Международная экспедиция «Абылай ханнан – абыз Тоныкөкке дейін» (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
Основной раздел данной хроники знакомит с интересными моментами международной экспедиции из Казахстана в Монголию «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін». Символом экспедиции стали две великие личности в истории тюркских народов: Тоныкок и Абылай, которых в тысячелетнюю эпоху объединила Тюркская цивилизация! Именно здесь, в самом центре огромного континента Евразии зародилась древняя Тюркская цивилизация, внесшая неоценимый вклад в развитие мировой истории человечества. Основной целью данного экспедиционного проекта явилось установление международных научных связей, диалога с общественностью, представителями крупнейшей Казахской диаспорой Западной Монголии. Посещение исторических мест в Азии, связанных с мировыми средневековыми державами – Великой Тюркской империей и империей Чингисхана. От Жошы хана – основателя государства с 800-летней историей «Ұлық Ұлыс», ведется генеалогия всех казахских ханов, в том числе и великого хана Абылая, резиденция которого «Хан ордасы» находилась в историческом Кокшетау. Именно с Кокшетау начинался сакральный путь Абылая «Хан жолы», сыгравший важную роль в развитие международных отношений.
В мировой истории человечества существуют свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладают письменностями. В числе избранных – казахский язык, произошедший от древнетюркского. У нас представилась возможность ознакомиться с памятниками мировой культуры и письменности, посетить исторические места, связанные со знаменитыми личностями в Евразийской истории: Культегина, Тоныкока, Бильге кагана, Чингисхана и других, в том числе и последнего правителя Джунгарского ханства Амурсаны, союзником и защитником которого выступил казахский хан Абылай. Посетить все известные музеи от Республики Алтай до Монголии и Сибири, экспедицию международной Тюркской Академии «Номгон» и Казахский Курылтай в «Баян-Өлгей». Значимым явилось установление контактов в научной сфере. Данная экспедиция состоялась под руководством автора идеи Мурат кажы Ыдырысулы. Протяженность маршрута по территории трех стран в направлении: Казахстан – Россия – Монголия – Казахстан составила около 10000 километров.
Со слов проводника экспедиции Онерхана Кабая, монголы рационально используют свою пустыню. Именно во время прошедшей не так давно пандемии, Монголия начала развивать внутренний туризм. В связи с закрытием границ, халха-монголы стали приезжать в Казахский край «Баян-Өлгей» – своеобразный оазис в пустыне Гоби. Ведь именно здесь находятся Алтайские горы с пятью вершинами «Бесбоғдатау» и пик Кейтэн, самая высокая точка Монголии – 4374 м. Приезжающие туристы воочию могут увидеть древнетюркские памятники – баба-тасы и знаменитый казахский промысел – охоту с птицами. Именно здесь живут династии беркутчей, многие из которых кстати, вернулись на историческую родину в Казахстан, другие же ежегодно приезжают на международный турнир «Қаңсонар» в Кокшетауском регионе, в честь известного беркутчи Батырхана Масипа. Мы же будучи на западе Монголии, встречали здесь местных туристов из Улан-Батора и других городов. Таким образом, Казахский край «Баян-Өлке» является привлекательной зоной для развития как внутренного так и международного туризма Монголии.
Путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» продолжается в юго-западном направлении. Во второй половине дня, ближе к трем часам проезжаем реку Байдраг-гол и останавливаемся на перерыв. Делаем
С рекой Байдраг-гол, в некоторых источниках Байдрак-гол, протекающей через Гоби связано много народных легенд. На древнетюркском и казахском языках река называется «Байтарақ». Со слов научного руководителя Турсынхана Закенулы, именно эти места – Алтайские горы и реку Байтарак он описал в своем романе «Көк бөрілердің көк жасы», сопоставляя топонимы по географическим картам, используя исторические источники, в том числе и «Чингизнамэ». Гидроним вышеназванной реки происходит от антропонима, и по мнению ученого, от имени девушки Байтарак, принадлежавшей роду Найман. Действия, разворачивающиеся в романе связаны и с этой местностью Монголии, которое в 1199 году посещал Чингисхан, носивший в то время еще имя Темучин. За роман «Көк бөрілердің көк жасы» писатель-ученый Т. Закенулы получил литературную премию Казахстана. И вот сейчас, почти четверть века спустя, смог посетить исторические места в качестве научного руководителя международной экспедиции, по приглашению автора идеи Мурата кажы Ыдырыса.
