Международная экспедиция «Абылай ханнан – абыз Тоныкөкке дейін» (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛА - ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ.
Возвращаясь непосредственно к тюркским памятникам в честь Культегина и Бильге кагана, у которых были сделаны снимки экспедиции из Казахстана, то следует сказать, в долине Кокшин-Орхон сейчас находятся копии средневековых памятников. По данным официальных источников, в начале ХХІ века стелы для сохранности были перемещены в расположенный неподалеку от памятника музей Кошо-Цайдам; на месте же оригиналов установили бетонные копии.
По мнению экспертов, произведенная в рамках совместного проекта Монголии и Турции «Сохранение, реставрация и исследование некоторых древнетюркских памятников Монголии» консервация оказалась неудачной. В итоге, памятники потеряли свой естественный колорит, сохраняемый до этого в течении тринадцати веков – 1300 лет!? Как известно, мрамор является прочным, долговечным и устойчивым к температурным воздействиям камень, в связи с чем история тюрков и была выбита на «вечном камне». На снимке, сделанным автором этих строк, представлен оригинал памятника Бильге кагану, в экспликации которого на трех языках: монгольском, английском и турецком написано: «Стела Бильге хана. 735 год». Бесценный раритет, созданный из мрамора цвета «Көк» – символа Тюркской эпохи, представлен в археологическом музее Кошо-Цайдам. Однако, шедеврам мировой культуры в пространстве скромного музея, как говорится, не место. Альтернативой могла бы стать реконструкция, то есть восстановление всего комплекса-оригинала, построенного в честь правителя Тюркской империи – Бильге хана (684-734), в сооружении которого как известно, вместе с тюрками принимали участие и представители китайского посольства.
Изначально памятник находился в павильоне, с «вымощенной кирпичной кладкой, окруженной валом и ориентированный на восток. В том же направлении, на восток, на протяжении трех с лишним километров тянулись балбалы. Внутри павильона, по продольной оси, у ворот стояли парные каменные статуи баранов и сановников. Павильон со стелой, далее был установлен крытый черепицей квадратный кирпичный храм с мраморными скульптурами сидящих Бильге кагана и его супруги, каменный кубический алтарь. Навершие стелы высотой четыре метра, два дракона, поддерживающие щит с тамгой Бильге хана и краткой надписью, постаментом являлась скульптура черепахи – символ вечности в мировоззрении тюрков. Одна сторона стелы занята тамгозначной тюркской надписью, другая – китайской. Деяния и идеология Бильге кагана изложены как часть истории Тюркского каганата, автором которого является Йоллыг-тегин. Среди найденных драгоценных изделий, золотая корона самого Бильге хана и другие миниатюрные украшения». (Йислу, 1958. И. Кызласов, 2005).
«Весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков. Основными заслугами Бильге кагана следует признать восстановление и укрепление государства, военные победы, а также публикацию собственного манифеста, где воплотилась политическая программа великой тройки тюрков: политического правителя и главного дипломата ІІ Тюркского каганата – Бильге кагана, главного полководца Культегина и главного идеолога Тоныкока. Основой идеологии тюрков было отторжение китайской культуры и декларация превосходства своей, собственно Степной. Сам памятник неоднократно изучался многими учеными, однако заслуга детального описания принадлежит чешскому археологу Йислу, описание которого приведено выше. Также за мощеной дорогой этого древнего комплекса находился пруд для дождевой воды с керамической трубой, которая отводила излишек влаги. Рядом с Бильге каганом находился храм с жертвенником и мраморной статуей Культегина и его супруги. Важно также учесть, что древнетюркские памятники предназначались для народа и массового читателя». (Е. Ужкенов, 2023).
