29% проб, сделанных на дорогах местного значения в Акмолинской области, не соответствует нормам
Пожалуй, одна из самых злободневных проблем, стоящая перед акмолинцами на сегодняшний день, - дороги. Жалобы на качество асфальтового покрытия порой вполне обоснованы, но можно ли призвать нерадивых подрядчиков к ответу? Как оказалось, можно. О том, как осуществляются проверки дорог региона и материалов, из которых они делаются, корреспонденту 716.kz рассказали сотрудники филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по Акмолинской области.
Знаете ли вы, что 29% проб, сделанных на дорогах местного значения в Акмолинской области, не соответствуют нормам? А то, что только в текущем году на основании выявленных замечаний по ремонту автодорог регионе подрядные организации уже устранили допущенные нарушения на общую сумму 58,7 млн тенге? Это и многое другое нам поведал директор филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по Акмолинской области Талгат Жусупов.
По словам собеседника, согласно закону «Об автомобильных дорогах», Национальный центр качества дорожных активов наделен полномочиями проведения экспертизы качества работ и материалов, ведомственной экспертизы (техдокументации), диагностики автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, а также применения и строительство опытно-экспериментальных участков, т.е. внедрения новых технологий.
«Филиал «Национальный центр качества дорожных активов» по Акмолинской области осуществляет экспертизу качества работ на дорогах республиканского, областного и районного значений региона. Организация имеет два отдела – отдел испытательной лаборатории, аккредитованной, согласно международному стандарту, и отдел КГУ, осуществляющий контроль качества», - пояснил Т. Жусупов.
Заказчиками проведения экспертиз выступают управление пассажирского транспорта, КазАвтоЖол, а также районные и поселковые акиматы. Выехавшие на место инженеры берут пробы материалов, из которых строится дорога, согласно документации, а также регистрируют все нарушения, с которыми они сталкиваются в ходе выезда. Далее направляется письмо в адрес заказчика, а если на объекте есть технадзор, то и в службу техназдора с уведомлением, в котором сообщается, какие на том или ином объекте были допущены нарушения.
«В течение семи рабочих дней они должны уведомить нас, что будут делать с выявленным дефектом, будут ли они его устранять. Если заказчик не устраняет нарушения, то мы обращаемся в государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК), это уполномоченный орган, который может применить к нарушителю меры. Тут могут быть штрафы и даже отзыв аттестата эксперта технического надзора. В прошлом году у нас было 13 обращений в ГАСК, из них по 9 было принято положительное решение. Тогда были оштрафованы подрядные организации и службы технического надзора. У инженеров четырёх фирм отозвали аттестаты экспертов сроком на полгода. При этом в общей сложности подрядные организации и технические надзоры были оштрафованы на сумму порядка 18 млн тенге», - поделился Т. Жусупов.
На сегодняшний день филиал сделал три обращения в ГАСК, из которых по одному уже пришел положительный ответ: подрядная организация была оштрафована на 200 МРП. Два обращения находятся в работе.
«В общей сложности наш центр в этом году осуществил 242 выезда на дороги республиканского значения, 118 выездов на дороги областного и местного, районного значения. На базе нашей лаборатории отобрано 59 проб по дорогам республиканского значения, из них 14 не соответствуют требованиям нормативных документов. Также были 560 выездов на дороги областного и районного значения, по ним 164 пробы не соответствуют, а это 29%. Все письма несоответствия вручены заказчикам, подрядным организациям, службам технического надзора, ждем от них ответы. В этом году на основании выявленных замечаний подрядные организации уже устранили допущенные нарушения на общую сумму 58,7 млн тенге», - добавил собеседник.
Инженер по ведомственной экспертизе отдела качества и госучета филиала «Национальный центр качества дорожных активов» по Акмолинской области Игорь Стефан продемонстрировал, с помощью какого оборудования осуществляется работа эксперта на месте. Среди приборов, помогающих в проведении измерительных работ, трехметровая рейка и ретрорефлектометры.
«Трехметровая рейка служит для измерения ровности покрытия – продольной и поперечной, а также она помогает определить продольный и поперечный уклон, которые необходимы для обеспечения стока поверхностных вод. Ретрорефлектометр предназначен для определения коэффициента яркости света на дорожных знаках в ночное время и для дорожной разметки», - отметил И. Стефан.
По словам инженера, выезжая на место, они определяют также толщину слоев дорожной одежды, толщину покрытия, основания, для этого существуют специальные линейки, штангель-циркули и измерительные приборы.
Кроме того, на автомобильной дороге служба проводит отбор проб для определения состояния того или иного материала покрытия. Все эти пробы на соответсвие можно проверить в испытательной лаборатории на базе филиала.
«В рамках цифровизации у нас также внедрены планшеты для составления отчетов по выездам, куда мы вносим все замечания по качеству проведенных работ и отобранных проб. Все данные фиксируются, обрабатываются и синхронизируются с общей базой», - добавил И. Стефан.