За сегодняшний день третий раз идет сильный дождь, точнее сказать, ливень, и небо затянулось тучами. Путь экспедиции продолжается по территории Уверхангайского аймака Центральной Монголии. Эта местность отличается разнообразной растительностью. Здесь, недалеко от города Арвайхээра, который проводник экспедиции по-казахски называет «Арбай
Как известно, генеалогия основателей Казахского ханства – төре-чингизидов ведется от правителя «Ұлық Ұлыс» Жошы хана. Государства, существовавшие на огромных просторах Казахстана в различные периоды являются частью истории древней Казахской государственности. Одним из таких периодов является так называемый золотоордынский, связанный с эпохой чингизидов – потомков империи Чингисхана, существовавшей на просторах Евразии в средние века. Известно, что в Х-ХІ веках на территории Казахстана шел процесс этнополитической консолидации под эгидой кыпчаков, который был прерван монгольской экспансией. Завоевав территорию тюркоязычных и других народов, монголы как ни парадоксально, были ассимилированы тюрками: переняли их язык, культуру, государственный и политический строй, заложенный в эпоху Тюркской цивилизации. Казахский язык – один из древних и богатых языков, относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков в системе тюркского суперэтноса. Вместе с тем, по мнению выдающегося ученого, лидера «Алаш» Алихана Бокейхана, казахский этнос на политической арене мира появился в ХІІІ веке – эпоху средневековья! Принято считать, что кыпчаки в ХІІІ-ХV веках составили основное ядро казахского народа, в который впоследствии вошли и другие племена. Таким образом, казахский народ является тюрко-монгольским этносом.
Несмотря на то, что представители казахского этноса и монгольского этноса являются азиатами, антропологически они отличаются друг от друга. Согласно официальных источников, современные казахи представляют казахстанский вариант тураноидной расы, с выраженными чертами европеоидной расы. Соотношение двух компонентов в антропологическом типе современных казахов составляет: европеоидность – около 30 %, монголоидность 70 %. Физиологический тип современных казахов имеет собственный статус среди антропологических типов народов Евразии.
«Казахи и монголы являются самостоятельными этнополитическими и историко-географическими субъектами. Процесс формирования казахов в нацию происходил в географическом пространстве от Алтая до Атырау, от западной Сибири по семиречью – Жетысу. А исконной территорией монголов является Центрально-Монгольское трехречье «Гурван гол»: Хэрлэн, Онон и Тула. Каждый из них имеет собственную историю и собственных лидеров. Таким образом, казахи и монголы самостоятельные творения истории. Следовательно, их корни в отдельности нужно искать в их собственном этногеографическом пространстве», - писал в своих трудах профессор К.Зардыхан, происходивший из Казахского края Монголии.
