Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Служение правосудию во имя верховенства закона

Служение правосудию во имя верховенства закона

Современная судебная система Казахстана в первую очередь является преемником советской системы правосудия, которая имела свои очевидные недостатки и несомненные преимущества, но, при этом, находится под влиянием исторических традиций, заложенных во времена «Золотого века» бийского правосудия Великой степи XVII века при Тауке хане.

Чокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Из поколения в поколение они передавали юридические знания, основанные на житейском нравственно-правовом опыте. Сегодня суд биев остался в памяти поколений как независимое, профессиональное и мудрое правосудие, оставившее неизгладимый след в истории казахского народа.

«Верховенство закона» заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка. Для ее законодательного обеспечения приняты новый Гражданский процессуальный кодекс и новый Закон «О Высшем судебном совете». Внесены необходимые изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Прежде всего, обновленное законодательство будет способствовать повышению доверия общества к судебной системе, так как именно в суде вершится правосудие.

Обращаясь в суд, народ ждет свершения справедливости, от судьи ожидают беспристрастности, честности и высокой квалификации. Но, в социальных сетях и средствах массовой информации в последнее время мы слышим много негативных отзывов в адрес судебной системы и правоохранительных органов. Это стало «модным трендом», причем из-за многочисленных критических публикаций негативное мнение о судах складывается даже у людей, которые никогда не обращались в суд. Однако ежегодно в судах страны рассматривается более миллиона судебных дел, именно суды восстанавливают нарушенные права граждан и юридических лиц, защищают от незаконных действий нарушителей, в том числе со стороны государственных органов. Разрешая судебные споры, судьи не только выносят решения относительно существа спора, но и зачастую решают судьбы людей, выносят в том числе и смертные приговоры, на исполнение которых в нашей стране, в настоящее время, действует бессрочный мораторий. Через суд, несправедливо уволенные восстанавливаются на работе, взыскиваются долги с недобросовестных партнеров, отменяются незаконные доначисления налогов, привлекаются к ответственности преступники.

Центральный вопрос реформирования казахстанских судов - это формирование качественного судейского корпуса. Законодательно предусмотрены жесткий механизм отбора кандидатов в судьи и высокие квалификационные требования для них. Так, с принятием Закона «О Высшем судебном совете» и внесением изменений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» установлен обязательный 5 летний стаж работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии для кандидатов в судьи, внедрена система ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений кандидатов. Так же кандидаты в судьи должны проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. Вершить правосудие должны и будут самые достойные и наиболее подготовленные профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. Процесс отбора и назначения судей стал прозрачным и открытым для общества. В связи с этим кардинально реформирован Высший судебный совет, который стал автономным госучреждением со своим аппаратом, расширены его состав и полномочия. Отдельные требования предъявляются и к кандидатам на должности судьей областных судов и Верховного Суда. Установлено, что на должность судьи областного суда могут участвовать граждане, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, из них стаж работы судьей не менее пяти лет, а на должность судьи Верховного Суда могут участвовать граждане, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда. Важнейший аспект судебной реформы - переход от пятиступенчатой (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехзвенной (первая, апелляционная, кассационная) системе правосудия. С введением нового Гражданского процессуального кодекса, и внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях остаются только первая, апелляционная и кассационная инстанции. При этом значительно усиливается роль судов первой и апелляционной инстанций, в которых будет рассматриваться большинство дел. Такая мера предотвратит судебную волокиту и сократит сроки принятия судебных вердиктов. Правосудие в Казахстане станет максимально открытым с учетом гарантий прав граждан на тайну личной жизни.

Судья - должностное лицо, наделенное полномочиями по осуществлению правосудия и являющееся носителем судебной власти. Наделяя судей властью, закон, одновременно, предъявляет к судьям высокие требования профессионального и личностного характера. Так, при выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья обязан: «соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности».

Действующий в настоящее время кодекс судейской этики был утвержден 18 ноября 2009 года постановлением V Съезда судей Республики Казахстан. Данный кодекс устанавливает основные этические стандарты поведения для действующего судьи и судьи, находящегося в отставке, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и основными принципами независимости судебных органов, утвержденными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №40/32, а также Бангалорскими принципами поведения судей.

Всевозрастающая ответственность представителей судебной власти, усложнение национальной системы законодательства, интеграция Казахстана в мировое сообщество предъявляют новые требования к судебной системе в целом, а также к этическим нормам поведения судей в частности. В целях обеспечения верховенства закона, согласно Плану Нации - 100 конкретных шагов Главы государства, Центральному совету Союза судей было поручено разработать новый Этический кодекс судей. Проект Этического кодекса судей размещен на сайте Верховного Суда и в судейском сообществе идет его активное обсуждение.

Председатель Бурабайского районного суда М.Сейдахметов

10:21
1017
Нет комментариев. Ваш будет первым!