Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Модернизация уголовного законодательства

Модернизация уголовного законодательства

С 1 января 2018 года введен в действие закон Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности».

Согласно данного закона в ряд разделов уголовно-процессуального законодательства были внесены изменения, которые направлены на совершенствование уголовно-правовой политики и соблюдения, конституционных прав граждан.

Так, к примеру, согласно внесенным изменениям в законодательство нашей страны, в настоящее время без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию лишь на срок не более сорока восьми часов, а несовершеннолетний – на срок не более двадцати четырех часов. За исключением случаев, когда допускается задержание на срок не более семидесяти двух часов. Таковыми случаями являются это: 1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; 2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления; 3) при задержании по подозрению в совершении преступления в ходе массовых беспорядков; 4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы; 5) при задержании по подозрению в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленного преступления, повлекшего смерть человека; 6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Тогда как ранее лицо могло быть задержано на срок не более семидесяти двух часов.

Данная поправка закона, служит основанием для проведения необходимых следственных действий органом уголовного преследования в более усеченные сроки, то есть фактически в течении суток и последующего решения вопроса о предоставлении ходатайства в суд для получения санкции следственного судьи.

Статья 145 часть 2 УПК РК также претерпела изменения и в настоящее время залог применяется только с санкции следственного судьи либо по постановлению суда. Ранее залог мог применяться и с санкции прокурора.

При этом, следует отметить, что в случае невыполнения постановления следственного судьи о внесении залога лицо, осуществляющее досудебное производство, вправе инициировать вопрос об изменении меры пресечения подозреваемому на иную более строгую меру пресечения.

Изменения произошли и в ст.165 ч.2 УПК РК согласно которой теперь при наличии реальной угрозы либо совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного правонарушения, связанного с применением насилия или с угрозой его применения против семьи и несовершеннолетних, лицо, осуществляющее досудебное расследование, по письменному заявлению потерпевшего или иного лица, подлежащего защите, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляет его в суд. Такое ходатайство о санкционировании запрета на приближение рассматривается следственным судьей единолично в течение двадцати четырех часов с момента поступления ходатайства в суд.

С 1 марта 2018 года вводиться в действие поправка закона, согласно которого в полномочия следственного судьи входит санкционирование негласных следственных действий.

      Санкция дается только по зарегистрированным в установленном порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях.

Также одной из новелл нового уголовного законодательства является введение приказного производства. Так по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства, если:

1) собранными доказательствами установлены факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;

2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства своей вины в совершении уголовного правонарушения, согласен с квалификацией его действий (бездействия), размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);

3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;

4) подозреваемый заявил ходатайство, а потерпевший, а также гражданский истец и гражданский ответчик (в случае их участия по делу) выразили согласие с рассмотрением дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.

      При этом, приказное производство не применяется в отношении:

1) лица, заболевшего после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

2) несовершеннолетнего или лица, которое в силу физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту;

3) лица, обладающего привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;

4) лица, к которому в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.

      Приказное производство не применяется в отношении совокупности уголовных правонарушений, когда хотя бы одно из них не предусматривает основного наказания в виде штрафа, а также при совокупности приговоров, требующей применения правил статьи 60 УК РК.

При этом, лицо, осуществляющее досудебное производство, завершает досудебное производство вынесением постановления о применении приказного производства в течение пяти суток с момента установления совокупности оснований для применения приказного производства.

Судья в срок до трех суток с момента поступления ему дела с постановлением о применении приказного производства рассматривает дело на основе представленных материалов единолично без проведения судебного заседания.

В завершение хотелось бы отметить, что в связи с введением изменений в действующее законодательство и поэтапным совершенствованием законов, перед судьями возникают все новые задачи, связанные с защитой прав граждан на стадий досудебного производства в уголовном процессе. Применение и реализация которых, является выполнением Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года и Программы Плана Нации -  100 конкретных шагов.


Судья

Кокшетауского городского суда Хасенов К.К.

15:09
794
Нет комментариев. Ваш будет первым!