День 11 июля 2023 года для нас, участников экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» стал своеобразным кульминационным днем. Именно в этот день, мы посетили знаменитые на весь мир памятники Великой Тюркской цивилизации. Данный комплекс находится на побережье реки «Көкшин-Орхон», в северном направлении от Каракорума. Именно здесь правили легендарные тюркские лидеры: Бильге каган, Культегин и Тоныкок, последний из которых стал символом международной экспедиции из Казахстана в Монголию. На этом снимке, мы запечатлены с логотипом экспедиции и Государственным Флагом Казахстана. Здесь же, на фоне уникальных памятников мировой культуры записывается интервью с руководителем, автором идеи «Абылай ханның қара жолы» Муратом кажы
Из истории известно, что великий правитель Бильге каган, живший в VІІ-VІІІ веках, вместе с родным братом Культегином, сражаясь за народ и землю, стал основателем государства тюрков эпохи Степной цивилизации. Сохраняя единство древнетюркских этносов и покоряя народы, Бильге хан создал Великую Тюркскую империю, заложив основы новой идеологии, направленной на консолидацию тюркских этносов. Таким образом, в последующие века, древние тюрки сыграли важную роль в этногенезе и культурогенезе казахского этноса. Многие топонимы, появившиеся в Тюркскую эпоху, сохранились до наших дней, как на территории Казахстана, так и на территории Монголии.
Самым удивительным для нас явилось то, что исконное название реки, где воздвигли средневековые памятники Тюркской империи – «Көкшин-Орхон»! Символично, что экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін», стартовавшая из «Көкшетау», в основе своего топонима «Көк» – «Көкше» созвучна с древнетюркскими сакральными понятиями: «Көк Түркі», «Көк Тәңірі»! Известно, что древние тюрки именовали себя как: «Көк бөрі емген, Көк Тәңірге сенген түркіміз». «Көк» в переводе с казахского означает: небо – небосвод – небесную силу – Создателя, и затем лишь цветообозначения: синий, голубой и все другие производные значения. В мировоззрении тюрков сакральное понятие «Көк» идентично с Тенгри – «Тәңір», которое с казахского переводится как: «Бог, Создатель, Всевышний».
Если же говорить об «Ашина», то слово, имеющее иранскую этимологию, обозначает синий цвет, что аналогично древнетюркскому понятию «Көк». По всей видимости, аристократический род Ашина, составивший основу тюркских родов в эпоху гуннов, впоследствии распространившихся в Центральной Азии, и дал название вышеназванной реке. Таким образом, этноним тюрков «Көк», «Ашина», со временем трансформировавшись в сокращенную версию «Көкшин» и стал гидронимом реки «Көкшин-Орхон». Вторая же часть словосочетания, по мнению исследователей, также происходит от слияния двух слов «Арий-Ғұн», и в сокращенной версии «Аргун», «Орхун», «Орхон». Распространенный тюркский этноним «Арғын», представляющий вместе с другими один из крупных родов в составе казахского этноса, имеет по-видимому, общую этимологию. Гидроним же реки в полной версии звучал вероятно как: «Көк-Ашина-Арғұн», который впоследствии и дошел до нас в сокращенной версии – «Көкшин-Арғұн».
Именно здесь, на берегу реки Кокшин-Орхон, на возвышенности, которую сейчас называют Кошо-Цайдам и находятся знаменитые памятники Тюркской эпохи. По мнению исследователей, место у реки «Көкшин-Орхон», выбранное правителями Тюркского каганата оказалось удачным: «близость к ставке-резиденции правителей, нынешний Кара-Балгасун; доступность со всех направлений, благоприятная долина, огромная площадь; близость к реке и одновременно достаточная высота, чтобы избежать затопления; пологий подъем с южной стороны, удобный для размещения временной ставки правителя. Спокойный ландшафт с его внешним отсутствием разнообразия позволил Бильге-кагану сказать, что он поставил памятник брату Культегину на «величественном месте».
Возвращаясь к реке с тюркским названием «Көкшин-Орхон», которую сейчас называют притоком р. Орхон, официально нигде не упоминается, а встречается лишь в исторических архивных источниках. По всей видимости, исконное тюркское название реки Орхон – «Көкшин-Орхон», притоками которой являются: Тамир, Тола, Кара, Еро, гидронимы которых имеют тюркскую этимологию, но сейчас уже с монгольским окончанием «гол», подразумевающим собственно реку. Касательно же первой части топонима «Көкшин-Орхон», мы также можем предположить его происхождение из двух тюркских, но по сути казахских слов: «Көк» и «шын», семантика которых при слиянии в данной интерпретации означает: «Истинное Небо», «Создателя – Тенгри».
