Школьная медиация – необходимость времени
Необходимость содействия мирному урегулированию спора,проведения системной разъяснительной работы с гражданами, направленной на расширение действия примирительных процедур является одной из приоритетных задач государства. С каждым годом растет количество поступающих заявлений в суды на 10-20% , с одной стороны мы говорим о том, что народ стал доверять больше судам, но с другой стороны с точки зрения мировой практики - у нас каждый 5 гражданин судится, что свидетельствует о том, что у нас конфликтное общество. В Европе, США из 100 дел вынесением решения заканчивается всего 2 %, остальные 98 прекращаются путем примирения, заключения медиации.
Все мы знаем множество примеров, когда в школе между детьми возникает конфликт, он становится известен их родителям, которые в последствии приходят в школу (на детскую площадку) и желая проучить, как они считают обидчика, оскорбляют и применяют силу к другому ребенку, последствия которого, увы непредсказуемы. Так, родитель после такого конфликта, ударивший несколько раз другого ребенка по голове, причинил ему легкие телесные повреждения-ребенок оказался в больнице с сотрясением головного мозга, а родитель, занимавший ответственную государственную должность был уволен по отрицательным мотивам, в отношении него было возбуждено уголовное дело.
В другом случае, в ходе игры на улице случайно был поврежден пуховику ребенка, дети повздорили между собой и через несколько дней помирились. А родители еще несколько месяцев судились по возмещению ущерба, взысканию морального вреда, вовлекая в судебные тяжбы педагогов, детей, психологов.
Как научить наших детей правильно вести себя в конфликтной ситуации, к кому обратиться?
В народе говорят «хочешь изменить мир -начни с колыбели».
Для разрешения конфликтов между детьми, детьми и педагогами, детьми и родителями, а также между педагогами и родителями необходимо в каждой школе организовать школьную службу примирения.
Необходимо учить детей со школьной скамьи правильно вести себя при возникшем конфликте, решать все споры мирным путем, применяя медиацию.
Медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.
Школьные службы примирения уже работают в школах более 70 стран.
Школьные службы примирения или службы школьной медиации — являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Школьная медиация представляет собой демократический институт.
Это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работника детского учреждения, учащегося и представителя от родителя, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Полагаю, что это должны быть люди, которые пользуются уважением и авторитетом, к кому взрослые и дети могли бы подойти со своей проблемой и получить дельный совет. Думаю возможно пригласить на начальном этапе профессионального медиатора.
В ходе своей профессиональной деятельности, общаясь с детьми я узнала, что в некоторых школах нашего города есть дети, которые уже являются примирителями. И есть много примеров, когда такой подросток - примиритель при обращении к нему сверстника выслушает его и другую сторону, дает необходимый совет, который помогает ребенку понять и помириться со своими родителями, найти общий язык с друзьями, которые по какой-то причине на него обиделись, пересмотреть свой образ жизни и отказаться от мысли совершения суицида.
Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду. Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций силами самой школы, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы, развивается школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы. Таким образом, в школе создаются условия, где две конфликтующие стороны смогли снова друг друга понимать, договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- -обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Каким образом можно организовать данную службу в школе?
1. Познакомить участников образовательного процесса с особенностями организации и деятельности такой службы в школе.
2. Замотивировать обучающихся их родителей и педагогов к участию в деятельности школьной службы примирения.
3. Провести обсуждение по организации такой службы с участием совета школы.
4. Обучить сотрудников школы, обучающихся, родителей методу «Школьной медиации» Центру развития медиации .
5. Установить тесное сотрудничество медиаторов с органами опеки и попечительства, профилактики безнадзорности и правонарушений, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
6. Разработать локальный акт регулирующий работу такой службы.
В результате реализации создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.
В чем заключается деятельность школьных служб примирения?
1. Регистрация заявок, поступающих в службу.
2. Служба примирения решает, какой случай возьмет для проработки и какими методами будет пользоваться при решении конфликта.
3. Проведение восстановительной медиации в сложных случаях (работа с семьями, находящимися в социально-опасной ситуации, с подростками совершившими правонарушения и т. д.)
4. Проведение медиаций и «кругов сообщества» школьниками-медиаторами.
5. Работа с родителями обучающегося.
6. Описание работы с различными случаями.
7. Проведение встреч со сторонами конфликта по истечении определенного времени.
В каких случаях можно обратиться в службу примирения?
В службу примирения ребенок может обратиться если он с кем то подрался, его побили и он знает обидчика, если его обижают в классе, если у него есть проблема во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями.
Зачем нужна школьная служба медиации?
Подросток вовлекается в конфликты, становится жертвой или правонарушителем. Используемая восстановительная медиация позволяет подростку избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Детям медиация необходима, чтобы они сами умели выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе как и в обществе неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.
Ребенок, совершивший правонарушение – осознает причины своего поступка и его последствия, приносит извинения и получает прощение, заглаживает причиненный вред, возвращает к себе уважение и восстанавливает важные отношения (в школе и семье), которые возможно были нарушены в результате случившегося.
А что является принципиальным: школьная медиация дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Детям проще достичь доверия со сверстниками – они говорят на одном языке. Ровесники лучше понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга. Школьники более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста.
Это очень важно, учитывая, что наше государство лидирует по числу суицида среди несовершеннолетних, причины которого так и остаются неизвестны их родителям. Порой за видимым благополучием, скрывается большая личная трагедия ребенка, которую он не смог никому доверить, не нашел нужного человека, который помог бы ему.
Для детей, которые будут работать в школьных службах примирения предоставляется прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, который им пригодится в дальней жизни.
Родителям медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Родители могут помочь ребенку в трудной жизненной ситуации способствовать развитию у него ответственности за свои действия, слова и поступки.
В ходе организации деятельности службы школьной медиации в других странах были выявлены следующие проблемы: специалисты и учащиеся, входящие в состав служб примирения, не проходили специального обучения, что затрудняло качественную деятельность в данном направлении. Иногда данная служба дублировала работу специалистов социально-психологической службы.
Думаю, что службы примирения могли бы оказать большую помощь не только в школе, но и в колледжах, институтах.
В этом направлении специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Акмолинской области ведет постоянную разъяснительную беседу на встречах со школьниками и студентами, в День открытых дверей, на родительских конференциях, выступает в средствах массовой информации. Однако, до настоящего времени дело с мертвой точки не сдвинулось.
Полагаю, что организацию служб примирения в школах (колледжах, институтах) Министерству образования и науки необходимо взять на особый контроль, учитывая опыт и проблемные вопросы других стран, провести разъяснительную работу среди педагогов, родителей и детей, обучение с привлечением специалистов Центра развитии медиации, централизованно составить методички, рекомендации, стимулировать, проводя тематические конкурсы служб примирения между школами области, региона, республики, изучать опыт и распространять его, разместить информационные стенды, буклеты, ввести учебный час – конфликтология, организовать командировки с участием членов службы примирения - детей и взрослых в другие страны, для изучения их опыта на месте.
Ну и конечно же, становясь невольным свидетелем драк на улице водителей, не уступившим друг другу дорогу, недопустимого поведения в общественных местах, хотелось бы напомнить взрослым, что на нас смотрят ваши дети, поэтому, необходимо контролировать свои эмоции и поступки, чтобы быть примером для них в будущем.
Жуматова Айсулу,
председатель специализированного межрайонного суд
по делам несовершеннолетних Акмолинской области