары», отличающаяся научной новизной, где в контексте исторических событий интерпретируются исконные топонимы, гидронимы и систематизируются китайские надписи на тамгозначных древнетюркских памятниках. Кроме того, Турсынхан Закенулы опубликовал ряд научных статей, посвященных истории древних тюрков и ойратов. Результатом изучения древнетюркского языка стал роман «Мәңгітас», посвященным сложным событиям Второго Тюркского каганата, героями которого стали знаменитые Тоныкок, Елтерис Кутлук каган и его младший брат Капаган, истории о Бильге кагане и Культегине, детях Елтериса. В романе ярко описан Тюркский Ренессанс в истории кочевников. «Көк бөрілердің көк жасы» – одно из самых ярких произведений Т. Закенулы, в котором он обращается к теме Чингисхана. Роман «Аттила» – еще одно историческое произведение автора, по мнению которого Европа является логическим продолжением Азии. Исторически между ними не было четких границ, существующих сегодня. Поэтому неудивительно, что легендарный Аттила и его предки отправились из Азии в Европу. И наконец, по утверждению историка Турсынхана Закенулы, тексты на древнетюркских памятниках, и в частности на стеле Культегина, следует рассматривать как документ, имеющий для Казахской государственности конституционное значение и представляющее собой начало национальной идеологии». (А. Каиржанов. «Поиски и находки Турсынхана Закенулы» //kazpravda.kz// 2022).

На следующий день, 12 июля 2023 года мы посетили комплекс буддийского храма «Эрдэни-Дзу», расположенного на окраине Каракорума, в окрестностях реки «Көкшин-Орхон». Главной идеей учения буддизма является индивидуальное освобождение! Сохранившиеся в данном комплексе храмы, кроме одного, используются в качестве музеев и представителям религии не принадлежат, в связи с чем монастырь и считается частично действующим. Буддийский храм, расположенный в Уверхангайском аймаке Монголии, является первым стационарным монастырем на территории Халхи, крупнейшим религиозным, культурным и политическим центром периода средневековья. По конфессии относится к тибетскому буддизму. Из открытых источников известно, что Эрдэни-Дзу был основан в 1585 году. После нашествия джунгар разрушался в 1688 и 1731 году, затем в 1776 году здесь проводилась обширная реконструкция. Сегодня буддийский монастырь является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

При входе в этот храм имеется краткое описание, которое нам с монгольского на казахский язык перевел проводник экспедиции – Кабай Онерхан. Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три этапа жизни Будды. На четвертом стенде, к примеру говорится, что город Каракорум, построенный по приказу Чингисхана в 1220 году, являлся не только административно-военным и торгово-экономическим центром, но и центром взаимодействия культур Востока и Запада. Каракорум окружали двухэтажные крепости с четырех сторон и четыре парадные ворота, здесь же находился буддийский монастырь, базар и другие торговые точки. Сейчас в центре территории храма находится круглая по форме площадь, которую все называют «Счастьем и Благоденствием». По сохранившимся легендам, именно здесь, в 1670 году находилась юрта Абатай хана, состоявшаяся из 1700 уыков и вмещавшая одновременно 300 человек. И наконец, пятый стенд посвящен истории старинного комплекса, в котором говорится, что в буддийском «Эрдэни-Дзу» служило много монахов, однако, в ходе репрессий и террора 30-х годов прошлого века 1500 лама и буддийских монахов были расстреляны. Спустя годы постановлением правительства Монголии храм взят был под охрану, отреставрирован и восстановлен. И вот уже почти шестьдесят лет является памятником архитектуры государственного, культурного и религиозного значения.

