Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей

Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей

Согласно пункта 27 «Плана нации – 100 шагов» - «Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей» подразумевается объемная и насыщенная работа. Так, в 2010 году, с принятием нового Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» была заложена основа создания института частных судебных исполнителей. Тогда ЧСИ были созданы в качестве альтернативы государственным, имея определенные ограничения в исполнении определенных категорий и практически полный судебный контроль за процессуальными действиями. Затем поэтапно сфера применения частного исполнения расширялась, что нашло свое отражение в изменении законодательства в 2014 году.

Решающим этапом в реформировании сферы принудительного исполнения является реализация поручений Главы государства, озвученных в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов».

В рамках Предпринимательского Кодекса внесены концептуальные поправки в Закон об исполнительном производстве, предусматривающие практически полный переход на частную систему исполнения частных судебных исполнителей.

Так, определена исключительная компетенция ЧСИ на взыскание с физических и юридических лиц, а также в пользу государства, если сумма взыскания не превышает 1000 МРП. Государственные же судебные исполнители будут заниматься взысканием с государства, с юридических лиц с участием государства, в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, а также выселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства, конфискации имущества.

Кроме того, ЧСИ предоставлено право по истребованию информации о банковских счетах физических лиц;

- сокращены санкционируемые действия ЧСИ (с 13 до 7);

- расширены полномочия помощников ЧСИ путем передачи функций, не связанных с вынесением процессуальных действий и постановлений;

- установлена оплата ЧСИ по социально-значимым исполнительным производствам из государственного бюджета (5 МРП);

- расширены полномочия Республиканской палаты и другие новшества.

Данные новшества в текущем году практически будут реализовываться. Так, по итогам 8 месяцев 70% документов находится на исполнении ЧСИ.

С принятием в 2010 году нового Закона был наработан существенный опыт. За прошедшие 6 лет, несмотря на сомнения и скептическое отношение общества при создании института ЧСИ, главным достижением стало его жизнеспособность.

С 2011 года численность по республике составило 142 частных судебных исполнителей, из них по Акмолинской области – 2. Сегодня их число возросло по республике до 1299, по области – 68. За каждым районом области закреплены ЧСИ.

Вторым достижением стало их фактическое взаимодействие с коммерческими структурами, признающие их мобильность и эффективность.

Второй немаловажный аспект Плана – это поэтапное сокращение государственных судебных исполнителей. Из опыта других государств известно, что данные службы полностью подконтрольны государству, тогда как в других преобладает частный подход. Наш переход к частной форме исполнения не является случайностью. Во-первых, это было обусловлено проблемами, которые имелись в государственной системе, которая не способна была справиться с ежегодным увеличением объема производств. В качестве альтернативы было введено частное исполнение при параллельном функционировании.

При этом в частном исполнении есть большое преимущество, ЧСИ - это самофинансируемый механизм. ЧСИ сам решает сколько помощников, технических работников, осуществляющих вспомогательные функции, у него будут. В результате, частный может отработать бо'льший объем производств, чем один государственный судебный исполнитель, который делают всю эту работу сам.

В соответствии с действующим законодательством, ЧСИ может стать лицо, достигшее 25-летнего возраста, имеющее высшее юридическое образование и получившее лицензию ЧСИ. Лицо, получившее лицензию, вступает в членство палаты и может начать работу.

Лицензионный контроль со стороны государства в этом вопросе будет непосредственно осуществляться уполномоченным органом.

За последние годы увеличилось количество исполнительных документов, остаются проблемы с взысканием алиментов, уплате штрафов.

Однако, важным фактором, который позволит справиться с увеличившимся объемом производств, является автоматизация действий судебного исполнителя.Министерством в течении 3-х лет разработана информационная система АИСОИП, позволяющая минимализировать затраты на исполнение, вести учет и одновременно получать информацию с 52 баз данных, автоматически формировать основные процессуальные документы, получать в электронном формате исполнительные документы.

Запущено электронное санкционирование постановлений судебных исполнителей и получение с судов исполнительных документов в электронном формате посредством интеграции АИСИОП с ИС Верховного суда «Торелик».

Функция по получению электронных документов реализована и с МВД. Система интегрирована с системой «Беркут» КНБ, с ЭГЗ Минфина, платежным шлюзом электронного правительства, электронной торговой площадкой.