Ставший символом экспедиции «Абыз Тоныкөк», даже в имени своем имеет сакральное слово «Көк», встречающееся в тамгозначных изречениях. В подтверждение приведем его слова, оставленные на вечном камне: «Я – Тоныкок, провозгласил кагана, По воле Тенгри, правом обладая. И Елтересу присягнул, как хану. Народ, его каганом называя. Повел я войско, где река «Көк-Онг», имеет бурное и сильное теченье. Преодолеть ее отряд мой смог, Мы двигались к родному Отюкену. И победили малым их числом, Поскольку помогал нам Тенгри бог!» («Жыр жауһары». «Два тысячелетия поэзии». М. Магауин. Перевод с казахского языка. О. Жанайдаров, 2008). По мнению исследователей, с ссылкой на средневекового ученого Рашид-ад-Дина, в окрестностях Каракорума, где останавливалась экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» находилось 10 рек, под общим названием Онг-Орхон, и обычно, первое слово с монгольского переводят как «часть». Однако, если мы обратимся к главному источнику Тюркской империи – письменным тамгозначным памятникам, и в частности, к надписи Тоныкока, то здесь автором приводится «Көк-Онг», а также реки Ана, «Ертіс», топоним Отюген, то есть «Өтеген» – столица каганата, где впоследствии был основан Кара-Балгасун, гора Кегмен, земля тюрков «Алтын», то есть «Алтай», народ «Он оқ бұдын», далекая «Арқу», под которой подразумевался север и тюрки-сиры, то есть кыпчаки, впоследствии составившие основу казахского этноса. «У Капагана есть страна великая, и есть народ великий сиров-тюрков! Теперь воссел на трон Бильге каган. Народы тюрков и огузов возвышает он...». По мнению А.Ташыгала, Отюген являлся исторической столицей тюрков, был центром гуннов, «көк» тюрков, а также уйгур. Таким образом, локализация вышеназванных рек в данной местности, позволяет говорить о том, что их общим названием в полной версии, являлся гидроним «Көк-Он-Арғұн», имевший отношение и предкам тюрков – гуннам. Впоследствие же основа этого тюркского топонима встречается уже в сокращенной форме.
Что касается тюрков-кыпчаков, упоминаемых в древнетюркских памятниках, то известный казахстанский ученый Каржаубай Сарткожаулы, с ссылкой на Г. Рамстедта, прочитавшего в начале ХХ века слово «кыпчак» в эпитафии Елетмиш Бильге кагана – правителя Объединенного Тюркского каганата, в статье «Тюркские правители», в качестве примера приводит именно этот памятник: «Селенгинский камень», в котором говорится, что тюрки-кыпчаки властвовали в этих краях пятьдесят лет».
Как известно, самым древним тюркским языком считается язык гуннов, который появился в ІІІ веке до нашей эры. Доказательством тому является следующий факт: в эпоху гуннов, беков называли «Таң ері», «Көктің алыбы», что буквально означает правителя, находящегося на вершине общественного социума, и в переносном смысле Создателя – «Көк Тәңір». Гуннов – хунну принято считать прототюрками. Однако, есть редкие сведения о том, и в частности китайских источниках, что этот народ себя называл тюрками! (А.Маргулан, 1985). Фото автора: Б. Бейсенбайкызы.
«Наши предки – древнетюркские племена, обладавшие своеобразной, достаточно развитой культурой и письменностью, смогли еще в древнейшие столетия создать вечные памятники словесного искусства. Самые известные из них клинописные эпитафии (VІІ-VІІІ века) о Культегине, Тоныкоке и Бильге кагане – лидерах тюркского народа. Богатство содержания, глубина мысли и чисто художественные достоинства этих надписей на камнях свидетельствуют о высоком уровне, которое достигло искусство слова среди древних тюркских племен. Многие художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стелах в честь Культегина, Тоныкока, Бильге кагана, и поныне бытуют в казахском языке», - констатирует писатель-исследователь М. Магауин.
