Практические советы от судей Кокшетауского городского суда
Расторжение брака сторонами, у которых нет совместных несовершеннолетних детей.
В случаях, когда в суд поступают иски о расторжении брака от сторон, у которых совместных детей нет, согласно требованиям статей 238, 240 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» стороны обязаны регистрировать расторжение брака в РАГСе - путем совместной подачи заявления. Затем через месяц также совместно прийти на регистрацию расторжения брака.
Государственная регистрация расторжения брака производится также при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, и отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу, при личном присутствии расторгающих брак (супружество) по истечении месячного срока со дня подачи совместного заявления о расторжении брака (супружества). Месячный срок не может быть сокращен.
Исковые заявления возвращаются по тем основаниям, что в иске не указано на то, что один из супругов уклоняется от расторжения брака (супружества) в РАГСе, отказывается подать совместное заявление или заявление в случае, когда он не имеет возможности лично явиться для подачи совместного заявления, либо, подав его, не желает являться для регистрации расторжения брака (супружества) и т.п, и доказательств этого.
Что можно расценивать как уклонение второго супруга от явки? Письменные обращения, СМС-сообщения о необходимости прийти в РАГС подать заявление.
Комментарий руководителя ЦОН №1 Султана Маликова:
Да, действительно, люди обращаются для оказания им государственной услуги на подачу заявления о расторжении брака, специалисты консультируют - как правильно заполнить заявку, какие документы необходимы. Возможна подача заявки и через личный кабинет как самому человеку со своим ЭЦП, который хочет развестись, либо через представителя, с доверенностью на предоставление полномочий на получение ЭЦП и подачи соответствующего заявления, другой супруг также со своего личного кабинета подтверждает подачу такого заявления. Затем также как указано в Кодексе, сторонам надо вместе прийти в РАГС для регистрации расторжения брака.
Комментарий представителя РАГС Ескендирова Р.А.:
Когда в РАГС приходит только один супругов и подает заявление на развод, то РАГС выдает справку об отказе в регистрации заявления, так как вторая сторона уклонилась от явки в РАГС для подачи этого заявления.
А если обе стороны подали заявление на развод, и через месяц не явились, то мы выдаем более развёрнутую справку о том, что оба подали заявление, что им разъяснялось о необходимости явиться через месяц, но одна сторона не явилась, и указываем, что есть право на расторжение брака через суд.
В настоящее время мы усилили разъяснительную работу по вопросу регистрации расторжения брака через РАГС, ведь так быстрее оформить расторжение брака.
Судья Кокшетауского городского суда Онал Измухамедова
Иски по трудовым спорам
Как бы часто не публиковались статьи о трудовом законодательстве, иски по трудовым спорам продолжают поступать без досудебного порядка урегулирования спора. С чьей бы стороны не поступил иск, со стороны работодателя или работника, законодатель в равной степени обязывает истца перед подачей иска обращаться для урегулирования спора в согласительную комиссию. Указанная процедура необходима и по тем спорам, где стороны на момент обращения в суд в трудовых отношениях не состоят.
Подпунктом 26) пункта 2 статьи 23 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрена обязанность работодателя создание согласительной комиссии.Поэтому доводы об отсутствии согласительной комиссии или ссылка на формальность проведения досудебного урегулирования спора, являются не состоятельными.
Кроме этого, разъясняется, что от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам истцы, как работник, так и работодатель освобождены. Между тем, исковые требования, хотя и вытекающие из трудовых споров, но предъявляемые в целях компенсации морального вреда подлежат уплате государственной пошлиныв соответствии с нормами Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
Судья Кокшетауского городского суда Байжуманова А.Е.
Как будет работать административно процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан?
С 1 июля 2021 года вводится в действие Административно процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, который был принят 29 июня 2020 года. Кодекс регулирует отношения - внутренних административных процедур государственных органов, порядок административного судопроизводства. Участниками отношений являются государственные, административные органы, должностные, физические и юридические лица.
В кодексе раскрыты применяющиеся понятия: как заявление; заявитель; обременяющий административный акт; административное действие (бездействие); административное усмотрение; административная процедура и другие.
Задачами административных процедур являются: полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений; укрепление законности в публично-правовой сфере.
