Чтобы получить категорию А, акмолинцам нужно ехать в другие регионы РК?
Чтобы получить категорию А, акмолинским мотоциклистам нужно пройти настоящий квест. Если сдать теорию байкеры могут в областном центре, то с практикой дела обстоят посложнее – в Кокшетау на сегодняшний день нет мотоциклов, чтобы принимать экзамен у желающих. Почему любителям быстрой езды приходиться ехать в другие регионы РК, чтобы получить заветные права, и есть ли другой выход из сложившейся ситуации, выяснял корреспондент 716.kz.
Когда-то категорию А можно было получить автоматически, сдав на категории В и С. Сейчас это отдельная категория, которая требует и отдельного обучения. В Кокшетау, правда, не найти автошколы, в которой бы обучали на нее. К счастью, с недавнего времени можно сдавать на категорию А по самоподготовке. Это значит, не нужно посещать автошколу, ты сам учишь все правила, а затем сдаешь теорию и демонстрируешь вождение. Вот тут-то и начинается самое интересно. В автоЦОНе города Кокшетау, принимающем экзамены, на сегодняшний день нет в наличии ни одного мотоцикла, чтобы сдать практическую часть!
«С момента сдачи теории до момента сдачи практики должно пройти не более полугода. Я сдал с первой попытки тесты, мне дали бумагу, что я могу сдавать вождение, и сказали, что принимать его будут только ближе к маю. Я пришел к ним ближе к маю, и мне сказали: у нас есть площадка, но техники нет, есть только квадроцикл и трицикл, а это категория В1. Но чтобы сдать на категорию А, мне сказали ехать в Нур-Султан, вроде как там есть мотоциклы. Через знакомых я узнал, что, оказывается, в столице уже нет мотоцикла, потому что единственный оставшийся у них мотоцикл Honda CB 750 тоже неисправен. Мне посоветовали: попытайтесь сдать в Петропавловске. Мне удалось узнать, что в Петропавловске есть единственный мотоцикл, но принимают они только по четвергам – то есть четыре дня в месяц. Получается, мне нужно отсюда ехать в Петропавловск, заранее записаться, сдать вождение, а если не сдам, приехать туда повторно», - поделился столкнувшийся с проблемой Виталий.
Кроме того, что человеку придется колесить по стране, каждая попытка сдачи экзамена оценивается отдельно: первая – бесплатно, остальные по 1500 тг. Впрочем, процедура получения прав различных категорий вызывает много вопросов. К примеру, для каждой отдельной категории вам придется повторно проходить медосмотр, даже если получать вы их будете с разницей в несколько дней. А это обойдется каждый раз в 8 тысяч тенге.
Езда без прав – нарушение, и акмолинские байкеры это понимают, вот только получить заветные права возможности практически не имеют.
«В минувшем году были рейды. Мотоциклистов штрафовали за то, что они ездят без прав, а получить категорию при этом было так же нереально. В том числе ввиду действующих на тот момент карантинных мер, и как следствие - невозможности посетить спецЦОН в другом городе, где можно было сдать практический экзамен на категорию А. Сейчас по Кокшетау нелегалов не осталось, потому как прошлогодние рейды практически всех их лишили транспорта. Ведь из-за того, что нельзя было получить категорию, большинство не утруждали себя оформлением и документов на мотоцикл, а после конфискации забрать транспорт без документов со штраф-стоянки нереально», - продолжает рассказ Виталий.
Это подтверждает и официальная статистика департамента полиции Акмолинской области. Так, за летний период 2020 года было проведено два профилактических мероприятия, направленных на разъяснительную работу по безопасному вождению мототранспортных средств и соблюдению требований ПДД водителями мотоциклов. В ходе этого было пресечено 416 фактов нарушений ПДД, допускаемых водителями мототранспортных средств, в том числе 194 байкера не имели прав управления. На специализированные стоянки были доставлены 33 мотоцикла, были сняты 20 госномеров.
Только вдумайтесь – 194 байкера не имели прав! Цифра достаточно внушительная, это, пожалуй, практически все владельцы железных коней области, за исключением тех, кто получил права давно или же все-таки выехал куда-то, чтобы сдать вождение там.
«На мои просьбы сдать на своем транспорте, сначала мне сказали, что не могут дать такого разрешения. Я попросил направить просьбу в дорожную полицию, чтобы можно было решить этот вопрос через них, но мне сказали, что так сделать не могут…Официального перенаправления на другой автоЦОН мне тоже не дали, чтобы, к примеру, у меня была бумага, что от Кокшетау я еду в Нур-Султан. И только при последнем моем обращении мне сказали, что постараются решить этот вопрос, опять-таки не обозначив конкретных сроков», - добавляет Виталий.
Мы, в свою очередь, обратились за разъяснениями сложившейся ситуации к заместителю руководителя специализированного отдела спецЦОНа госкорпорации «Правительство для граждан» Жумабеку Даулбаеву. По каким-то причинам комментарии нам пришлось ждать несколько дней, но в итоге нас заверили: сдать экзамен акмолинские мотоциклисты все же могут на своем собственном автотранспорте!
«У нас сейчас период сдачи на мотодроме на категорию А с 1 мая и до конца октября. Можно сдавать на своем личном автотранспорте. Главное – чтобы он был в технически надлежащем состоянии. Мотоциклист должен быть в шлеме. В комиссию войдут сотрудник РЭО, представитель автошколы или профсоюза и сотрудник госкорпорации. Мы лично никому не отказывали в этой просьбе, говорили, что будем уточнять. Также мы никого не отправляли ни в Нур-Султан, ни в Петропавловск. Только если сам клиент захочет, то может поехать туда», - пояснил Ж. Даулбаев.
По словам собеседника, отсутствие транспорта связано с затянувшимися тендерами.
«Транспорт мы ожидаем. Все связано с тендерами. Весь вопрос в них. Видимо, никто не может выиграть, поэтому у нас все зависает. Все это длится уже достаточно по времени, но вопрос решается. Люди не останутся без прав», - отметил он.
Несмотря на то, что самим мотоциклистам все тот же заместитель руководителя не смог назвать точную дату, когда вопрос решится, корреспондента 716.kzон уверил: сдавать экзамен на своем собственном автотранспорте акмолинцы могут уже с 1 мая 2021 года.
Что ж, как говорится, поживем – увидим! Главное, чтобы обещанные слова не расходились с делом, и ситуацию все же держали на контроле. А то получится, как с тем акмолинцем на видео – номера на автотранспорт оформили, но забыли предупредить, что они акиматовские, и теперь человеку придется их переоформлять…
P.S. Во всяком случае вся эта путаница с возможностью и невозможностью сдать экзамен, когда это так необходимо, наводит на мысли о возможных коррупционных рисках, не так ли? Ведь, как мы знаем, не все люди привыкли действовать в рамках закона, и порой некоторые, не сумев получить что-то законно, начинают искать другие лазейки… А это уже вопрос к антикоррупционному ведомству региона.
Оксана Матасова, специально для 716.kz