Открывается Каннский фестиваль
Открывающийся сегодня 74-й Каннский кинофестиваль, несмотря на особенности коронавирусного времени, обещает пройти в реальном и почти традиционном формате, сообщает Коммерсантъ.
В прошлом году фестиваль фактически не состоялся, хотя за ним был закреплен порядковый номер 73, произведена селекция фильмов, а осенью даже прошли три дня кинопоказов. Но ни создатели подавляющего большинства картин, ни жюри, ни зарубежные журналисты так и не смогли приехать в Канн. Теперь дирекция и отборщики сделали все возможное, чтобы 74-й фестиваль оказался солидным, насыщенным, праздничным и по-настоящему международным. Ожидают большое количество звезд. Марион Котийяр и Адам Драйвер представят на открытии сюрреалистический мюзикл «Аннетт» Леоса Каракса. Другой фантазер и визионер современного кино Уэс Андерсон собрал в фильме «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас Ивнинг Сан"» целое актерское созвездие: Тильду Суинтон, Билла Мюррея, Леа Сейду, Эдриена Броуди, Бенисио дель Торо, Джеффри Райта, Матьё Амальрика, Тимоти Шаламе.
Однако все эти звездно-премьерные торжества никак не отменяют строгих карантинных мер: они минимизированы для французов и вакцинированных гостей из Евросоюза, но остаются весьма жесткими для понаехавших с других территорий. Особенно серьезно это коснулось России. С одной стороны, в программе представлено больше, чем обычно, фильмов из нашей страны. В главном конкурсе — «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, в программе «Особый взгляд» — «Дело» («Домашний арест») Алексея Германа-младшего и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Помимо этого, в программу короткого метра «Ателье» включен фильм Эллы Манжеевой «Белой дороги!». Анимационный VR-сериал «Под подушкой» Георгия Молодцова приглашен в секцию Cannes XR. Есть также в главном конкурсе финско-российская копродукция «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Каждая из этих картин обеспечивает отдельную делегацию из режиссеров, актеров, продюсеров. Большой десант на набережную Круазетт запланировала и компания «Роскино», занимающаяся продвижением наших фильмов и организацией Российского павильона на кинорынке. Всего на поездку в Канн в этом году записалось более 200 наших соотечественников.
С другой стороны, дорога из России на Лазурный берег сегодня не устлана розами. Чтобы сесть в самолет с курсом на Францию, надо представить веские доводы в пользу необходимости этой поездки. Каннский фестиваль всячески способствовал приезду приглашенных гостей и добился того, что был включен французскими властями в число важнейших событий, дающих путешественникам особый статус. Все воспрянули духом — и вот как раз в это время в России взметнулась очередная волна эпидемии, и французы перевели ее из оранжевой в красную зону, откуда выбраться стало гораздо сложнее.
Заметим, что в такой же красной зоне оказались Бразилия, Аргентина, Индия — не последние страны с точки зрения вклада в кино. У нас нет информации, как добирались на фестиваль их кинематографисты; что касается россиян, они проявили и синефильский фанатизм, и изобретательность, и авантюрную жилку. Многие приехали задолго до начала фестиваля, чтобы отбыть положенный десятидневный карантин в одном из каннских отелей: недешевое, надо отметить, удовольствие, даже с бонусом в виде дозволенной отлучки с 10 до 12 утра. Другие предпочли окольные пути — через Грецию, Бельгию, Австрию, а также Хорватию, Черногорию и Албанию, которые не входят в шенгенское пространство, но помещены Францией в зеленую зону.
Даже при самом благоприятном исходе этих авантюр никому не удалось избежать дополнительных затруднений. Вакцинацию «Спутником V» и российские QR-коды во Франции не признают, а значит, каждый обязан делать анализ каждые 48 часов на протяжении всего фестиваля, иначе не зайдешь в фестивальный дворец. Возникают проблемы и с заказом билетов на просмотры: теперь всем, в том числе журналистам, их предписано делать исключительно по интернету, а работа билетного сайта еще не отрегулирована. Отдельное приключение — походы в новый мультиплекс IMAX, где тоже пройдут фестивальные показы: это в предместье Ла Бокка, час пешком от фестивального центра, альтернатива — на автобусе, а для проезда, в свою очередь, нужен специальный QR-код.
Каннский фестиваль известен тем, что продуцирует нечто вроде классовой ненависти, окрашивая журналистские аккредитации в разные цвета по уровню приоритетности. Иногда социальные противоречия проявляются даже в рамках одной семьи: например, у моего мужа белая аккредитация, а у меня — розовая, что означает перспективу выстаивать час, а то и больше в очереди перед просмотром. Теперь, кажется, привилегии отменены; как обещают организаторы, не будет и очередей, чтобы избежать скоплений, держать социальную дистанцию и не допустить новых вспышек ковида. Но все это пока что в теории. Только когда фестиваль пройдет, можно будет сказать, насколько успешным оказался этот эксперимент, в котором изначально запрограммированы и стрессы, и авантюры.