Административные процедуры и административное судопроизводство осуществляются на основе принципов: административных процедур и административного судопроизводства и их значение; законности; справедливости; защита прав, свобод и законных интересов; соразмерность; пределы осуществления административного усмотрения; охрана права на доверие; запрет злоупотребления формальными требованиями; презумпция достоверности; активная роль суда; обязательность судебных актов.
Участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.
Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит физическим лицам, достигшим восемнадцати лет и не признанным недееспособными, юридическим лицам, административным органам, должностным лицам.
Окончательные решения по административному делу могут быть основаны лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании, за исключением документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика.
В административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Исками, подаваемыми в суд, являются: 1) иск об оспаривании; о принуждении; о совершении действия; о признании.
Иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу.
В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РК.
Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда лицу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством РК для совершения действия.
Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.
Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.
Иск на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов подается в суд в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.
Лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе либо по истечении срока на рассмотрение, если не принято решение по жалобе.
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании. С 1 июля 2021 года, признаются утратившим силу: Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах" Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".
Судья Кокшетауского городского суда Жумабекова Акмарал Шакаровна
Досудебный порядок при защите прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов: содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов; доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах); просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов; обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту; обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли; участия общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей; обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
06 июля 2020 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».
Данным нормативным правовым актом Закон «О защите прав потребителей» дополнен Главой 6-1, предусматривающей новую процедуру защиты прав и законных интересов потребителей, в том числе введен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб на некачественные товары, работы и услуги.
На первом этапе рассмотрение жалобы покупателя осуществляется продавцом самостоятельно, либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров.
При неудовлетворении потребителя ответом продавца на втором этапе потребителю необходимо направить доводы несогласия с ответом продавца в уполномоченный орган по защите прав потребителей и его территориальными подразделениями.
И только в случае неурегулирования спора возникшего между покупателем и продавцом в ходе вышеуказанных этапов потребители вправе обратиться в суд.
Законодателем императивно предусмотрен досудебный порядок разрешения споров в сфере защиты прав потребителей.
Судья Кокшетауского городского суда С. Олексюк
Особенности института экстрадиции
Экстрадиция является одним из важных и эффективных инструментов в борьбе с преступностью на межгосударственном уровне, позволяющим объединить усилия двух государств при преследовании лица, совершившего преступление.
Но задачи экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства.
В статье 11 Конституции Республики Казахстан закреплен принцип невыдачи собственных граждан: "Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики Казахстан. Республика Казахстан гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".
Экстрадиция преступника или подозреваемого государству, на территории которого он совершил преступление, - дело довольно длительное, состоящее из множества формальностей.
Статьей 557 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан установлено, что в порядке оказания правовой помощи компетентным органам иностранных государств, с которыми Республикой Казахстан заключен международный договор, могут быть произведены вручение документов, выполнение отдельных процессуальных действий, осуществление уголовного преследования, выдача лиц (экстрадиция), временная выдача лиц (экстрадиция), транзитная перевозка, временная передача лиц, передача осужденных и лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым применены принудительные меры медицинского характера, признание и исполнение приговоров.
Запрос о выдаче лица (экстрадиции) направляется при условии, если хотя бы за одно из преступлений, в связи с которыми запрашивается выдача лица, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не меньше одного года или лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы и неотбытый срок составляет не менее шести месяцев.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан вправе отказать компетентному органу Республики Казахстан в направлении запроса иностранному государству при наличии обстоятельств, которые могут препятствовать экстрадиции.
Лицо экстрадированное иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, подвергнуто наказанию за иное преступление, не связанное с экстрадицией, без согласия выдавшего его государства.
Данное лицо также не может быть передано третьему государству без согласия выдавшего его государства.
Однако данные правила не распространяются на случаи совершения преступления лицом после его экстрадиции, а также если выданное лицо до истечения тридцати суток после окончания уголовного производства, а в
случае осуждения – до истечения тридцати суток после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашивающей стороны или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого лицо не могло покинуть территорию запрашивающей стороны по не зависящим от него причинам.
