Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Очередной шаг Казахстана к сближению с международными стандартами по обеспечению верховенства права

Очередной шаг Казахстана к сближению с международными стандартами по обеспечению верховенства права

Более двух лет отечественная уголовная правовая система функционирует в обновленном формате. С принятием новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов казахстанское законодательство значительно приближено к международным стандартам.

Стратегической целью государственной правовой политики Казахстана является полноценный переход к передовым европейским моделям организации уголовного процесса, обеспечивающим на деле успешную реализацию таких универсальных ценностей, как презумпция невиновности, сос­тязательность, равенство всех перед законом и судом, быстрое расследование и разрешение уголовных дел, гарантии прав личности при применении мер процессуального принуждения.

Следует отметить, что отечественная модель судебной системы сегодня показывает свою состоятельность и готовность к такому обновлению. Казахстан, ратифицировав ряд международных документов, обозначил свою приверженность к общемировым ценностям и взял на себя соответствующие обязательства.

Этому во многом способствовала ранее проведенная модернизация судебной системы согласно Плану нации, основными аспектами которой стал переход к трехуровневой системе правосудия и усиление института следственных судей.

Сегодня назрела необходимость для второй волны последовательной модернизации уголовно-процессуального права, направленной на дальнейшую имплементацию международных стандартов и позитивной международной практики в этой сфере для укрепления защиты прав человека в уголовном процессе, повышение уровня состязательности сторон, расширение судебного контроля, исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.

В рамках проводимой модернизации на сегодняшний день разработан проект Закона по вопросам модернизации уголовного процесса и иных аспектов правоохранительной деятельности, где предусмотрены 7 основных направлений: Повышение уровня состязательности уголовного процесса; Дальнейшее расширение судебного контроля; Сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения; Введение электронного уголовного дела; Исключение практики сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события; Повышение уровня защиты прав граждан, путем расширения перечня оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется. Упрощение производства по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.

Особенно подробно следует остановиться на концептуальных новеллах, связанных с введением приказного производства, расширением сферы судебного контроля, а также повышением уровня состязательности уголовного процесса.

Показателем нарастающей тенденции к упрощению уголовного процесса является введение приказного производства по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести, в котором максимально сокращены процессуальные формы сбора доказательств без ослабления процессуальных гарантий прав участников процесса. При наличии соответствующего ходатайства подозреваемого, гражданского ответчика о рассмотрении дела в порядке приказного производства и согласии потерпевшего и гражданского истца, досудебное производство по делам данной категории с направлением дела в суд завершается в срок до пяти суток, а рассмотрение дела производится единолично судьей в срок до трех суток с момента его поступления в суд без вызова участников процесса и проведения судебного заседания. Условиями для возможности рассмотрения дела в порядке приказного производства являются: 1) установление собранными доказательствами факта уголовного проступка или преступления небольшой тяжести и совершившего его лица, 2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, соглашается с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба, 3) санкция совершенного уголовного правонарушения предусматривает одним из видов основного наказания назначение штрафа. Имеются предусмотренные основания, по которым применение приказного производства невозможно, в частности, приказное производство не применяется в отношении несовершеннолетних, лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, страдающими психическими или физическими недостатками и некоторых иных категорий. По делам, рассмотренным в порядке приказного производства, существенно упрощена структура и содержание обвинительного приговора, а наказание назначается только в виде штрафа. Даже при такой форме производства у осужденного имеется право не согласиться с обвинительным приговором, вынесенным в порядке приказного производства, направив в соответствующий суд ходатайство о не согласии. В таком случае судья отменяет приговор и возвращает дело органу досудебного производства для проведения производства по делу в общем порядке.

Если рассматривать на базе судов Акмолинской области по рассмотренным уголовным делам, за 8 месяцев текущего года в производстве судов области находилось 643 дел об уголовных проступках. Это половина всех уголовных дел (2016 году этот показатель составлял одна треть всех уголовных дел). При этом 724 уголовных дела рассмотрены в одно судебное заседание или 50,2 % от общего числа оконченных дел, 308 уголовных дел в двух судебных заседаниях или 21,4 %, 410 уголовных дел в трех судебных заседаниях или 28,4 %. За вышеуказанный период в производстве судов находилось также 134 уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести, что составило 8,5 % (2016 году 8,1%).

Введение приказного производства создаст условия для значительной процессуальной экономии, исключения излишнего формализма при рассмотрении дел, обеспечения оперативности расследования, а также рассмотрения уголовного дела и исполнение судебного акта.

Приоритетным направлением реформы является расширение сферы судебного контроля по санкционированию действий, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, в том числе по санкционированию негласных следственных действий, который осуществляется следственными судьями.

Хотелось бы отметить, что зарождение института следственных судей началось с ведением в действие нынешнего Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК).

Понятие следственного судьи закреплено в ст. 54 УПК, согласно которой это судья суда первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.

Время показало, что институт следственного судьи доказал свое право на существование, и законодатель принял решение о расширении его полномочия.

В частности, Законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года в ст. 55 УПК РК внесены изменения, и права следственного судьи расширены путем передачи ему полномочий по санкционированию еще четырех следственных действий: осмотра, обыска, выемки, личного обыска.

Практическая реализация полномочий следственными судьями подтвердила оправданность введения данного института, о чем свидетельствуют объективные статистические и иные данные. Так, за 12 месяцев 2016 года следственными судьями области всего рассмотрено 2472 ходатайств органов досудебного производства, а уже за 8 месяцев текущего года рассмотрены 1739 ходатайств, в том числе по новым полномочиям, введенным в рамках реализации 22-го шага Плана нации, рассмотрено 925 ходатайств (2016 году - 1132), среди которых превалируют санкции на выемку 625 (2016 году - 816). Кроме того, следственными судья­ми выдано 206 санкций на обыск (2016 году- 203), 91 санк­ция на личный обыск (2016 году-99), 3 санкции на осмотр (2016 году - 14). Кроме того, следственные судьи за 8 месяцев 2017 года рассмотрели 85 (2016 году 62) жалоб на решения, действия прокурора, органов следствия и дознания, из которых 29,4% (2016 году - 25,8%) действия органов уголовного преследования и прокурора признаны незаконными.

В то же время спектр не охваченных судами вопросов, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и подлежащих судебному конт­ролю, все еще продолжает оставаться достаточно ощутимым.

Проектом предполагается дальнейшая передача от прокуратуры судам полномочия по санкционированию проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях. В том числе от прокуратуры суду предлагается передать функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов. Особо следует отметить о новелле, устанавливающей право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

Концептуальными, повышающими уровень состязательности сторон является наделение адвокатов более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение к следственному судье с ходатайством о производстве тех или иных следственных действий. При этом в законопроекте определено, какие действия по сбору доказательств для адвокатов недопустимы (например, негласные следственные действия). Речь идет о действиях, когда сбор доказательств сопряжен с вторжением в частную жизнь граждан и ограничением их конституционных прав. Все остальные действия по самостоятельному сбору доказательств адвокатами, при условии правомерности, предлагается разрешить.

Можно с уверенностью заявить о том, что практическая реализация предусмотренных нововведений еще больше приблизит Казахстан к передовым международных стандартам по обеспечению верховенства права, позволив значительно повысить степень правовой защищенности граждан, а также исключит репрессивность уголовного процесса.

Досжан Амиров,

председатель Акмолинского областного суда

11:37
1239
Нет комментариев. Ваш будет первым!