Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

О работе с обращениями граждан на действия судей

О работе с обращениями граждан на действия судей

Право граждан на обращение в государственные органы относится к числу основных прав, гарантированных Конституцией. Право на обращение граждан является юридической гарантией реализации, защиты, восстановления прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно пункту 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими органами и должностными лицами.


Но несомненно, что обращения граждан - эффективный путь информирования об имеющихся в работе судов недостатках, устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц.

В 2017 году в Акмолинский областной суд поступило 189 обращений на действия судей области.


Авторам обращения не согласных с принятыми судебными актами направлены 89 писем разъяснительного характера, поскольку согласно пункту 2 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» доводы о несогласии с судебным актом не могут быть предметом рассмотрения в порядке жалобы на действия должностных лиц, они подлежат проверке при рассмотрении частной, апелляционной жалобы, ходатайства о пересмотре судебного акта.


Авторы обращения не всегда соглашаются с первоначальным ответом, вследствие чего повторно обращаются, не приводя новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, по которым даны разъяснения.

Так, в 2017 году количество повторных жалоб увеличилось два раза. Почти в 5 раз увеличилось и количество отозванных обращений. Причины отзыва авторы не всегда указывают, однако это связано с устранением тех недостатков, которые явились основанием для обращения.

Одной из причин увеличение количества обращений на действия судей является увеличение количества рассматриваемых дел.


По существу с проведением проверок рассмотрено 42 жалобы. Из 42 жалоб 31 признаны необоснованными.

Поводами для подачи обращений явились - неправильное определение подсудности гражданского дела, неоднократное отложение судебных заседаний, волокита, нарушения норм процессуального и материального права, ненадлежащая подготовка дела к судебному разбирательству и организация работы судьи и председателя.


Важным фактором для судьи является соблюдение культуры судебного процесса. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение к участникам процесса, принципиальность, стремление глубоко и беспристрастно разобраться в существе спора, взвешенность и аргументированность при принятии судебного акта. Не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику, создавая атмосферу доверия к суду, очевидную для всех присутствующих.


Судьи должны помнить, что формирование позитивного имиджа судов –обязанность каждого судьи и работника суда. От каждого из нас требуется равноправное и уважительное отношение к гражданам, избавление от надменности, стремление облегчить усилия граждан по защите своих прав. Именно это способствует созданию в обществе атмосферы доверия к судам.


Одной из задач комиссии по рассмотрения жалоб является выявления и устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц.

Полагаю, что количество жалоб на суды области уменьшилось бы, если бы:


- каждый судья надлежащим образом готовился к проведению судебного разбирательства, то есть осуществил те действия, которые при рассмотрении дела по существу помогут ему вынести правильное, а самое главное – законное и обоснованное решение;

- в ходе предварительного судебного заседания разъяснял сторонам суть и задачи данного заседания, процессуальные права и обязанности, правовые последствия несвоевременного представления доказательств в установленный судом срок и неосновательного затягивания процесса;

- ознакомил с содержанием статьи 173 ГПК, регламентирующей порядок представления доказательств только на стадии подготовки дела к судебном разбирательству, тем самым дисциплинировать стороны;

- откладывая судебные заседания, обосновал причины отложения;

- соблюдал культуру судебного процесса.


Важную роль в обеспечении доступа к правосудию и максимальной реализации права на судебную защиту является надлежащее оформление гражданских, уголовных и административных дел и своевременное направление в апелляционную инстанцию.


Анализ поступивших жалоб свидетельствуют о том, что лица, участвующие в деле внимательно следят за временем начало судебных заседаний, его отложений, продолжительности, количества судебных заседаний, окончание судебного заседания, учитывая, что в базе «Төрелік» все это отражается.


Ертаева Роза,

судья Акмолинского областного суда

12:06
708
Нет комментариев. Ваш будет первым!