К 7-му ВНЕОЧЕРЕДНОМУ СЪЕЗДУ СУДЕЙ РК

К 7-му ВНЕОЧЕРЕДНОМУ СЪЕЗДУ СУДЕЙ РК

Статья на тему: «Новый Кодекс судейской этики – важнейшее событие в жизни судейского сообщества страны»

Автор – делегат 7-го внеочередного съезда судей, судья Акмолинского областного суда в отставке, председатель Совета судей-ветеранов области Мейрам Мырзахметович Гибадилов

Принятие нового Кодекса судейской этики вытекает из необходимости осуществления 19 шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева»

Проект нового Этического Кодекса принципов и правил поведения судей (далее Проект Кодекса), длительно и всесторонне обсуждался судейским сообществом Республики. Сохранив по существу все концептуальные положения ныне действующего Кодекса судейской этики, Проект Кодекса расширил и удачно детализировал нормы регулирующие морально-нравственные аспекты деятельности судьи, применительно к изменениям во всех сферах жизни общества и государства. Следует отметить, что Проект успешно вобрал в себя много ценного, накопленного практикой создания подобных актов судейского сообщества как нашей Республики, так и других государств. Тем не менее, не претендуя на истину в последней инстанции, с учетом моего 35-летнего судейского стажа работы, хотелось бы высказать ряд соображений, направленных на дальнейшее совершенствование этого важнейшего не только для судебной системы документа.

Итак, если следовать порядку структуры Проекта Кодекса, то думается, что необходимо начать с наименования будущего Кодекса.

Проект назван «ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ СУДЕЙ». Между тем, наименование ныне действующего Кодекса судейской этики заложено в части 1-ой статьи 39 Конституционного Закона Республики Казахстан №132 от 25 декабря 2000 года, с поправками внесенными Конституционным Законом №437-V от 4 декабря 2015 года. Поэтому представляется, что наименование нового кодекса целесообразно было бы изложить в следующей редакции : К О Д Е К С С У Д Е Й С К О Й Э Т И К И (Этический кодекс принципов и правил поведения судей Республики Казахстан). И далее по тексту во всех нормах Проекта, вместо предлагаемого варианта наименования документа, видимо необходимо указывать коротко и ясно: «Кодекс судейской этики».

Второй абзац преамбулы Проекта гласит : «Высокие и ответственные задачи, стоящие перед правосудием, предполагают осуществление судьями своей профессиональной деятельности на основе верности служения народу, беспрекословного исполнения Конституции и законов, честности, неподкупности, справедливости, непререкаемого авторитета среди населения, соблюдения норм нравственности и морали, этических правил поведения на службе и в быту».

Данный абзац возможно было бы изложить в редакции второго абзаца преамбулы действующего Кодекса, где записано:

«Судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в систему правосудия, что является основой для поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства».

Третий абзац преамбулы Проекта гласит : «Судьи Республики Казахстан, учитывая возросшие требования общества к профессиональному и моральному облику судьи, основываясь на Конституции Республики Казахстан, Конституционном Законе «О судебной системе и статусе судей», принимая во внимание «Всеобщую декларацию прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Бангалорские принципы поведения судей», а также необходимость установления единых этических стандартов поведения судей, как основы доверия общества судебной ветви власти, принимают настоящий Этический кодекс принципов и правил поведения судей».

История суда биев 17-19 веков, названная Академиком С.З.Зимановым «Золотым веком казахского правосудия» показывает, что ценность нравственно-этических норм поведения биев, действовавшие во времена Төле Би, Қазбек Би и Әйтеке Би, актуальны и в настоящее время. Эти нормы поведения, без вреда для высоких целей правосудия, можно было бы применять и ныне.

Исходя из необходимости преемственности истории суда биев и нынешней судебной системы, представляется, что в указанной выше третьей части преамбулы Проекта, после слов «...Бангалорским принципам поведения...», было бы возможным записать «...приемлемыми в настоящее время нравственно-этическими нормам поведения биев, разработанных великими Төле Би, Қазбек Би и Әйтеке Би...». Думается, что подобная конструкция данного абзаца Проекта, повлияет на принципы отечественного правосудия только позитивно. У судей и лиц причастных к правосудию будет заинтересованность изучать бесценное наследие суда биев о морально-нравственных нормах их поведения. А эти нормы поведения (в виде афоризмов, крылатых изречений по конкретным правовым ситуациям и т.д.), помогут нынешним судьям выработать стандарты поведения, исключающие причинение ими ущерба имиджу правосудия.

Далее. Представляется, что нормы изложенные в статьях 2,3 ,5, в частях 2,3,4,5 статьи 9, в статьях 10, 11 и 16 Проекта Кодекса возможно было бы исключить, так как они по существу дублируют требования предъявляемые к судье нормами ст.28, ст.32 Закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства, а также положениями соответствующих Нормативных постановлений Верховного Суда РК.

Статья 8 Проекта Кодекса гласит: «Судья - судьи местных судов и Верховного Суда Республики Казахстан, председатели местных судов и Верховного Суда, председатели судебных коллегий местных судов и Верховного Суда». Представляется, что было бы правильным завершить текст данной статьи словами : «а также судьи пребывающие в отставке».

В статье 24 Проекта Кодекса имеется положение о том, что «о факте совершения преступлений членами семьи, близкими родственниками, судья должен незамедлительно сообщить председателю суда или органу судейского сообщества». Закрепление данного правила спорно. Оно противоречит нормам ч.1 ст.18 Конституции РК, где установлено, что : «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства».

Статья 30 Проекта устанавливает, что : «Судья должен поддерживать здоровый образ жизни. Совершение аморальных поступков, злоупотребление спиртными напитками, увлечение азартными играми не совместимо со статусом служителя Фемиды. Между тем, ни в одной из норма законов регулирующих деятельность по осуществлению правосудия нет такого понятия как «служитель Фемиды». Поэтом представляется целесообразным заменить эти слова словами : «с высоким статусом судьи Республики Казахстан».

В остальном, Проект Кодекса представляет собой результат всесторонне исследованного для принятия документа, который будет служить делу прогрессивного осуществления правосудия в нашей стране в ответ на глобальные вызовы современности.

Еще раз оговариваюсь о том, что приведенные выше соображения не претендуют на бесспорность. Поэтому был бы благодарен узнать мнение коллег из других регионов.

12:27
978
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!