Далее, в первой половине дня участники экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» посетили Номгонскую археологическую экспедицию, которую совместно проводят Международная Тюркская Академия с Институтом Археологии АН Монголии. Экспедицию из Казахстана встречали: известный ученый, тюрколог, автор научных статей в международных изданиях Напил Базылхан и руководитель группы центра средневековых археологических исследований института археологии Монголии, профессор Алтангэрэлийн Энхтур, изображенный у флага МНР на фото – слева, а также научный сотрудник Международной Тюркской академии Нурболат Богенбай. Президентом вышеназванной Академии является доктор исторических наук, государственный и общественный деятель Казахстана Дархан Кыдырали. Ученые рассказали нам о сенсационном открытии, сделанном в 2022 году. Именно здесь, они обнаружили комплекс памятников, посвященных основателю Второго Тюркского каганата – Кутлуг Елтерис хану. В комплексе «Номгон ІІ» находились голова и нижняя часть каменного изваяния кагана, статуи баранов, а также редкие артефакты: тамги ханской аристократии «эшир» – Ашина на балбалах – баба-тасах, глиняные кирпичи и многое другое. Главной новостью в мировой тюркологии, по мнению ученых явилось то, что именно здесь обнаружили стелы, аналогично как на берегу реки «Көкшин-Орхон», посвященные сыновьям Елтериса – Бильге хану и Культегину, с фрагментами древних текстов, написанных тамгозначным «Түркі бітік», а также тексты согдийским и брахманийским письмом. Здесь же встречаются значимые в тюркском мировоззрении слова: «Тәңір», «Түрік», «Құтлұг» и другие. На сегодняшний день, данный комплекс считается самым древним письменным памятником, где впервые встречается этноним «тюрк». Семантика этнологического термина «түрік» обозначает «сильный, крепкий», и с древнетюркского языка переводится как «достигший расцвета, могущества». Однако, сейчас среди некоторых исследователей делаются попытки опровержения этимологии этнонима тюрк, и придания ему лишь религиозного оттенка, то есть тенгрианства. В связи с чем хотелось бы сказать, данный термин полисемантичный, поэтому и должен рассматриваться в соответствующем контексте.

В Номгонской долине, экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» оказан был теплый прием, где по казахским традициям, в юрте накрыт дастархан, и продолжился разговор, начатый в Степи среди многочисленных памятников Тюркской цивилизации. Ученые-тюркологи Напил Базылхан и Турсынхан Закенулы, которых связывает давняя дружба, и Алтангэрэлийн Энхтур, которого все здесь на казахский манер, сокращенно зовут «Төре», делились последними научными новостями. Со слов Э. Алтангэрэлийна, в развитие тюркологии внесли свой вклад и ученые из Турции: зав. кафедрой истории Стамбульского университета «Yeditepe», доктор Ахмед Ташыгал и профессор С.Тумеч из Анкары, И. Дурмуш из Стамбула, и конечно известный монгольский археолог, Заслуженный деятель наук Монголии, профессор Довдойн Баяр, бывший в свое время призером чемпионата Азии по боксу. В свою очередь, руководитель международной экспедиции из Казахстана – Мурат кажы Ыдырысулы поблагодарив ученых, преподнес им в качестве подарков традиционные казахские шапаны в этностиле.

Оставив позади Номгонскую долину, где тысячелетие назад господствовала Тюркская цивилизация, мы движемся в восточном направлении к Улан-Батору, по территории сомона Хашаат, аймака Архангай. Столица, расположенная на территории Тувенского аймака, вместе с двумя другими: Уверхангай и Архангай, географически входит в Центральный регион страны. Как известно, название столицы – «Ұлан-Батор» инициировано было государственным и политическим деятелем из Казахстана – Тураром Рыскуловым, который в качестве представителя Коминтерна сыграл важную роль в становлении новой Монголии. До переименования город назывался – Урга, по-казахски «Өрге». Символично, что столетие назад, и в создании первой Конституции этой Центрально-Азиатской страны принял участие выдающийся казахский деятель Турар Рыскулов. Посвященная этому важному событию в истории халхи есть экспозиция, представленная в Баян-Улгийском аймаке Западной Монголии.

