На 5,5 млн тенге защитили свои права акмолинские потребители
Из 287 обращений акмолинцев в департамент по защите прав потребителей региона 101 обращение было удовлетворено полностью. Потребителям были возвращены денежные средства в размере 5,5 млн тенге. Об этом, выступая на брифинге, рассказал и.о. руководителя облдепартамента по защите прав потребителей Максат Сеитов, передает 716.kz.
По словам спикера, одно из основных направлений деятельности в сфере защиты прав потребителей - рассмотрение обращений, консультирование и оказание помощи в досудебном и судебном рассмотрении потребительских споров.
«Так, за первое полугодие текущего года поступило 287 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из них 51 письменное обращение, 158 обращений по телефону горячей линии. На личном приеме обратился 31 акмолинец, 30 обращений поступило на телеграмм-бот, 17 - в единую информационную систему жалоб. В результате из 287 обращений по 166 даны разъяснения потребителям, 101 обращение удовлетворено полностью и потребителям возвращены денежные средства в размере 5,5 млн тенге», - отметил М. Сеитов.
Одна из причин обращения потребителей за защитой их прав - это отсутствие в торговых точках информации о продавце (изготовителе, исполнителе), уполномоченном органе, осуществляющем защиту их прав, а также контактов субъектов досудебного урегулирования.
«Причем нарушают права потребителей в основном в мелких бутиках, где отсутствует не только данная информация, но потребители жалуются на отношение продавцов, не выдается документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги). И в то же время это в основном субъекты категории микро- и малого бизнеса, и введение моратория не всегда позволяет провести проверку или профконтроль по данным нарушениям», - добавил спикер.
Как пояснил выступающий, в основном на горячую линию поступают жалобы о продаже товаров ненадлежащего качества – бракованного или с фабричными изъянами. У потребителей возникает проблема обменять товар или возвратить деньги. Сказывается то, что многие предприниматели не знают закона «О защите прав потребителей», поэтому не все идут сразу навстречу.
Члены Консультативно-совещательного совета при департаменте по защите прав потребителей Акмолинской области посетили 11 крупных торговых центров города Кокшетау для ознакомления с результатами размещения информации с контактными данными предпринимателя, уполномоченного государственного органа по вопросам защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования споров. Во втором полугодии планируется проведение аналогичной работы по остальным торговым точкам региона.
В Акмолинской области существуют также два общественных объединения по защите прав потребителей – в Кокшетау и в Степногорске. Они наряду с департаментом защищают права потребителей, но оказывают услуги платно.
М. Сеитов призвал акмолинцев в случае необходимости обращаться на телефон горячей линии департамента - 8(7162)505122. Также создан телеграмм-бот @kzpp_bot, запрос можно подать через электронное правительство Egov.kz и в социальных сетях Instagram и Facebook.
Присутствующие журналисты поинтересовались, всегда ли законна размещенная продавцами табличка «Товар обмену не подлежит». По словам спикера, законна она лишь в том случае, когда соответствует ст. 30 закона «О защите прав потребителей», где оговорен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен в любом случае или по нему проведена экспертиза.
Напомним, пункт 1 статьи 30 закона РК «О защите прав потребителей», согласно которому продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: лекарственных средств и медицинских изделий; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений; метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки; абонентского устройства сотовой связи. А вот пункт 2 оговаривает возможность вернуть товар ненадлежащего качества: «В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом (изготовителем) – в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования».