Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Модернизация судебной системы в рамках реализации плана нации «100 конкретных шагов»

Модернизация судебной системы в рамках реализации плана нации «100 конкретных шагов»

Принятие Плана нации «100 конкретных шагов» стало новым важным этапом дальнейшего реформирования судебной системы, реализация которой уже сегодня дает практические результаты.

31 октября 2015 года Парламентом страны принят новый Гражданский процессуальный Кодекс, который введен в действие с 1 января 2016 года. В нем нашли законодательное воплощение основные положения Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ в сфере обеспечения верховенства закона. Это, прежде всего, оптимизация системы правосудия для упрощения доступа к нему граждан, широкое использование информационных технологий, в том числе для усиления гласности и открытости судопроизводства через обязательность аудио-, видеофиксации всех судебных процессов. В интересах упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса сокращено участие прокурора в процессе разрешения гражданско-правовых споров. На существенное улучшение юридических основ гражданского судопроизводства направлены обновленные процессуально-правовые институты, предусматривающие расширение сферы упрощенного судопроизводства, введение различных видов примирительных процедур (медиация, судебная медиация, партисипативная процедура), расширение доступа к судам апелляционной инстанции посредством увеличения сроков обжалования, освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и другие.

Пунктом 16 Плана нации была предусмотрена оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию - переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). В настоящее время уже внедрена и успешно действует трехуровневая судебная система, то есть первая инстанция, апелляционная и кассационная инстанции, что существенно упрощает деятельность судов разного уровня и позволяет в более короткий срок пересмотреть законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций.

Также, пунктом 17 Плана нации предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. На сегодняшний день, согласно внесенным изменениям в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: 1) достигший возраста двадцати пяти лет; 2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии; 3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); 4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; 5) успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); 6) прошедший полиграфологическое исследование. Отдельные требования предъявляются и к кандидатам на должности судей областных судов и Верховного Суда.

Кроме того, внесенными изменениями в указанный Конституционный закон предусматривается оценка профессиональной деятельности судьи, то есть оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Конституционным законом и Кодексом судейской этики. Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества. Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.

Другой немаловажной мерой стало стопроцентное оснащение судов республики современными системами аудио-, видеофиксации судебных процессов, согласно пункта 20 Плана нации. В результате число жалоб на действия судей сократилось в два раза. В целом внедрение новых технологий значительно облегчило и упростило доступ к судебной защите.

Безусловно, что судебная ветвь власти является одной из основ государственности, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, но при этом необходимо принимать меры для повышения уровня доверия общества к судебной системе и качества правосудия в целом. Эти задачи являются приоритетными и для их исполнения предстоит масштабная и системная работа на постоянной основе, как со стороны судейского корпуса, так и со стороны государственных органов и юридического сообщества.

Б.Альжанов

Судья Кокшетауского городского суда

12:41
1377
Нет комментариев. Ваш будет первым!