Полномочия следственного судьи в Республики Казахстан

Полномочия следственного судьи в Республики Казахстан

С 1 января 2015 года новый Уголовно-процессуальный кодекс вобрал в себя наиболее приемлемый для Казахстана опыт уголовного процессуального законодательства стран романо-германской системы права, позволил создать новые процессуальные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. В число таких гарантий вошел вновь образованный институт следственного судьи.

Исследование содержания института следственного судьи и его роль в реализации судебного контроля в механизме защиты прав и свобод человека в уголовном процессе является актуальным.

В современном мире значимость следственного судьи видится именно как юрисдикционного судебного органа, не связанного с непосредственными функциями по расследованию преступлений и уголовных проступков, но обеспечивающего законность процессуальных действий должностных лиц органов уголовного преследования и рассматривающего жалобы на их действия.

Впервые должность следственного судьи среди стран СНГ введена в Украине в связи с принятием в 2012 году нового УПК. Анализ полномочий следственного судьи свидетельствует о том, что он осуществляет судебный контроль за соблюдением прав свобод каждого лица, которое привлекается к следственным действиям в досудебных процедурах уголовного процесса.

В прибалтийских странах судебно-контрольные функции на досудебной стадии уголовного процесса осуществляют специализированные судьи, которым предоставлен широкий круг полномочий для реальной защиты конституционных прав и свобод граждан.

В России, несмотря на отсутствие следственного судьи, пределы оперативного судебного контроля распространены на ряд негласных следственных действий, ограничивающих права граждан, проведение которых невозможно без разрешения суда.

В Казахстане реформирование уголовно-процессуального законодательства, иных отраслей права предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы.

Следственный судья обладает статусом судьи в соответствии с Конституцией и Конституционным законом о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан.

Полномочия следственного судьи можно подразделить на несколько категорий:

- санкционирование следственных действий, при совершении которых могут нарушаться конституционные права и свободы участников уголовного процесса;

- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

- обеспечение исследования в досудебном производстве доказательств, представляемых стороной защиты;

- совершения иных процессуальных действий, необходимость совершения которых предусмотрена Кодексом.

На сегодняшний день данный институт не стоит на месте, и продолжает свою модернизацию.

Согласно Закона РК от 21 декабря 2017 года № 118-VI ЗРК «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности в полномочия следственного судьи значительно расширяются, а именно в части санкционирования негласных следственных действий.

Так, с 1 марта  2018 года негласные следственные, предусмотренные пунктами 1-6 статьи 231 УПК

1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;

2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;

3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;

5) негласный контроль почтовых и иных отправлений;

6) негласные проникновение и (или) обследование места;), проводятся с санкции следственного судьи, порядок получения которой установлен статьей 234 настоящего кодекса

Негласные следственные действия проводятся с санкции следственного судьи, суда на основании мотивированного         постановления               лица, осуществляющего досудебное расследование, либо иных должностных лиц, уполномоченных на вынесение соответствующего постановления настоящим Кодексом.

Санкция дается только по зарегистрированным в установленном настоящим Кодексом порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях.

Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется следственному судье.

Санкционирование негласного следственного действия производится в течение двенадцати часов с момента поступления в суд соответствующего постановления.

В случаях необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение постановления свыше установленного срока, но не более двадцати четырех часов.

В случае необоснованности внесенного постановления следственный судья отказывает в его санкционировании.

При наличии сомнений в достоверности информации, представленной в ходе санкционирования негласного следственного действия, следственный судья вправе, санкционировав постановление, в течении двадцати четырех часов инициировать проверку его законности процессуальным прокурорам.

Процессуальный прокурор обязан в течении пяти суток провести соответствующую проверку и о ее результатах уведомить следственного судью.

В случае если проверкой будет установлена незаконность постановления о проведении негласного следственного действия прокурор обязан внести следственному судье соответствующее ходатайство.

3. Негласные следственные действия могут быть прекращены следственным судьей по ходатайству прокурора.

4. Санкционирование негласного следственного действия в отношении судьи производится следственным судьей города Астнаы по постановлению органа досудебного расследования, согласованному с Генеральным Прокурором РК.

