Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Развитие института частных судебных исполнителей в РК

Развитие института частных судебных исполнителей в РК

Внедрение в Казахстане института частного судебного исполнения юридической общественностью начало обсуждаться в 2004-2005 годах.

Уже в июне 2005 года состоялся IV Съезд судей Республики Казахстан, где впервые на государственном уровне обсужден вопрос возможности внедрения института частного судебного исполнения в Казахстане. Результаты данного съезда дали старт по тщательному изучению зарубежного опыта и возможностей внедрения в Казахстане.

Проведена объемная работа по изучению опыта работы зарубежных служб исполнения, были проведены стажировки и обучение казахстанских специалистов во Франции, Германии, Болгарии, Российской Федерации и ряде других стран. Организовано большое количество форумов, обсуждений на международном и внутригосударственном уровне.

В 2010 году, с принятием нового Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» была заложена основа создания института частных судебных исполнителей. Затем поэтапно сфера применения частного исполнения расширялась, что нашло свое отражение в изменении законодательства в 2014 году.

Решающим этапом в реформировании сферы принудительного исполнения является реализация поручений Главы государства, озвученных в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов».

Во исполнение пункта 27 «Плана наций 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» развивается институт частных судебных исполнителей, поэтапно сокращаются государственные судебные исполнители.

В целях реализации 27 пункта «Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», Департаментом юстиции Акмолинской области проводится поэтапная работа по передаче исполнительных документов на исполнение в региональную палату частных судебных исполнителей.

Исполнение судебных актов является важнейшим звеном правоприменительной практики, где исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса. Так как, процесс по защите права не завершается вынесением решения и вступлением его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса, который регламентируется главой 18 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан.

Законом РК от 29 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства (далее-Закон) внесены изменения в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Кодекс РК «Об административных правонарушениях», Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи», Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», Закон РК «О платежах и переводах денег», Закон РК «О разрешениях и уведомлениях».

Нововведениями предусматривается расширение категорий исполнительных документов, подлежащих исполнению исключительно частными судебными исполненителями.

Так введена норма об отнесении к компетенции частных судебных исполнителей всех исполнительных документов за исключением производств о выселении, вселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства, и о взыскании в пользу государства сумм свыше 1000 МРП.

Законом также предусмотрено, что частные судебные исполнители будут исполнять социально-значимые категории дел. При этом им устанавливается вознаграждение из государственного бюджета при исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы. В целях реализации данной нормы Приказом Министра Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №595 утверждены Правила оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы.

Постановлением Правительства установлены размер оплаты деятельности ЧСИ в размере 5 МРП по одному исполнительному производству, связанного с принятием принудительных мер по исполнительным документам о взыскании алиментов и заработной платы.

В статье 896 КоАП изменен порядок направления постановления о наложении штрафа на принудительное исполнение. Теперь, вышеуказанные постановления направляются государственным судебным исполнителям и региональным палатам частных судебных исполнителей для последующего распределения между судебными исполнителями.

В рамках Предпринимательского Кодекса внесены концептуальные поправки в Закон об исполнительном производстве, предусматривающие практически полный переход на частную систему исполнения частных судебных исполнителей.

С 1 января 2016 года у нас в РК действует новый ГПК. В правоприменительной практике за прошедший период очевидным преимуществом является возможность электронного взаимодействия, предусмотренного новым ГПК. Новшеством стало то, что судебный исполнитель стал субъектом, по инициативе которого может восстанавливаться утерянный исполнительный документ.

Институт частного судебного исполнителя - это самофинансируемый механизм. Со стороны государства уполномоченным органом осуществляется лицензионный контроль.

Контроль за деятельностью частного судебного исполнителя осуществляет Министерством, его территориальными органами, а также Республиканской палатой ЧСИ и ее филиалами. При выявлении нарушений предусмотрена дисциплинарная ответственность частного судебного исполнителя в виде предупреждения, исключения из Республиканской палаты, а также приостановления либо прекращения действия лицензии.

Министерством разработана информационная система АИСОИП взаимодействующая с 52 баз данных, что позволяет автоматизировать действия частного судебного исполнителя.

Созданная система контроля соответствует мировым стандартам.

На сегодняшний день Департаментом юстиции на постоянной основе проводится агитационная работа по вступлению в членство Республиканской палаты частных судебных исполнителей Республики Казахстан.

Заместитель руководителя

Департамента юстиции

Акмолинской области Б.Умурзаков

12:54
1715
Нет комментариев. Ваш будет первым!