Древнетюркские памятники в честь Культегина и Бильге кагана, как отмечалось выше, расположены на берегу реки «Көкшин-Орхон» в степях Центральной Монголии. Полвека назад комплекс памятников при поддержке ЮНЕСКО взят под защиту государства. Четверть века спустя здесь велись совместные монгольско-турецкие археологические раскопки под руководством Д. Баяра. В комплексе тюркских каганов были найденные предметы из золота, серебра и драгоценных металлов. Эти уникальные находки прежде не встречались при исследовании комплекса памятников тюркских правителей, представителей аристократии. Количество найденных изделий составляет 1878 штук, из которых 17 видов – это изделия из серебра, 78 золотых изделий двадцати видов и 26 предметов из драгоценных камней. //TurkBitig//bitig.kz// Особую ценность представляет тюркская золотая корона, инкрустированная драгоценными камнями, декорированная растительным орнаментом, изготовленная из тончайшего золота в виде пяти лучей», принадлежавшая тюркскому кагану – Бильге хану.
В историографии Тюркской эпохи касательно датировки памятников, среди исследователей, тюркологов не раз возникали дискуссии, выдвигались различные теории. В ХІХ веке высказывалась гипотеза о принадлежности тамгозначных памятников к эпохе Гуннов и даже Сакской цивилизации!?
Великая Тюркская цивилизация! В чем же заключалась ее особенность? Как известно, прародиной тюрков является Алтай. Географический ландшафт цивилизации охватывает огромную территорию от Центральной Азии до Западной Европы. «Начиная с Гуннской империи, в состав которой входили и представители саков, Тюркские государства формировались на основе первого в истории человечества закона: «Земля – это основа государства», принятого основателем Гуннской империи – Мете ханом (Модэ), жившего в 234-174 годах до н.э. «Тәңір Құт».
«Преобладающей формой организации власти тюрков являлся кочевой тип государства, просуществовавший в разных формах с середины І тыс. до н.э. до ХVІІ века. Тюрки создали по всей Евразии свыше десятка оригинальных государств-империй. Особенность Тюркской цивилизации состояла в том, что тюрки, как никакой другой этнос, были великими стратегами-организаторами и идейными консолидаторами народов, соединяющих Евразийское пространство в некое синергетическое целое. Такая реализация интеграционных процессов под эгидой тюркских народов на территории Евразии определила широкий ареал распространения Тюркской цивилизации. В начале ХХ века некогда типологическая единая тюркская государственность распалась на ряд национальных государств, наследовавших тюркский этногенетический субстрат, но кардинально сменивших систему государственного устройства и управления. В политической строе тюрков существовали сложные формы общественного бытия и социальные институты – ел (эль), удельная система, дипломатия. Достаточно жесткой была социальная дифференциация, иерархия чинов и военная дисциплина. В результате был сформирован слой общества, который сконцентрировал исполнительные и административные функции.
Тюркский мир объединяет исконное языковое родство – тюркскую этноязыковую общность, сформированную на территории Алтая и Степях Азии в І тыс. до н.э. Тюркский мир представляет собой этническую общность, известную с VІІ века до н.э. Антропологически тюрки относятся к монголоидной и европеоидной расам, причем в большей мере распространены переходные формы. Среди антропологических типов доминирует смешанный тураноидный тип. Представление о Тенгри – главном божестве было распространено у всех прототюркских и тюркских народов. В образе «Тәңір» объединились различные ипостаси Мироздания тюрков: Мир как Абсолют и как видимая, осязаемая реальность, включающая «Көк» – Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование; наконец, Мир как совершенная Гармония – идеал. Тюркская цивилизация имела не только письменность, но и собственный алфавит. У тюрков характер передачи имел два основных направлений: первый – письменный, был связан со сферой государственности, второй – устный – с повседневной жизнью людей. Имея одну из самых древнейших письменностей, приоритетным основанием для тюркского мира все же служила устная передача, которая и становилась основой коммуникаций и межпоколенной связи. Преобладание устного способа передачи информации во многом обусловлено кочевым образом жизни, который требовал мобильности, что минимизировало передвижение материальных ценностей, в том числе и письменных текстов». (С. Аязбекова. AlmanachVIA EVRASIA).