«Ученый-тюрколог является автором двух фундаментальных трудов: «Күлтегін ескерткіші: тарихи-деректанулық талдау», в котором представлен исторический, источниковедческий анализ средневекового памятника в честь Культегина и монография «Көне Түркі ескерткіштеріндегі қытай жазбалары», отличающаяся научной новизной, где в контексте исторических событий интерпретируются исконные топонимы, гидронимы и систематизируются китайские надписи на тамгозначных древнетюркских памятниках. Кроме того, Турсынхан Закенулы опубликовал ряд научных статей, посвященных истории древних тюрков и ойратов. Результатом изучения древнетюркского языка стал роман «Мәңгітас», посвященным сложным событиям Второго Тюркского каганата, героями которого стали знаменитые Тоныкок, Елтерис Кутлук каган и его младший брат Капаган, истории о Бильге кагане и Культегине, детях Елтериса. В романе ярко описан Тюркский Ренессанс в истории кочевников. «Көк бөрілердің көк жасы» – одно из самых ярких произведений Т. Закенулы, в котором он обращается к теме Чингисхана. Роман «Аттила» – еще одно историческое произведение автора, по мнению которого Европа является логическим продолжением Азии. Исторически между ними не было четких границ, существующих сегодня. Поэтому неудивительно, что легендарный Аттила и его предки отправились из Азии в Европу. И наконец, по утверждению историка Турсынхана Закенулы, тексты на древнетюркских памятниках, и в частности на стеле Культегина, следует рассматривать как документ, имеющий для Казахской государственности конституционное значение и представляющее собой начало национальной идеологии». (А. Каиржанов. «Поиски и находки Турсынхана Закенулы» //kazpravda.kz// 2022).
При входе в этот храм имеется краткое описание, которое нам с монгольского на казахский язык перевел проводник экспедиции – Кабай Онерхан. Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три этапа жизни Будды. На четвертом стенде, к примеру говорится, что город Каракорум, построенный по приказу Чингисхана в 1220 году, являлся не только административно-военным и торгово-экономическим центром, но и центром взаимодействия культур Востока и Запада. Каракорум окружали двухэтажные крепости с четырех сторон и четыре парадные ворота, здесь же находился буддийский монастырь, базар и другие торговые точки. Сейчас в центре территории храма находится круглая по форме площадь, которую все называют «Счастьем и Благоденствием». По сохранившимся легендам, именно здесь, в 1670 году находилась юрта Абатай хана, состоявшаяся из 1700 уыков и вмещавшая одновременно 300 человек. И наконец, пятый стенд посвящен истории старинного комплекса, в котором говорится, что в буддийском «Эрдэни-Дзу» служило много монахов, однако, в ходе репрессий и террора 30-х годов прошлого века 1500 лама и буддийских монахов были расстреляны. Спустя годы постановлением правительства Монголии храм взят был под охрану, отреставрирован и восстановлен. И вот уже почти шестьдесят лет является памятником архитектуры государственного, культурного и религиозного значения.
В Номгонской долине, экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» оказан был теплый прием, где по казахским традициям, в юрте накрыт дастархан, и продолжился разговор, начатый в Степи среди многочисленных памятников Тюркской цивилизации. Ученые-тюркологи Напил Базылхан и Турсынхан Закенулы, которых связывает давняя дружба, и Алтангэрэлийн Энхтур, которого все здесь на казахский манер, сокращенно зовут «Төре», делились последними научными новостями. Со слов Э. Алтангэрэлийна, в развитие тюркологии внесли свой вклад и ученые из Турции: зав. кафедрой истории Стамбульского университета «Yeditepe», доктор Ахмед Ташыгал и профессор С.Тумеч из Анкары, И. Дурмуш из Стамбула, и конечно известный монгольский археолог, Заслуженный деятель наук Монголии, профессор Довдойн Баяр, бывший в свое время призером чемпионата Азии по боксу. В свою очередь, руководитель международной экспедиции из Казахстана – Мурат кажы Ыдырысулы поблагодарив ученых, преподнес им в качестве подарков традиционные казахские шапаны в этностиле.