Со слов Онерхана Кабая, казахи и сейчас занимают активные позиции во всех сферах жизнедеятельности общества. К примеру, в законодательном органе – Великом Государственном Хурале, по итогам выборов 2020 года в состав Парламента вошли трое представителей из Казахского края МНР. Это Кабдисиламулы Бадельхан, Тлеуханулы Аубакир и Бейсен Буланулы. В Правительстве также было несколько министров-казахов, к примеру, Бадельхан Кабдисиламулы, до выборов в Парламент являлся Министром строительства и городского развития Монгольской Республики. В истории Монголии и первыми женщинами-полковниками стали казашки! Служившие в Министерстве Внутренних Дел сестры Анаргуль Каусылгазыкызы и Женисгуль Каусылгазыкызы также родом из Баян-Улгий, первая из которых является доктором медицинских наук. В сфере бизнеса, и особенно строительного, также лидируют казахи, являющиеся вторым по численности крупным этносом Монголии. И даже на встрече с Президентом, прошедшей несколько лет назад в Кобде, говорилось о высоких темпах роста казахского населения, несмотря на продолжающуюся эмиграцию. Поэтому, когда в девяностые годы началось массовое переселение этнических казахов на историческую родину – Казахстан, в Казахском крае Монголии «Бай-Өлке» появилась песня «Ел көшкенде», в которой есть такие строки: «Үш ойғырдың басынан Ел көшкенде, Қара желі Қобданың желдеткенде. Айырылып ағайын туыстардан, Ақ жаңбыры көңілдің селдеткенде. Керей, Уақ, Найманның, Бұзылмаған қаймағын. Кімге тастап барасың? Баян-Өлгей аймағын!». Автором слов является Мурат Пушатайулы, музыку написал Биржан Файзуллаулы. Фрагмент песни записан со слов информатора экспедиции и экс-акима Баян-Улгий – Онерханулы Кабая.

Сегодня, после нескольких дней проливного дождя почва в центральных аймаках Монголии влажная, погода пасмурная. Сейчас приближаемся к столице Улан-Батора, окраина которого как и впрочем, большинства других городов мира начинается с частного сектора, но здесь еще вы увидите и юрты. В пригороде также можно встретить пасущихся лошадей, огромные стада овец на жайлау, где занимаются производством различного вида скота, словом, землю используют рационально. Разнообразный горный ландшафт является характерной особенностью этой страны Азии, Улан-Батор же можно назвать городом синтеза номадизма с современностью. Вечер завершился ужином в столичном ресторане «Керім-Сұлтан-Halal», и кстати, владельцем которого является этнический казах из Баян-Улгий. В ресторане огромное разнообразие блюд и отличный сервис. Здесь звучит казахская речь и казахская музыка! Клиенты заведения тюркоязычные, но можно встретить и халха-монгол, китайцев, европейцев.

День 13 июля 2023 года для экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» начался со встречи с представителями Казахской диаспоры Улан-Батора – «Қазақ дамуы». Международную экспедицию из Казахстана во главе с Муратом кажы Ыдырысулы встречали председатель Желбеубай Толовхаан – обладатель ордена «Алтын жұлдыз» народный депутат, юрист Майрагуль Кабылгазыкызы. Фото автора: Б. Бейсенбайкызы. Представители Казахской диаспоры Улан-Батора компактно проживают в административном районе столицы – Налайх. Именно здесь находится знаменитый мемориал – «Конная статуя Чингисхана», который посетили все участники экспедиции. Памятник в Налайхе считается самым крупным памятником завоевателю Чингисхану, одним из «девяти чудес» Монголии и главным символом страны, кроме того является одной из крупнейших конных статуй в мире. Огромный памятник, изготовленный из стали популяризирует личность Чингисхана, возведенного здесь фактически в культ. По народным легендам, именно отсюда берет свое начало история средневековой Монгольской империи. И окруженные тридцать шесть колонн символизируют 36 монгольских ханов, в том числе и самого правителя. Здесь же находится музей эпохи гуннов, художественная галерея, конференц-зал, рестораны и сувенирные бутики, а поднявшись наверх, на фоне природного ландшафта и огромного образа Чингисхана можно сделать Selfie. Сегодня комплекс является одним из известных мест и достопримечательностей столичного Налайха.

