​Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей

​Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей

Согласно пункта 27 «Плана нации – 100 шагов» - «Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей» подразумевается объемная и насыщенная работа. Так, в 2010 году, с принятием нового Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» была заложена основа создания института частных судебных исполнителей. Тогда ЧСИ были созданы в качестве альтернативы государственным, имея определенные ограничения в исполнении определенных категорий и осуществлении полного судебного контроля в процессуальных действиях. Затем поэтапно сфера применения частного исполнения расширялась, что нашло свое отражение в изменении законодательства в 2014 году.

Решающим этапом в реформировании сферы принудительного исполнения является реализация поручений Главы государства, озвученных в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов».

В рамках Предпринимательского Кодекса внесены концептуальные поправки в Закон об исполнительном производстве, предусматривающие практически полный переход на частную систему исполнения частных судебных исполнителей.

Так, определена исключительная компетенция ЧСИ на взыскание с физических и юридических лиц, а также в пользу государства, если сумма взыскания не превышает 1000 МРП. Государственные судебные исполнители будут заниматься взысканием с юридических лиц, в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, а также выселением, сносом, изъятием земельных участков, производимых в интересах государства, конфискацией имущества.

Кроме того, ЧСИ предоставлено право по истребованию информации о банковских счетах физических лиц;

- сокращены санкционируемые действия ЧСИ (с 13 до 7);

- расширены полномочия помощников ЧСИ путем передачи функций, не связанных с вынесением процессуальных действий и постановлений;

- установлена оплата ЧСИ по социально-значимым исполнительным производствам из государственного бюджета (5 МРП);

- расширены полномочия Республиканской палаты и другие новшества.

Данные новшества в текущем году реализованы. Так, по итогам 8 месяцев 90 % документов находится на исполнении ЧСИ.

На сегодняшний день на территории Акмолинской области осуществляют свою деятельность 69 частных судебных исполнителей.

Еще одним достижением стало их фактическое взаимодействие с коммерческими структурами, признающие их мобильность и эффективность.

Второй немаловажный аспект Плана – это поэтапное сокращение службы государственных судебных исполнителей. Из опыта других государств известно, что данные службы полностью подконтрольны государству, тогда как в других преобладает частный подход. Наш переход к частной форме исполнения не является случайностью. Во-первых, это было обусловлено проблемами, которые имелись в государственной системе, которая не способна была справиться с ежегодным увеличением объема производств. В качестве альтернативы было введено частное исполнение при параллельном функционировании.

При этом в частном исполнении есть большое преимущество, ЧСИ - это самофинансируемый механизм. ЧСИ решает сам сколько помощников, технических работников, осуществляющих вспомогательные функции, у него будет. В результате, частный судебный исполнитель может отработать больший объем производств, чем один государственный судебный исполнитель, который делает всю эту работу сам.

В соответствии с действующим законодательством, ЧСИ может стать лицо, достигшее 25-летнего возраста, имеющее высшее юридическое образование и получившее лицензию ЧСИ. Лицо, получившее лицензию, вступает в членство палаты и может начать работу.

Лицензионный контроль со стороны государства в этом вопросе будет непосредственно осуществляться уполномоченным органом.

За последние годы увеличилось количество исполнительных документов, остаются проблемы с взысканием алиментов, уплате штрафов.

Однако, важным фактором, который позволит справиться с увеличившимся объемом производств, является автоматизация действий судебного исполнителя. Министерством в течении 3-х лет разработана информационная система АИСОИП, позволяющая минимализировать затраты на исполнение, вести учет и одновременно получать информацию с 52 баз данных, автоматически формировать основные процессуальные документы, получать в электронном формате исполнительные документы.

Запущено электронное санкционирование постановлений судебных исполнителей и получение с судов исполнительных документов в электронном формате посредством интеграции АИСИОП с ИС Верховного суда «Торелик».

Функция по получению электронных документов реализована и с МВД. Система интегрирована с системой «Беркут» КНБ, с ЭГЗ Минфина, платежным шлюзом электронного правительства, электронной торговой площадкой.

Для удобства граждан созданы личные кабинеты сторон исполнительного производства, в которых граждане не обращаясь к должностным лицам, могут ознакомиться с действиями судебного исполнителя и обратиться к нему с заявлениями.

Также система передает сведения на сайт Министерства в онлайн-режиме о лицах, являющихся должниками и имеющих запрет на выезд из страны.

Контроль за деятельностью ЧСИ осуществляет Министерство, его территориальные органы, а также Республиканская палата ЧСИ и ее филиалы. Деятельность ЧСИ является лицензируемой. При выявлении нарушений предусмотрена дисциплинарная ответственность ЧСИ в виде предупреждения, исключения из Республиканской палаты, а также приостановления либо прекращения действия лицензии.

Помимо этого, ЧСИ не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. В случае причинения материального ущерба сторонам исполнительного производства, ЧСИ отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.

Совершенствование работы ЧСИ – это ключ к успеху нового института. В целом, меры, принятые Министерством юстиции создали прочную основу для дальнейшего его развития и возможности перехода на преимущественно частное исполнение.

Роль ЧСИ в Казахстане будет обретать реальные черты оперативной и современной модели исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. При этом государственные судебные исполнители останутся на страже интересов государства, как инструмент конечного влияния на должника.

В условиях конкуренции частным судебным исполнителям необходимо уделить особое внимание качеству исполнительских действий, так как отсутствие данного фактора может привести к негативным последствиям финансового и правового характера, а также не допускать ущемления прав физических и юридических лиц.

Б. Умурзаков

Заместитель руководителя Департамента юстиции Акмолинской области

12:35
778
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!