Оставив позади Номгонскую долину, где тысячелетие назад господствовала Тюркская цивилизация, мы движемся в восточном направлении к Улан-Батору, по территории сомона Хашаат, аймака Архангай. Столица, расположенная на территории Тувенского аймака, вместе с двумя другими: Уверхангай и Архангай, географически входит в Центральный регион страны. Как известно, название столицы – «Ұлан-Батор» инициировано было государственным и политическим деятелем из Казахстана – Тураром Рыскуловым, который в качестве представителя Коминтерна сыграл важную роль в становлении новой Монголии. До переименования город назывался – Урга, по-казахски «Өрге». Символично, что столетие назад, и в создании первой Конституции этой Центрально-Азиатской страны принял участие выдающийся казахский деятель Турар Рыскулов. Посвященная этому важному событию в истории халхи есть экспозиция, представленная в Баян-Улгийском аймаке Западной Монголии.
Со слов Онерхана Кабая, казахи и сейчас занимают активные позиции во всех сферах жизнедеятельности общества. К примеру, в законодательном органе – Великом Государственном Хурале, по итогам выборов 2020 года в состав Парламента вошли трое представителей из Казахского края МНР. Это Кабдисиламулы Бадельхан, Тлеуханулы Аубакир и Бейсен Буланулы. В Правительстве также было несколько министров-казахов, к примеру, Бадельхан Кабдисиламулы, до выборов в Парламент являлся Министром строительства и городского развития Монгольской Республики. В истории Монголии и первыми женщинами-полковниками стали казашки! Служившие в Министерстве Внутренних Дел сестры Анаргуль Каусылгазыкызы и Женисгуль Каусылгазыкызы также родом из Баян-Улгий, первая из которых является доктором медицинских наук. В сфере бизнеса, и особенно строительного, также лидируют казахи, являющиеся вторым по численности крупным этносом Монголии. И даже на встрече с Президентом, прошедшей несколько лет назад в Кобде, говорилось о высоких темпах роста казахского населения, несмотря на продолжающуюся эмиграцию. Поэтому, когда в девяностые годы началось массовое переселение этнических казахов на историческую родину – Казахстан, в Казахском крае Монголии «Бай-Өлке» появилась песня «Ел көшкенде», в которой есть такие строки: «Үш ойғырдың басынан Ел көшкенде, Қара желі Қобданың желдеткенде. Айырылып ағайын туыстардан, Ақ жаңбыры көңілдің селдеткенде. Керей, Уақ, Найманның, Бұзылмаған қаймағын. Кімге тастап барасың? Баян-Өлгей аймағын!». Автором слов является Мурат Пушатайулы, музыку написал Биржан Файзуллаулы. Фрагмент песни записан со слов информатора экспедиции и экс-акима Баян-Улгий – Онерханулы Кабая.
Сегодня, после нескольких дней проливного дождя почва в центральных аймаках Монголии влажная, погода пасмурная. Сейчас приближаемся к столице Улан-Батора, окраина которого как и впрочем, большинства других городов мира начинается с частного сектора, но здесь еще вы увидите и юрты. В пригороде также можно встретить пасущихся лошадей, огромные стада овец на жайлау, где занимаются производством различного вида скота, словом, землю используют рационально. Разнообразный горный ландшафт является характерной особенностью этой страны Азии, Улан-Батор же можно назвать городом синтеза номадизма с современностью. Вечер завершился ужином в столичном ресторане «Керім-Сұлтан-Halal», и кстати, владельцем которого является этнический казах из Баян-Улгий. В ресторане огромное разнообразие блюд и отличный сервис. Здесь звучит казахская речь и казахская музыка! Клиенты заведения тюркоязычные, но можно встретить и халха-монгол, китайцев, европейцев.
День 13 июля 2023 года для экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» начался со встречи с представителями Казахской диаспоры Улан-Батора – «Қазақ дамуы». Международную экспедицию из Казахстана во главе с Муратом кажы Ыдырысулы встречали председатель Желбеубай Толовхаан – обладатель ордена «Алтын жұлдыз» народный депутат, юрист Майрагуль Кабылгазыкызы. Фото автора: Б.
