С исторического пути «Хан жолы» на Запад Монголии (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО МАТЕРИАЛА - ПО ДАННЫМ ССЫЛКАМ:
- Экспедиция по маршруту: "Казахстан – РФ – Монголия – Казахстан". К истокам Тюркской цивилизации
- Экспедиция: "Казахстан – РФ – Монголия – Казахстан". К истокам Тюркской цивилизации. (ЧАСТЬ 2)
- С исторического пути «Хан жолы» на Запад Монголии (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
На следующий день, 9 июля 2023 года путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» продолжается по самому западному аймаку страны. Что интересно, название города на монгольском звучит просто «Олгий», но все равно город как и аймак на казахском именуют: «Баян-Өлгей», «Баян-Өлке», то есть по первоначальному топониму края.
Что касается знаменитой реки Орхон, которая встретится впереди на нашем пути, то по некоторым сведениям, гидроним происходит от Аргун, об этом говорит и ученый-филолог Е. Турсунов: «Этнотопонимы их многократно повторяются по местам прохождения ариев, гуннов, от берегов рек Аргун, Орһун (Орхон)». По всей видимости, этимология известного рода Аргын происходит от вышеназванного этнотопонима Аргун. Сейчас же проезжаем через реку «Қобда», на монгольском Ховд-гол, о которой было сказано выше. Аксакал из этих мест Зейнелкабдыл Казидоллаулы, встретившись с руководителем Мурат кажы Ыдырысом, рассказал нам некоторые сведения о происхождении гидронима реки. По сохранившимся легендам, предки их численностью более 10000 человек прибыли на территорию Западной Монголии в 60-70 годах ХІХ века из Китая. По другим же данным, казахи обосновались в этих краях в начале ХІХ века. По мнению аксакала Зейнелкабдыла, возможно, что и название реки Кобды происходит от имени казахского батыра Кобеша, прибывшего сюда со своим родом из Китая и называет некоторые сохранившиеся топонимы этнородовых аулов – кыстау: «Үшқара», «Соғақ қыстауы» и другие. С батыром Кобеш Айтбайулы был и Жылкышы Актайулы, вместе возглавившие переселение. Однако, версия происхождения гидронима Кобд от имени Кобеша маловероятна, так как топоним Ховд существовал еще за двести лет до вышеприведенных событий. В свою очередь, миграции казахов в Монголию способствовала нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация в Китае во второй половине ХІХ века.
Следует сказать, на Западе Монголии в системе продолжающихся Алтайских гор, каждая сопка, вершина и гора имеет свой казахский ороним. Сейчас, к примеру, справа виднеется «Бөкентау», «Баянтау», некоторые называют эту гору Байынтау, здесь же встречается широко распространенный ороним «Қаратау», далее «Сарыбастау тауы», недалеко озеро с одноименным гидронимом «Сарыкөл», слева находятся горы под названием: «Сайыртау», «Көксеркетау» и другие.
Что касается источников по истории Казахского края «Баян-Өлгей», то исследований по этой проблеме немного. Одним из таких научных трудов является книга А. Сарая: «Революциядан бұрынғы Моңғолия Қазақтары», где представлен анализ источников ХІХ-ХХ веков по историографии края. Редактор издания 1992 года доктор исторических наук А. Минис. Книга, переведенная с монгольского на казахский язык О. Кабсаттаром и рекомендованная в печать Институтом Истории Академии Наук Монголии, сегодня уже является редким экземпляром. Современные же исследования связаны в основном с археологической наукой и представлены изученными памятниками древнего, средневекового периодов на территории региона.
Ближе к 11-ти часам экспедиция «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» выезжает из Баян-Улгий. Путь держим в юго-западном направлении на Ховд, расстояние до которого 155 км. Дороги здесь также платные. За выезд из города водитель каждого автомобиля платит 1000 тугриков, или 131 тенге. У подножия Алтайских гор появляется огромное озеро «Меңдыкөл». На монгольском гидроним именуется Толбо. Что интересно, есть и аналогичный топоним «Толбо сумын» в составе Казахского аймака. «Справа виднеется завод по производству красного кирпича. Дорога между Баян-Улгий и городом Ховд построена на средства Азиатского банка развития», - комментирует К. Онерхан. Сейчас же мы проезжаем центр сомона, то есть района Толбо, где проживают только представители казахского этноса.
Путь экспедиции «Абылай ханнан абыз Тоныкөкке дейін» продолжается в юго-западном направлении. На окраине аймака появляется настоящий оазис – прекрасный летний жайлау с многочисленными белоснежными юртами, раскинувшимися на небольшом расстоянии друг от друга. Вдали виднеются горы Монгольского Алтая. Именно такие оазисы в полупустынной Степи, словно созданные художником великолепные картины природы и привлекают туристов, путешественников со всего мира!
Что касается основной отрасли аграрного производства Монголии, то местопребывания сезонных пастбищ: «кыстау, көктеу, жайлау, күзеу» здесь регулируется специальным законом, изданного почти четверть века назад. «Земли поделены поровну и споров как раньше практически не возникает, поголовье же скота в среднем составляет от 500 до 1000 голов», - говорит наш проводник Кабай. Удивительно, но на одной из вершин Алтая по мнению К. Онерхана читается слово «Аллах» буквами арабского алфавита.
Как видим, кочевое скотоводство, оставаясь основной отраслью материального производства Монголии, удивительным образом сочетается с современностью. Расположенные же у подножия Алтайских или любых других гор казахские этнородовые аулы – кыстау, или говоря современным языком, фермерские хозяйства, зимой надежно защищены от снега и ветров. Данную практику использовали с древнейших времен, об этом писал в своих исследованиях ученый Шокан Уалихан – правнук великого хана Абылая, в честь которого и проводится масштабная международная экспедиция.
