О требованиях к кандидатам в судьи и механизме отбора на судейские должности
В последние годы в условиях дальнейшего реформирования современной казахстанской судебной системы проблеме качественного комплектования судейского корпуса уделяется особое внимание. Формирование профессионального судейского корпуса является одним из важных аспектов повышения доступности к правосудию.
В Плане нации «100 конкретных
шагов» по реализации пяти институциональных реформ, Глава государства
Н.А.Назарбаев в числе приоритетных задач выделил усиление квалификационных
требований и строгий отбор кандидатов на судейские должности.
Во исполнение 17-го шага вышеуказанного
Плана внесены изменения и дополнения в некоторые конституционные законы
Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и
статуса судей, значительно ужесточающие требования к кандидатам в судьи и
механизму отбора кандидатов на судейские должности.
Согласно нововведениям, был повышен
возрастной ценз до 30 лет, что в свою очередь позволит пополнить судейские ряды
подготовленными лицами, обладающими профессиональным и жизненным опытом.
Наряду с проверкой знаний
законодательства и психологического тестирования, введено полиграфологическое
исследование кандидатов в судьи, то есть, детектор лжи.
Введена оплачиваемая стажировка.
Также, если ранее судьей мог
стать человек, имеющий двухгодичный юридический стаж, то теперь кандидат должен
иметь 10 лет юридического стажа или пять лет стажа участия в заседаниях в
качестве прокурора или адвоката либо секретарем судебного заседания.
Однако, секретарь судебного заседания, который показал
свои лучшие качества через 2-3 года уходит на вышестоящие должности. Это
говорит о том, что 2-3 года является достаточным сроком для полного освоения
работы секретаря. Например, проработав 3 года секретарем судебного заседания,
работника повышают до специалиста или начальника отдела, заведующим канцелярии.
Работая на этих должностях, которые охватывают практически всю деятельность
суда, работник суда вынужден набирать стаж до 10 лет либо снова возвращаться работать
секретарем. Во многих районных судах секретари судебных заседаний работают
свыше 10 лет без желания дальнейшей перспективы, что приводит в тупиковое
положение тех, кто ставит перед собой цель стать в будущем судьей. Хотя если
сравнить знания секретаря судебного заседания, который работает в рамках только
судебного процесса, то например сотрудники отдела анализа и планирования, заведующие
канцеляриями владеют большей информацией и знаниями, так как сфера их
деятельности намного обширнее.
В связи с изменениями касательно
стажа, в судебной системе ощущается кадровый голод. Например, если взять
Акмолинскую область, то в 2016 году было
выделено 10 мест для прохождения стажировки в суды, однако всего два кандидата
подали заявление и только один прошел комиссию, что составляет всего 10%, в
2017 году на 16 мест подали заявление 8 чел, прошли комиссию 7, что составляет
44%, а в 2018 году на 6 мест нет ни одного кандидата.
Тем временем работники судебной
системы, успешно сдавшие квалификационный экзамен, прошедшие стажировку до 2016
года и получившие положительное заключение пленарного заседания, имеющие стаж
работы в судебной системе свыше пяти лет (из них 2-3 года секретарем с/з) в
связи с изменениями касательно обязательного пятилетнего стажа только секретарем,
пройдя такой путь не имеют возможности участвовать в конкурсе на занятие
вакантных должностей.
Касательно тех кандидатов в судьи, которые окончили магистратуру, хоть они и освобождаются от сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки, не имея стаж работы секретарем, но проработав в суде 5 лет, вынуждены либо начинать работать секретарем еще 5 лет, либо добирать общий стаж до 10 лет. Тем самым, сроки, которые освобождали их от сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки истекают, пока они набирают стаж. Тогда назревает вопрос: «В чем тогда преимущество магистратуры?». «Почему изменения коснулись тех кандидатов, которые прошли все этапы отбора еще до изменений?». Многие кандидаты, в связи с этим, уходят из судебной системы. Насколько это правильно?
Садыкова Арайлым,
главный специалист- секретарь
судебного заседания
Администратора судов по
Акмолинской области