«Тюрки на базе различных государственных образований сформировали и свою особую систему экономических отношений, объединяющую кочевое скотоводство и экономические ресурсы оседлого земледельческого и городского хозяйства. Товарно-денежные отношения во многом были обусловлены Великим шелковым путем, который стал генератором становления городов, трансконтинентальной торговли, обмена товаров. Найденные археологами монеты Тюркских каганатов VІ века свидетельствуют о развитых товарно-денежных отношениях тюрков.
Единство культуры и тюркского менталитета определено прежде всего языком, а точнее тюркской языковой группой, который в значительной мере способствовал на протяжении многих веков формированию близких всем тюркоязычным народам культурных ценностей и способов передачи культурного опыта. Тюрки смогли создать и четко отработанную систему мировоззрения, отличную от идеологических систем соседних стран. Следует отметить, что особенность Тюркской цивилизации состоит еще и в том, что набор ее цивилизационных элементов несколько больше, чем составляющие элементы общего понятия «цивилизация». Важной характеристикой Тюркской цивилизации является то, что пространство тюркского мира не очерчивается пространством Земли, а устремленно ввысь, в Космос. Самоотверженное служение Небу – «Көк», как первоначалу, ощущение и постоянное воссоздание связи с «Тәңір», проецирование космических (небесных) законов на повседневную жизнь людей, свидетельствует о том, что Космос «Көк» – «Тәңір» можно отнести к первоэлементам Тюркской цивилизации. Наличие собственного календаря, одного из самых древних – Тенгрианского – важнейший признак Тюркской цивилизации.
История тюркских народов свидетельствует о том, что главной особенностью Тюркской цивилизации является ее высочайшая способность к созданию интеграционных образований, затрагивающих не только государственные сферы, но и этногенетические, политические, правовые, философские, культурные, религиозные и другие составляющие государств и цивилизаций Евразии. Не случайно, известный исследователь тюркского мира Н.А. Амрекулов дает такие эпитеты тюркам, как «гармонизаторы и универсал-объединители Евразии». Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Тюркский мир создал свою неповторимую цивилизацию, которая коренным образом отличается от других. Ее самобытность определяется синтезом номадических цивилизационных оснований и основ оседлого мира, тенгрианской религией и космоцентрической картиной мира. Связанная с Космосом, судьба этой цивилизации, как никакой другой зависела от природы Вселенной, ее дыхания и ритмов – чередования статики и динамики, движения и покоя. И этот ритм свидетельствует о том, что жизнь Великой Тюркской цивилизации не завершилась! Ведь Тюркская цивилизация послужила основой для зарождения других цивилизаций. ХХІ век вновь открывает миру Тюркскую цивилизацию: во всем ее великолепии, внутренней универсальности и самобытной уникальности, с ее особой структурой, включающей в отличие многих других цивилизаций Космос – (Небо – «Көк») в его тотально-созидательном значении», - резюмирует в научной статье «Тюркская цивилизация» в системе цивилизационных классификаторов» доктор философских наук С.Ш. Аязбекова. «Almanach VIA EVRASIA». //viaеvrasia.com/ru//.
ПРОДОЛЖЕНИНИЕ - ПО ДАННОЙ ССЫЛКЕ.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ, старший научный сотрудник
Акмолинского областного историко- краеведческого музея г. Кокшетау.
Казахстан – Монголия. 2023 год.