Ближе к часу дня мы уже на территории Кобды, на монгольском – Ховд, где своеобразной границей данного аймака служит перевал Хашаат. Экипажи экспедиции спускаются к низине, воздух здесь теплее. Слева, на побережье реки Буянты расположен казахский аул, с развитым аграрным производством и растениеводством. На казахском языке, монгольское «Буянты» – это «Берекелі», «Құтты», что буквально означает благодатную местность. Справа же находятся монгольские аулы с посевными площадями, расположенные между рекой Буянты, - комментирует Онерханулы Кабай, свободно владеющий тремя языками: казахским, монгольским и русским.
По данным «Wikipedia», Ховд расположенный в Западной Монголии является одним из старейших городов страны, административным, экономическим и культурным центром региона. История Ховда восходит к 1685 году, когда джунгарский хан Галдан Бошокту в целях противодействия маньчжурской экспансии основал здесь свою ханскую ставку. С 1762 года на берегу одноименной реки появляется город Ховд. Этот аймак – самый многонациональный по составу, где проживают халха-монголы, общей численностью 25% населения, казахский этнос здесь также многочисленный, остальная же часть населяющих край представлена различными ойратскими племенами, которые в свою очередь являются западными монголами, то есть потомками калмыков – джунгар.
Итак, именно здесь в западно-монгольском Ховде, два с половиной столетия назад происходили события, связанные с последним правителем Джунгарского ханства, ойратским нойоном Амурсаной, союзником и защитником которого выступил казахский хан Абылай – один из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в истории Казахстана и Центральной Азии XVIII века.
«Середина восемнадцатого столетия стала временем исторического успеха и роста популярности, тогда еще носившего титул султана – хана Абылая, которую он приобрел благодаря успешной внешней политике особенно на Востоке, сначала в отношении Джунгарского ханства, затем Китайской империи Цин». (Н. Лапин. 2017). «В условиях военного времени, молодой султан становится главнокомандующим Всеказахских войск при действующем хане Абулмамбете. Однако все войны, которые велись казахами после 1730 года, с полным основанием можно называть Абылаевскими». (Шахимарден. 2001).
Из истории известно, что осенью 1751 года, именно к казахскому хану Абылаю, потерпев поражение от правительственных войск бежали джунгарские нойоны Амурсана и Дабачи. «Джунгарский правитель ультимативно потребовал их выдачи, в противном случае угрожая Абылаю войной. В связи с этим хан Абылай созывает в Кокшетау «Всеказахский Курылтай», на котором несмотря на сопротивление ряда султанов и биев настоял на невыдаче Амурсаны и Дабачи». (К. Абуев. 2013).
«Амурсана не входил в иерархию Джунгарского ханства и полагался на Дабачи. Тем не менее, брак с дочерью влиятельного хана Абылая – лидера соседнего Казахского ханства, и союзы с различными лидерами клана ойрат позволили ему накопить достаточной поддержки. Однако, Дабачи отказывает Амурсане поделить земли Джунгарского ханства на двоих, и нападает на бывшего союзника». /Amursana./ru.wikibrief.org/ Таким образом, Амурсана вынужден был бежать на Запад Монголии – Ховд, где присягнул на верность китайскому императору Цяньлуну. Однако, вскоре и между ними возникли противоречия, в итоге Амурсана (1722-1757) поднял восстание против империи Цин. Определенное время ему удавалось оставаться лидером ойратов, но недолго. После поражения от китайских войск Амурсана просит помощи у Абылая – хана Казахского государства (1711-1781).
Касательно Казахско-китайской войны, «которую в 1756-1757 годах вел хан Абылай против сильнейшего противника, и вел практически, не имея союзников. Результат этого противостояния был достаточно неожиданным – бывшие противники заключили между собой соглашение, и уже совместно выступили против последних джунгар поверженного государства. Таким образом, казахские воины с честью выстояли борьбу с сильнейшим противником, равного которому не было в тот момент среди государств материковой части Азии. Дальновидный и проницательный политик Абылай вовремя понял, как следует действовать. В результате казахи смогли не только сохранить свою независимость, но и начать постепенное продвижение на восток, где им удалось de facto овладеть рядом земель, некогда утраченных их предками в войнах с джунгарами». (А. Пастухов. 2015).
Так завершилась двухсотлетняя Казахско-джунгарская война, победу в которой одержал казахский народ, во многом благодаря стратегическим действиям выдающегося политика, дипломата – хана Абылая и его знаменитых батыров, главнокомандующего войск Канжыгалы Богенбая, Каракерей Кабанбая, Наурызбая, Жанатая, Ер-Жанибека и других.
С того времени прошло без малого два с половиной столетия. Сегодня Казахстан и Монголия являются независимыми государствами. Встретивший нас представитель казахской диаспоры Ховда – Арыстан Шолтайулы, показал экспедиции из Казахстана памятник Амурсаны – последнего ойратского правителя и нойона, который установлен недалеко от памятника основателя этого города – Галдан Бошокту хана, что на центральной площади города Ховд – Khovd-city.
Этот аймак этнические казахи называют Кобдом. Ховд – немногочисленный по составу, небольшой монгольский город, состоящий из невысоких жилых и административных зданий, расположенных в окружении Алтайских гор. На окраине раскинулись многочисленные жилые юрты, есть буддийский монастырь. Регион считается центром развития Западной Монголии, здесь есть колледжи, университет, правительство финансирует сферы образования, культуры и т.д. Однако, по сравнению с Ховдом, город «Баян-Өлгей» выглядит посовременее, и во многом благодаря казахским бизнесменам-меценатам, активно инвестирующих в развитие своего края.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
старший научный сотрудник Акмолинского областного историко- краеведческого музея Кокшетау