«Назидательный характер содержания текста, высеченного в честь Тоныкока (Тоньюкука), обращение к народу, совместно с призывами к единению позволяет оценить этот памятник как один из наиболее ценных источников духовной культуры тюркских народов. По представлениям тюрков, каган являлся олицетворением космоса, высокого синего неба, именуемого Тенгри, которое даровало свое благословение в форме «Құт». Представитель знатного рода ашидэ, как и ашина, мудрый Тоныкок служил советником при трех тюркских правителях: Елтерисе (679-691), Капагане (691-716) и Бильге кагане (716-741). Исторический контекст памятников древнетюркской письменности – слова назидания потомкам и гордость за свое Отечество! Целостная концепция основ идеологии тюркского социума, генезис которой длился на протяжении тысячелетий, сохранил свои корни в идеологии современных тюркоязычных народов, в традиционной культуре казахов, имеющих важное значение в контексте развития духовной культуры тюркских народов и казахов». («Тюркология». А. Досымбаева, 2014).
Итак, международная экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» достигнув поставленных целей, возвращается в Казахстан. Путь предстоит транзитом через Восточную Сибирь, по побережью озера Байкал, древнетюркское исконное название которого «Байкөл», затем Западную Сибирь и через российско-казахстанскую границу на север Казахстана – Кокшетау. Подробности обратного пути в заключительном разделе хроники: «Экспедиция «Хан жолы» транзитом через Сибирь».
Сейчас же, к семи часам вечера проезжаем местность Баянчандмань, далее движемся в северо-западном, точнее сказать в северном направлении к городу с тюркским названием «Дархан-кала». По пути справа, остается Борнуур, далее проезжаем местности с характерными монгольскими топонимами: Хонгор, юго-западнее остаются Номгон, Орхон, Хотол. Далее Дархан – Сухэ-Батор и на север-восток – бурятская Кяхта. Через полчаса мы уже в городе Дархан, что в переводе с монгольского означает – кузнец. Этот компактный город является третьим по величине городом Монголии, вторым считается Эрдэнэт, где проживает чуть более ста тысяч человек, и наконец, первым является Улан-Батор – единственный мегаполис страны.
Исторически сложилось так, что именно здесь, в Центральной Азии были заложены основы государственности Тюркской цивилизации, наследниками которой являются Казахстан, Турция, Монголия и все тюркоязычные страны и этносы Евразийского континента. Кочевые цивилизации, внесшие огромный вклад в развитие мировой истории человечества остались в прошлых веках. Однако, сохранились традиции, культура. Свидетельством тому являются Всемирные игры Кочевников – «Дүниежүзілік Көшпенділер ойындары», направленные на развитие этнокультурного движения – наследия человеческой цивилизации, которые в этом году состоятся в столице Казахстана – Астане.
И в завершении, хотелось бы поблагодарить руководителя и автора идеи «Абылай ханның қара жолы» Мурата кажы Ыдырысулы за оказанное доверие в реализации масштабного республиканского проекта; научного руководителя Турсынхана Закенулы за сотрудничество; Алтынбека Кумырзака и главный исторический портал «Қазақстан Тарихы» за информационную поддержку, а также всех остальных членов, спонсоров с успешным завершением экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Реализация республиканского проекта в течении ряда лет способствовала возрождению исторического пути «Хан жолы».
Авторским коллективом ученых: Б.Бейсенбайкызы, Ж.Артыкбаев, М. Ыдырысулы для академического издания «Қазақстан тарихы» представлено новое научное исследование «Қазақ тарихындағы «Хан жолы». По итогам республиканских экспедиций изданы книги, опубликованы научные статьи в сборниках международных конференций. Таким образом, внесен определенный вклад в развитие историографии Казахстана.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник
Акмолинского областного историко-
краеведческого музея г. Кокшетау.
Казахстан – Монголия. 2023 год.