Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Права потребителей в Казахстане

Права потребителей в Казахстане

15 марта 1962г. в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты право потребителей. В указанном документе впервые дано понятие «потребитель».

Права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены от опасностей для жизни и здоровья в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» (далее-Закон) от 4 мая 2010 года.

Знание основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

-с досудебным письменным заявлением к продавцу;

-в уполномоченный государственный орган с жалобой на незаконные действия продавца;

-в общество защиты право потребителей;

-в суд с исковым заявлением.

Письменная претензия потребителя должна содержать: Ф.И.О. и адрес заявителя; наименование и фактическое местонахождение продавца; в чем выразилось нарушение прав потребителя (в свободной форме); требования потребителя (возврат стоимости товара (в этом случае товар возвращается продавцу) и другие материальные требования с расчетом); предупреждение о последующем обращении в суд. К заявлению прилагаются копии документов, обосновывающих требований. Продавец в течение 10 календарных дней обязан предоставить ответ на претензию (статья 22 Закона).

В соответствии с общими правилами (статья 29 ГПК) иски к физическому лицу предъявляются по месту его жительства и к юридическому лицу - по месту его нахождения. Вместе с тем по выбору истца (часть девятая статьи 30 ГПК) иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Статьей 42 Закона устанавливается предварительный внесудебный порядок разрешения требований общественных организаций потребителей.

Законом для потребителя не предусмотрен внесудебный порядок разрешения требований, поэтому они имеют право напрямую обратиться с исковым заявлением в суд.

Иски, направляемые общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются (подпункт 11) статьи 616 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), статья 42 Закона).

Вместе с тем потребители при самостоятельном обращении в суд не освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Общественные организации потребителей вправе самостоятельно предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя, являющихся юридическими лицами, а также органа управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей (коллективный иск) и прекращении этих действий. Дела по таким искам в соответствии со статьей 27 ГПК подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

При этом, общественные организации потребителей не имеют право на предъявление исков и возмещении имущественного и морального вреда в отношении неопределенного круга потребителей (статья 42 Закона).

Потребитель имеет право на моральный вред в случае нарушения его прав (статья 21 Закона).

Из судебной практики хочется привести один пример.

Истец А. обратился в суд к ИП «Техно-центр» о взыскании стоимости товара и морального вреда, мотивируя тем, что приобрел стиральную машину (полуавтомат) с доставкой продавца, гарантийным сроком один год. Товар был проверен в магазине. На пятый день с даты доставки при использовании машины по назначению с бака потекла вода. Причиной оказалась трещина в корпусе барабана, расположенного внутри бака. В качестве специалистов были приглашены сотрудники авторизованного сервисного центра ПК «Промавтоматика», которые пришли к выводу, что трещина на корпусе барабана образовалась в результате механического воздействия, что не относится к заводскому браку. Решением суда в иске было отказано.

Особенностью данного дела было то, что ответчик ИП «Техно-центр» (Опфер А.О.) после оглашения решения суда (которое было в пользу ответчика) предложил истцу за свой счет (в ущерб себе) отремонтировать стиральную машину. При этом, как пояснили специалисты, барабан на указанную стиральную машину не так просто найти у нас в городе. Ответчиком бракованная часть машины была доставлена из другого города. В настоящее время стиральная машина отремонтирована.

Мы благодарим ИП «Техно-центр» (Опфер А.О.), который проявил бескорыстие и человечность.

Также, хочется отметить работников авторизованного сервисного центра ПК «Промавтоматика»Раздьяконова В.И. и Седина Н.С., которые дали суду грамотную, квалифицированную консультацию.

Судья Кокшетауского

городского суда М.Сатубалдинова

10:24
814
Нет комментариев. Ваш будет первым!