Далее, участники международной экспедиции из Казахстана во главе с общественным деятелем Муратом кажы Ыдырысулы (на фото – в центре), а также главным редактором республиканского исторического портала «Қазақстан Тарихы» Алтынбеком Кумырзаком (на фото – слева) посетили в Улан-Баторе Посольство Казахстана в Монголии. Как известно, дипломатические отношения с этой страной установлены в начале 90-х годов ХХ века, с обретением Казахстана независимости. В данное время послом Республики Казахстан в Монголии является Г. Койшибаев и послом Народной Республики Монголии в Казахстане – Д. Баярхуу. Сотрудничество между двумя странами развивается во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и культурно-гуманитарном. Так, к примеру, дети из Казахского края МНР Баян-Улгий ежегодно приезжают на отдых в Казахстан, оздоровительный центр «Балдаурен», расположенный в Кокшетауском крае – Бурабае. В ходе встречи, руководитель экспедиции Мурат кажы Ыдырысулы передал представителю посольства РК в Улан-Баторе – два тома книг по экспедиции «Абылай ханның қара жолы», историческую и художественную литературу, сувенирную продукцию из Кокшетау и ценный подарок – домбыру. Древнейший инструмент домбыра является неотъемлемой частью истории казахского народа и достоянием всех тюрко-монгольских этносов.

Перед вами, на снимке представлено здание, где хранятся оригиналы древнетюркской письменности самого Тоныкока, ставшего символом международной экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Памятник эпохи Тюркской цивилизации VІІ-VІІІ веков находится в пригороде столицы, однако посетить его нам не удалось, в связи с проведением здесь реконструкции. При входе на английском надпись: «Временный выставочный зал каменного памятника Тоньюкук». Из официальных источников известно, что в 2022 году в административном районе Улан-Батора – Налайхе началось строительство музейного комплекса, посвященного Тоныкоку. В рамках монголо-турецкого сотрудничества, грант на строительство в 6,5 млн долларов выделило правительство Турции, целью которого является популяризация богатейшего историко-культурного наследия древних тюрков.

«Назидательный характер содержания текста, высеченного в честь Тоныкока (Тоньюкука), обращение к народу, совместно с призывами к единению позволяет оценить этот памятник как один из наиболее ценных источников духовной культуры тюркских народов. По представлениям тюрков, каган являлся олицетворением космоса, высокого синего неба, именуемого Тенгри, которое даровало свое благословение в форме «Құт». Представитель знатного рода ашидэ, как и ашина, мудрый Тоныкок служил советником при трех тюркских правителях: Елтерисе (679-691), Капагане (691-716) и Бильге кагане (716-741). Исторический контекст памятников древнетюркской письменности – слова назидания потомкам и гордость за свое Отечество! Целостная концепция основ идеологии тюркского социума, генезис которой длился на протяжении тысячелетий, сохранил свои корни в идеологии современных тюркоязычных народов, в традиционной культуре казахов, имеющих важное значение в контексте развития духовной культуры тюркских народов и казахов». («Тюркология». А. Досымбаева, 2014).

Далее, в мечети Налайха состоялась встреча с представителями Казахской диаспоры Улан-Батора. В диалоге приняли участие: председатель Желбеубай Толовхаан (на фото – третий справа), который рассказал о деятельности общественной организации «Қазақ дамуы» и Баруынкызы Ардак, магистр философских наук, преподаватель, член Комиссии по защите прав человека при Министерстве образования Монголии (на верхнем фото – первая справа), со слов которой, в Парламенте МНР будет рассматриваться новый Закон о языках, в том числе и важный для всех вопрос, о статусе казахского языка в Монголии. Здесь же выступила молодая певица и журналист Айгуль Базаркызы (на фото – в центре), исполнив песню о родном «Қазақ елі» – Казахстане, повествующей о любви к казахскому языку, многовековой истории народа, автором которой является ее отец Базар. В деятельности «Қазақ дамуы» активно участвует народный депутат Налайха, юрисконсульт, обладатель почетного звания «Заң саласының үздігі» и награды «Алтын жұлдыз» Кабылгазыкызы Майрагуль (на фото – справа). Слева от журналистки Айгуль, на фото изображена Амантай Шуглавкызы, проработавшая многие годы финансистом в одном из военных гарнизонов Монгольской армии, где проходил службу и офицер Райханулы Зулпай, ныне находящиеся на заслуженном отдыхе. Амантай апай попросила об оказании поддержки для сестры Амангельды Чуглав, которая в 1991 году вернулась в Казахстан и ныне проживает в области Жетысу, Алакольского района, аула Кабанбай. Заместитель руководителя и главный редактор республиканского портала «Қазақстан Тарихы» Алтынбек Кумырзак (на фото – второй слева), записав видеообращение, обещал помочь в решении данной проблемы. В завершении встречи руководитель экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» Мурат кажы Ыдырысулы, поблагодарив представителей Казахской диаспоры Улан-Батора, презентовал им книги о Казахстане, Кокшетау, хане Абылае и сакральном пути «Хан жолы».

