Тезисы выступления вице-ректора Академии госуправления при Президенте РК Альтаира Ахметова на брифинге, 27.12.2018
Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана поставил задачи по развитию государственного аппарата, ориентированного на потребности граждан.
В этих условиях, особый упор необходимо сделать на управлении изменениями в сфере государственной службы.
Уже сегодня государственными органами ведется большая работа по повышению их эффективности.
Однако, этого уже недостаточно, необходимы системные изменения.
Как нужно меняться государственным служащим?
В первую очередь, государственные органы на сегодняшний день преимущественно погружены в операционную деятельность. Необходим переход к стратегической и инновационной деятельности.
Второе. При принятии решений повышение благосостояния граждан должно быть приоритетом. Соответственно, необходимо полноценно учитывать мнение граждан и решения принимать с учетом позиции общества и бизнеса.
Третье. Деятельность некоторых госорганов не всегда бывает открытой и прозрачной. Об этом часто говорят и в СМИ и в социальных сетях. Поэтому Агентством и уже многими госорганами обеспечивается открытость и доступность через электронные услуги и создание фронт-офисов.
Сейчас на госслужбе внедряются современные технологии. Поэтому необходимо внедрять талант-менеджмент и повышать уровень компетентности и вовлеченности госслужащих в внедрение инноваций и раскрытие потенциала.
В мире и в нашей стране все активнее проявляются такие мега-тренды, как:высокая скорость изменений; новые геополитические вызовы; рост уровня неопределенности, рост уровня гражданской активности.
Что же необходимо менять?
Сегодня изменению или совершенствованию может подлежать множество аспектов, но среди ключевых или системных направлений изменений эксперты Академии выделяют:
- организационную культуру госорганов,
- технологии принятия решений,
- формализм и бюрократию,
- отношение к обучению и самосовершенствованию госслужащих.
Среди механизмов того, как можно поменять работу госоргана и госслужащих можно назвать следующее:
- -Первые руководители госорганов должны стать лидерами изменений.
- -Формирование в госорганах «пула агентов изменений», которые на личном примере уже показывают высокую культуру поведения, взаимоотношения с обществом и генерирование идей.
- -Перейти от формата совещаний к мозговым штурмам, обменам идей, где каждому будет предоставляться возможность высказать свое мнение.
- -Создать благоприятную среду, в которой госслужащие будут вырабатывать идеи преобразований и инновационные решения.
- -Перейти от формального к открытому общению руководства и рядовых сотрудников (важно для получения поддержки и уверенности в возможности действовать дальше).
- -Выходить на новый уровень вовлеченности граждан в государственном управлении, взаимоотношениях государственной службы и общества.
В свою очередь, пользуясь настоящей возможностью, хочу обратиться к руководителям госорганов и к каждому государственному служащему.
Важно ваше персональное понимание необходимости изменений. Альберт Энштейн говорил: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».
Управления изменениями Академией будет поддрежано через такие современные технологии, как:
- -Коучинг.
- -Обучение Проектному менеджменту.
- -Цифровой реинжиниринг бизнес-процессов.
- -Внедрение инноваций.
Академия сегодня стала экспертной площадкой, оказывающей поддержку госорганам и госслужащим по выработке предложений по различным вопросам.
Кроме этого, в настоящее время в Академии функционирует единственный в Казахстане сертифицированный Центр развития проектного менеджмента в госуправлении. На базе Центра по Казахстану обучено 5 140 человек, из них поданы заявки на сертификацию 187, по итогам экзаменов успешно были сертифицированы 143
На сегодняшний день на базе филиалов Академии обучено 735 акимов сельских округов с населением более 2000 человек.
В результате, анализ показал, что, несмотря на увеличение ответственности и нагрузки в работе сельских акимов, повысилась их заинтересованность в развитии предпринимательства, повышении налоговой дисциплины, выявлении дополнительных резервов для пополнения бюджета местного самоуправления. Кроме того, предполагается, что в результате проведения семинара увеличение доходной части бюджетов сельских округов составит порядка 10 – 15%.