Основные направления модернизации уголовного производства
В рамках реализации задач по обеспечению верховенства права, обозначенных Главой государства в Плане наций - 100 конкретных шагов, в Казахстане проводится последовательная масштабная реформа уголовного производства, направленного на укрепление защиты прав человека в уголовном процессе, повышение состязательности сторон, расширение судебного контроля, исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
Конечной целью стратегической модернизации является полноценный переход к европейской модели организации уголовного преследования, с учетом особенностей казахстанской правовой системы. Следует отметить, что отечественная судебная система сегодня показывает свою готовность и состоятельность к кардинальному обновлению.
На сегодняшний день межведомственной рабочей группой участием представителей Верховного Суда и Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан разработан проект Закона по вопросам модернизации уголовного процесса и иных аспектов правоохранительной деятельности, который предусматривает ряд поправок в действующее законодательство,.
В частности в уголовно-процессуальный кодекс (далее - УПК), среди которых концептуальными, повышающими уровень состязательности сторон является наделение адвокатов более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение к следственному судье с ходатайством о производстве тех или иных следственных действий. При этом в УПК будет определено, какие действия по сбору доказательств для адвокатов недопустимы (например, негласные следственные действия), а на какие должны быть получена санкция следственного судьи. Речь идет о действиях, когда сбор доказательств сопряжен со вторжением в частную жизнь граждан и ограничением их конституционных прав. Все остальные действия по самостоятельному сбору доказательств адвокатами, при условии правомерности, предлагается разрешить.
Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах, что главным образом обеспечат наиболее высокий уровень соблюдения принципа состязательности процесса.
Следующее предложения направлено на дифференциацию поступивших заявлений (сообщений) об уголовном правонарушении. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает обязательное проведение досудебного расследования по всем поступившим заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях (за исключением дел частного обвинения), зарегистрированным в Едином реестре досудебных расследований. Повальная регистрация таких сообщений приводит к тому, что правоохранительные органы по первичной информации, зачастую не содержащей достаточных данных о наличии признаков совершенного или подготавливаемого уголовного правонарушения, начинали проведение досудебного расследования, прекращая его после проведения проверочных процессуальных действий. Подобная практика приводит к разбрасыванию ресурсов и времени силовиков, что не способствует эффективности уголовного судопроизводства, порождая необоснованное вовлечение значительного числаграждан в орбиту уголовного процесса и ограничение их прав.
В целях исключения подобной практики предложено четко определить критерии при которых заявления, сообщения об уголовном правонарушении или рапорт об уголовном правонарушении не подлежат регистрации в Едином реестре досудебных расследований: а) в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения; б) о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.
Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном главой 23 УПК.
Основываясь на европейском опыте по повышению гарантии неприкосновенности личности внесена поправка, сокращающая предельный срок задержания лица без санкции суда. Законодательно предлагается снизить этот срок с 72 до 48 часов. Только в исключительных случаях, прямо предусмотренных УПК, срок задержания лица без санкции суда может составить 72 часа.
В целях повышения уровня защиты прав граждан расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Приоритетным направлением реформы является расширение сферы судебного контроля по санкционированию действий, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, в том числе по санкционированию негласных следственных действий, что по нынешнему закону относится к исключительной компетенции прокурора. Суд все более в полном объеме будет выполнять функции рассмотрения и разрешения всех вопросов, которые обвинение и защита ставят перед ним в ходе досудебного расследования.
Кроме того, предполагается введение приказного производства по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести, в котором максимально сокращены процессуальные формы сбора доказательств без ослабления процессуальных гарантий прав участников процесса. При наличии соответствующего ходатайства подозреваемого, гражданского ответчика о рассмотрении дела в порядке приказного производства и согласии потерпевшего и гражданского истца, досудебное производство по делам данной категории с направлением дела в суд завершается в срок до пяти суток, а рассмотрение дела производится единолично судьей в срок до трех суток с момента его поступления в суд без вызова участников процесса и проведения судебного заседания.
В рамках современного тренда по всеобщему переходу документооборота от бумажного носителя на электронный формат предусматриваются поправки, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате, что в полной мере создадут условия для открытости и прозрачности ведения уголовного процесса. Как известно, действующий УПК позволяет вести уголовное производство только на бумажном носителе, что требует значительные затраты – трудовые, финансовые и временные.
Реализация предусмотренных новелл и вытекающих из них законодательных и комплексных организационно-практических мер, а также остальных комплексных задач позволят значительно повысить степень защищенности прав и свобод граждан, что в полной мере обеспечит достижению цели принципа верховенства права.
Раджаб Даминов,
председатель судебной коллегии по уголовным делам
Акмолинского областного суда