Этот и следующий день, то есть 14 июля 2023 года мы провели в Улан-Баторе. В первой половине дня посетили один из крупнейших музеев Азии – «Национальный музей Чингисхана». Как известно, основу открывшегося в 2022 году музея Монголии составляют практически все экспонаты-оригиналы, необходимые же образцы копий изготовлены были и привезены из других стран. Экспозиция музея впечатляет! В соответствии с требованиями, сейчас многие музеи мира не просто привлекают посетителей современными технологиями, креативными экспозициями и сенсорными интерактивами, но являются крупными научно-исследовательскими центрами. По итогам знакомства с «Музеем Чингисхана», по праву можно назвать его «Музеем Тюрко-Монгольской Истории». И это несмотря на то, что личность Чингисхана в МНР возведена в культ, но именно в этом музее, экспозиция начинается не с самого завоевателя, основателя империи и его знаменитых потомков, а с истории древних гуннов – прототюрков, представителей Кочевой цивилизации, положивших начало Великому переселению народов, крупнейшей миграции из континентальной Азии в Европу. В экспозиции музея подробно представлена история тюрков – основателей Великой Тюркской цивилизации, внесшей неоценимый вклад в развитие мировой истории человечества. Именно здесь, находятся знаменитые на весь мир памятники тамгозначной письменности «bitig», созданной тюрками. Как известно, потомками древних тюрков является казахский этнос и многие другие тюркоязычные народы. Об этом писал в своих научных трудах ученый, правнук хана Абылая – Шокан Шынгысулы Уалиханов, который в частности отмечал, что «коренной язык всего казахского народа как и татар Казани, Астрахани и других, один общий – древнетюркский». Возвращаясь к музею Чингисхана, отметим значимость научной концепции с системно-историческим подходом. Непосредственно же история Монгольской империи начинается с пятого зала, с представленными экспонатами эпохи средневековья. В некоторых залах, в том числе, истории Тюркской империи, применен креативный дизайн, где стена как часть экспозиции одновременно является и экспликацией. Древнетюркские оригиналы – баба-тасы визуализируются в 3D-mappingпроекции, образно переносящих посетителей в эпоху Степных цивилизаций. В дневнике автора этих строк, запись по нацмузею МНР занимает почти десять страниц, однако, анализ экспозиционных залов в рамках данной статьи представляется нецелесообразным. И наконец, о занимаемой площади: экспозиция нового музея Монголии представлена в огромном пространстве девятиэтажного здания, площадью 11 тысяч кв.м. К слову, Национальный музей РК в Астане, площадью более 14 кв.м является самым крупнейшим музеем Центральной Азии и входит в 5-topлидеров музеев СНГ. Главные музеи двух стран: Казахстана и Монголии построены в соответствии современными требованиями и отвечают всем международным стандартам.

Ближе к пяти вечера по времени Улан-Батора, выезжаем из столицы Монголии. Фотографируемся на память на главной площади Чингисхана, у Дома Правительства МНР с логотипом экспедиции «Абылай ханның қара жолы». Флаг с изображением хана Абылая, стал символом экспедиции из Казахстана в Монголии. Руководитель Мурат кажы Ыдырысулы (на фото – пятый справа) и все мы, выражаем огромную благодарность проводнику экспедиции Онерханулы Кабаю (на фото – первый слева), который желает нам счастливого пути: «Жолдарыңыз болсын!», - и отправляется домой на запад, в Казахский край – Баян-Улгий. Мы же двигаемся дальше, и основное направление, где планируется очередная остановка в пути, это столица Бурятии – Улан-Удэ. Если взглянуть на карту мира, город Улан-Удэ, где проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, находится к северу от Улан-Батора. Названия столиц Бурятии и Монголии похожи, как впрочем и языки. Известно, что халха-монголы, калмыки и буряты входят в монгольскую языковую группу, которая в свою очередь, относится к алтайской языковой семьи, состоящей из тюркской и тунгусской языковых групп.