Санкционирование негласного следственного действия в отношении Генерального Прокурора РК производится следственным судьей города Астаны по постановлению органа досудебного расследования, согласованному с первым заместителем Генерального Прокурора РК.

5. О результатах проведения негласного следственного действия не позднее двух суток со дня его окончания уведомляется уполномоченный прокурор.

 статье 236: часть вторую изложить в следующей редакции:

2. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий орган, инициировавший их проведение, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление о необходимости его продления на срок не более тридцати суток и направляет следственному судье для санкционирования.

При получении санкции следственного судьи постановление направляется уполномоченному органу, осуществляющему негласное следственное действие, для исполнения. Следственный судья может санкционировать продление проведения негласного следственного действия, установив при этом меньший срок, чем это указано в постановлении. При отсутствии необходимости продолжения проведения негласного следственного действия следственный судья отказывает в санкционировании постановления и негласное следственное действие прекращается.

В случае отпадения необходимости в дальнейшем проведении негласного следственного действия орган досудебного расследования самостоятельно прекращает его проведение.";

статье 240:

часть первую изложить в следующей редакции:

1. Результаты негласных следственных действий, которые следователь, дознаватель признали не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе, не приобщаются к материалам расследования и хранятся в уполномоченном подразделении правоохранительного или специального государственного органа в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц, до окончательного разрешения вопросов, предусмотренных частями 1-1 и шестой настоящей статьи, после чего уничтожаются с составлением соответствующего акта.

Соответствующий прокурор уведомляется за два месяца до дня уничтожения результатов негласных следственных действий, которые орган досудебного расследования признал не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе.";

дополнить частями 1-1 и шестой следующего содержания:

1-1. Лицо, в отношении которого проводилось негласное следственное действие, должно быть об этом уведомлено органом досудебного расследования без ознакомления с результатами негласного следственного действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Данный срок может быть продлен следственным судьей по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования до одного года.

Следственный судья по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования может согласовать неуведомление лица о проведенном в отношении него негласном следственном действии:

1) по уголовному делу о террористическом или экстремистском преступлении;

2) по уголовному делу о преступлении, совершенном преступной группой;

3) если уведомление создает угрозу разглашения государственных секретов;

4) если уведомление создает угрозу безопасности лиц, осуществляющих деятельность на конфиденциальной основе и в конспиративной форме, и иных лиц.";

6. Лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в течение пятнадцати дней с момента уведомления, предусмотренного частью 1-1 настоящей статьи, имеет право обратиться в суд с заявлением о признании проведения соответствующих негласных следственных действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового).";

часть вторую статьи 244 изложить в следующей редакции:

2. После получения санкции следственного судьи постановление направляется органом досудебного расследования в уполномоченное подразделение правоохранительного или специального государственного органа для исполнения, сотрудник которого обязан предоставить требуемую информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации.

Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.";

части вторую и шестую статьи 246 изложить в следующей редакции:

2. Признав необходимым негласный контроль почтовых и иных отправлений, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление.

В постановлении должно быть указано: название учреждения связи, на которое возлагается обязанность по задержанию почтово-телеграфных отправлений, фамилия, имя, отчество (при его наличии) лиц, почтово-телеграфные отправления которых подлежат негласному контролю, их адрес, вид почтово-телеграфных отправлений, на которые налагается негласный контроль, срок, на который он налагается.

Указанное постановление представляется следственному судье и, в случае дачи им санкции, направляется следователем, дознавателем в почтовые учреждения или лицам, оказывающим услуги по доставке отправлений, для исполнения.";

6. Негласный контроль почтовых и иных отправлений отменяется следователем (дознавателем) с санкции следственного судьи, когда отпадает необходимость в этой мере, но в любом случае не позднее окончания расследования, о чем в течение трех суток уведомляется почтовое учреждение или лицо, оказывающее услуги по доставке отправлений.";

Cудья

Кокшетауского городского суда                                                                                             

И.Қ. Кәкім 

18:12
694
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!