Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

​Новшества в КоАП РК призваны решить злободневную проблему взыскания штрафов

​Новшества в КоАП РК призваны решить злободневную проблему взыскания штрафов

С 1 января 2015 года введен в действие Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции, который направлен на реформирование административного законодательства, путем гуманизации и введения сокращенного производства по делу об административном правонарушении. Введена норма, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств сократить сумму штрафа до 30 % в отношении физических лиц, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств.

В чем заключается сокращенное производство по делу об административном правонарушении? Сокращенное производство по делу об административном правонарушении, которое дает возможность физическому лицу оплатить 50 % от общей суммы штрафа в течение семи дней с момента вручения лицу протокола. Этот порядок возможен, если физическое лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, готово добровольно оплатить штраф и не имеет претензий. Если лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, то дело рассматривается в общем порядке.

Такой подход призван решить злободневную проблему взыскания штрафов. Сокращенное производство вводится в целях исключения волокиты при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Кроме того, такая новелла способствует экономии процессуальных средств доказывания и оптимизации судебной нагрузки. Предлагаемая процедура призвана повысить взыскаемость штрафов и укрепить доверие к государственным институтам. Конечно, в новом кодексе сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме. В целях исключения коррупциогенного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства, в кодексе теперь установлен определенный размер штрафов. По другим видам взыскания, где это возможно, сохранены относительно-определенные санкции. Штраф, выраженный в процентах, применяется только в определенных случаях за нарушение в сфере экологического, налогового, экономического законодательств, а также законодательства в сфере электроэнергетики.

Исключён институт возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела на дооформление, судья даёт оценку процессуальным документам и имеющимся материалам по существу. Например, впервые в нашей стране введена дифференцированная процедура, предусматривающая общий и сокращенный порядок привлечения граждан к административной ответственности. Как известно, зачастую люди не согласны с уведомлением о штрафе, оспаривают их, загружают дополнительной работой суды. Поэтому теперь, если человек признает свою вину и не имеет претензий, он может в семидневный срок с момента вручения протокола оплатить лишь половину от суммы штрафа. Введена норма, которая позволяет судье либо уполномоченному органу при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму штрафа в отношении физических лиц до 30 процентов в соответствии с принципом индивидуализации наказания.

Введена новая глава, которая целиком посвящена обжалованию действий либо бездействия органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Этого не было в прежнем кодексе. Важным изменением является введение института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по административным правонарушениям в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Теперь в этой ситуации фигурантам административного дела достаточно написать заявление в суд и в случае признания появления вновь открывшихся обстоятельств, суд должен будет пересмотреть дело. Кроме этого, пересмотр становится возможен как по непосредственной жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, так и потерпевшего или их законных представителей. Новый кодекс оговаривает достаточно узкий круг конкретных случаев, когда водительское удостоверение признается документом по делу об административном правонарушении. В остальных ситуациях можно обойтись без его изъятия. Приведены такие меры обеспечения, как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств. При этом вводится институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах.

Уточняется институт исчисления сроков. Для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками. Изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», более подробно прописан порядок уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях. Есть и такое изменение, как пересмотр компетенции судов, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа, за исключением некоторых статей. В частности, претерпели изменения виды административных взысканий (ст. 45 КоАП в старой редакции, ст. 41 нового КоАП), из которых исключается возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения правонарушения. В результате количество взысканий сократилось с 10 до 9.

Немаловажным новшеством явилось полное исключение минимального размера штрафа. Теперь физические, должностные и юридические лица будут нести административную ответственность в пределах установленного законом максимального размера административного штрафа. Для физических лиц это не более 500 МРП. Освобождение от административной ответственности возможно лишь ввиду истечения срока давности, амнистии или примирения.

Макитов Абай,

судья Акмолинского областного суда

19:38
1144
Нет комментариев. Ваш будет первым!