Для удобства граждан созданы личные кабинеты сторон исполнительного производства, в которых граждане не обращаясь к должностным лицам, могут ознакомиться с действиями судебного исполнителя и обратиться к нему с заявлениями.

Также система передает сведения на сайт Министерства в онлайн-режиме о лицах, являющихся должниками и имеющих запрет на выезд из страны.

Касательно аффилированности судебных исполнителей с БВУ, и в этой связи с возможным ущемлением прав граждан, нужно отметить, что есть механизм защиты прав сторон: это право обжалования всех действий судебного исполнителя в суд и уполномоченные органы, судебный контроль посредством санкционирования действий. Поэтому риск минимальный, но даже если он будет иметь место быть, то имеется возможность восстановления прав, в том числе путем возмещения со стороны ЧСИ, которое гарантировано его обязательным страхованием.

Государство постепенно откажется от финансирования системы органов принудительного исполнения. Осуществляться это будет за счет должника, то есть система должна стать самодостаточной. В этом имеет место ответственность ЧСИ за свои действия. Контроль за деятельностью ЧСИ осуществляется Министерством, его территориальными органами, а также Республиканской палатой ЧСИ и ее филиалами. Деятельность ЧСИ является лицензируемой. При выявлении нарушений предусмотрена дисциплинарная ответственность ЧСИ в виде предупреждения, исключения из Республиканской палаты, а также приостановления либо прекращения действия лицензии.

Помимо этого, ЧСИ не вправе осуществлять свою деятельность при отсутствии договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. В случае причинения материального ущерба сторонам исполнительного производства, ЧСИ отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.

Созданная система контроля соответствует мировым стандартам.

С 1 января 2016 года у нас в РК действует новый ГПК. В правоприменительной практике за прошедший период очевидным преимуществом является возможность электронного взаимодействия, предусмотренного новым ГПК. Это значительно облегчило работу судебных исполнителей при направлении процессуальных документов на исполнение. Еще одним новшеством стало то, что судебный исполнитель стал субъектом, по инициативе которого может восстанавливаться утерянный исполнительный документ.

Совершенствование работы ЧСИ – это ключ к успеху нового института. В целом, меры, принятые Министерством юстиции создали прочную основу для дальнейшего его развития и возможности перехода на преимущественно частное исполнение.

Роль ЧСИ в Казахстане будет обретать реальные черты оперативной и современной модели исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. При этом государственные судебные исполнители останутся на страже интересов государства, как инструмент конечного влияния на должника.

В условиях конкуренции частным судебным исполнителям необходимо уделить особое внимание качеству исполнительских действий, так как отсутствие данного фактора может привести к негативным последствиям финансового и правового характера, а также не допускать ущемления прав физических и юридических лиц.

В Акмолинской области общее количество населения – 745 536 человек, на которое приходится 68 ЧСИ. Увеличение количества частных судебных исполнителей с начала т.г. составляет – 30.

1. Из них в городе Кокшетау - 36 ЧСИ;

В районах 32 ЧСИ:

1. Атбасарский район - 5 ЧСИ;

2. Бурабайский район - 3 ЧСИ;

3. Зерендинский район – 5 ЧСИ;

4. Целиноградский район - 2 ЧСИ;

5. Буландинский район - 1 ЧСИ;

6. Аршалынский район - 2 ЧСИ;

7. Есильский район - 1 ЧСИ;

8. Енбекшильдерский район - 1 ЧСИ;

9. Жаксынский район - 1 ЧСИ;

10. Астраханский район - 1 ЧСИ;

11.Сандыктауский район – 2 ЧСИ;

12. Шортандинский район – 1 ЧСИ;

13. Аккольский район – 1 ЧСИ;

14.Жаркаинский район – 1 ЧСИ;

15. Ерейментауский район – 1 ЧСИ;

16. г. Степногорск - 2 ЧСИ;

17. Коргалжынский район – 1 ЧСИ;

18. Егиндыкольский район – 1 ЧСИ.

За 2015 год - 38 ЧСИ. В сравнении с 2016 годом количество ЧСИ возросло на 30 %.

А. Дермановский,

Руководитель Департамента юстиции Акмолинской области,

Председатель Акмолинского филиала РОО «Союз юристов»

15:24
1698
Нет комментариев. Ваш будет первым!