Таким образом, институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Возможности экстрадиции оказывают существенное влияние на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Главный специалист канцелярии Кокшетауского городского суда Олексюк Людмила Анатольевна
Судья Кокшетауского городского суда Нурманова Г. приняла участие в онлайн-обсуждение предложений законодателю. Модератором семинара выступила судья Акмолинского областного суда Смагулова З.Ш. В работе семинара приняли участие руководитель Палаты частных судебных исполнителей Акмолинской области Абылкасимова Ж.А., а также частные судебные исполнители Аяганов К., Сериков К., Шарипов Х., Шалов С.
Судьей Кокшетауского городского суда Нурмановой Г. приведены статистические данные по Кокшетаускому городскому суду, где за январь в суд поступило постановлении частных судебных исполнителей для санкционирования судом об ограничении выезда должников - 16, за февраль - 66, за март - 129, из них рассмотрено 124 материала. Участники семинара выработали единую позицию по выдвижению предложения законодателю о допустимости увеличения порогового уровня задолженности до 60 МРП, поскольку увеличение уровня МРП может привести к увеличению неисполненных судебных актов, что будет свидетельствовать о непоступлении средств в местные и республиканские бюджеты.
Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов
Приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан от 13 апреля 2020 года № 13 утверждены Правила оказания государственной услуги "Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов".
Апостиль – специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Государственная услуга "Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов" оказывается Департаментом и его территориальными органами в областях (далее - услугадатель).
Для получения государственной услуги физические и юридические лица (далее - услугополучатель) подают услугодателю заявление на проставление апостиля установленного образца с перечнем документов, на бумажном носителе через НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", либо в электронном виде через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz, либо через канцелярию Департамента.
Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги:
1) заявление;
2) документ, удостоверяющий личность (для идентификации);
3) официальный документ, исходящий из судебных органов, представляемый для апостилирования;
4) нотариально заверенная доверенность, в случае представления интересов услугополучателя третьим лицом (для сверки);
5) копия документа, подтверждающая смену фамилии, имени, отчества (при его наличии) услугополучателя (если смена была зарегистрирована после 2008 года на территории Республики Казахстан, копия документа не представляется);
6) документ, подтверждающий оплату в бюджет государственной пошлины за оказание государственной услуги (за исключением случаев оплаты через ПШЭП).
За оказание государственной услуги взимается государственная пошлина в размере 0,5 МРП за каждый апостилируемый документ.
После предоставления услугополучателем оригинала официального документа работник услугодателя апостилирует документ путем подписания, проставления печати и выдает результат оказания государственной услуги услугополучателю.
В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги, услугополучатель имеет право обратиться в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Главный специалист Кокшетауского городского суда Олексюк Людмила Анатольевна
Исполнение решения судов Республики Казахстан на территории иностранных государств
Республикой Казахстан заключено свыше 20 международных договоров об оказании правовой помощи, в том числе такие многосторонние, как Минская конвенция от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»; Кишиневская конвенция от 7 октября 2002 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»; Киевское соглашение 1992 года «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; Конвенция ООН 1956 года «О взыскании за границей алиментов»; а также ряд двусторонних международных договоров.
Кишиневская конвенция ратифицирована только шестью странами: Казахстаном, Азербайджаном, Беларусией, Кыргызстаном, Арменией, Таджикистаном.
Следовательно, Минская применяется судами Казахстана только для государств – Россия, Туркменистан, Молдова и Украина, которыми до сего времени не ратифицирована Кишиневская конвенция.
На территории иностранных государств в соответствии с международными договорами о правовой помощи подлежат принудительному исполнению:
- судебные решения по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по делам в отношении денежных обязательств,
- приговоры в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Ходатайство о признании и исполнении решения подается стороной, в чью пользу вынесено решение, в компетентный суд другого государства, где решение подлежит исполнению. Оно может быть также подано в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство о признании и исполнении его решения в компетентное учреждение запрашиваемого государства.
К ходатайству необходимо приложить следующие документы:
решение, либо заверенную копию судебного решения, приравненного к нему акта или приговора в части, касающейся возмещения материального ущерба; определения или постановления (если ими изменен размер подлежащих взысканию сумм), а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, и подлежит исполнению;
документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд;
документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
Перевод документов, направляемых в страны дальнего зарубежья в рамках оказания правовой помощи, осуществляется инициатором переписки.
Главный специалист Кокшетауского городского суда Олексюк Людмила Анатольевна