Итак, международная экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» достигнув поставленных целей, возвращается в Казахстан. Путь предстоит транзитом через Восточную Сибирь, по побережью озера Байкал, древнетюркское исконное название которого «Байкөл», затем Западную Сибирь и через российско-казахстанскую границу на север Казахстана – Кокшетау. Подробности обратного пути в заключительном разделе хроники: «Экспедиция «Хан жолы» транзитом через Сибирь».

Сейчас же, к семи часам вечера проезжаем местность Баянчандмань, далее движемся в северо-западном, точнее сказать в северном направлении к городу с тюркским названием «Дархан-кала». По пути справа, остается Борнуур, далее проезжаем местности с характерными монгольскими топонимами: Хонгор, юго-западнее остаются Номгон, Орхон, Хотол. Далее Дархан – Сухэ-Батор и на север-восток – бурятская Кяхта. Через полчаса мы уже в городе Дархан, что в переводе с монгольского означает – кузнец. Этот компактный город является третьим по величине городом Монголии, вторым считается Эрдэнэт, где проживает чуть более ста тысяч человек, и наконец, первым является Улан-Батор – единственный мегаполис страны.

К слову, в богатом казахском языке, семантика «Дарқан» имеет несколько значений, в первом из которых переводится как: щедрый, свободный, привольный; и во втором значении, под историческим термином «дарқан» в свое время подразумевался кузнец-оружейник, освобожденный от податей, налогов, и пользовавшийся определенными льготами. Как видим, топоним «Дарқан» имеет общую этимологию, и в качестве термина был заимствован монголами у тюрков. Итак, город с тюркским названием остается позади. Перед нами же возникает великолепный Степной пейзаж! Мы останавливаемся, чтобы зафиксировать красивый закат вместе с Турсынхан-аға и Куралай. И резюмируя, можно назвать Монголию – страной номадизма и современности.

Исторически сложилось так, что именно здесь, в Центральной Азии были заложены основы государственности Тюркской цивилизации, наследниками которой являются Казахстан, Турция, Монголия и все тюркоязычные страны и этносы Евразийского континента. Кочевые цивилизации, внесшие огромный вклад в развитие мировой истории человечества остались в прошлых веках. Однако, сохранились традиции, культура. Свидетельством тому являются Всемирные игры Кочевников – «Дүниежүзілік Көшпенділер ойындары», направленные на развитие этнокультурного движения – наследия человеческой цивилизации, которые в этом году состоятся в столице Казахстана – Астане.

И в завершении, хотелось бы поблагодарить руководителя и автора идеи «Абылай ханның қара жолы» Мурата кажы Ыдырысулы за оказанное доверие в реализации масштабного республиканского проекта; научного руководителя Турсынхана Закенулы за сотрудничество; Алтынбека Кумырзака и главный исторический портал «Қазақстан Тарихы» за информационную поддержку, а также всех остальных членов, спонсоров с успешным завершением экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Реализация республиканского проекта в течении ряда лет способствовала возрождению исторического пути «Хан жолы».

Авторским коллективом ученых: Б.Бейсенбайкызы, Ж.Артыкбаев, М. Ыдырысулы для академического издания «Қазақстан тарихы» представлено новое научное исследование «Қазақ тарихындағы «Хан жолы». По итогам республиканских экспедиций изданы книги, опубликованы научные статьи в сборниках международных конференций. Таким образом, внесен определенный вклад в развитие историографии Казахстана.

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,

старший научный сотрудник

Акмолинского областного историко-

краеведческого музея г. Кокшетау.

Казахстан – Монголия. 2023 год.   

10:48
237
Нет комментариев. Ваш будет первым!