Человеческая жестокость не знает границ: шанс на спасение дают волонтёры пострадавшим животным
Это только у Антуана де Сент-Экзюпери мы в ответе за тех, кого приручили. В реальной жизни, как показывает практика, наши братья меньшие все чаще оказываются на улицах областного центра. Порой – не просто выброшенные, но и покалеченные. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Об этом, а также о нюансах работы с бездомными животными корреспондент 716.kz побеседовал с волонтерами ОО «Шанс на спасение» Ангелиной Мелетенко и Антоном Малей.
Сменив городскую суету на лай собак и мяуканье кошек
Ангелина уже привыкла к удивленным и непонимающим взглядам окружающих: в свои 25 она оставила квартиру в Кокшетау и перебралась жить за город – на дачу, где и находятся все ее четвероногие друзья. Ведь так гораздо проще ухаживать за ними и кормить. Девушка с ужасом вспоминает, как когда-то с тяжелыми ведрами с едой для животных наперевес ехала после рабочего дня в душном автобусе… Собрать деньги на строительство небольшой базы для животных, вмещающей дом для кошек, несколько вольеров и будок для собак, помогли родные и неравнодушные жители области.
«Как я решилась на это? Я выросла в деревне, и у нас всегда было много животных. Наверное, все это идет из семьи и зависит от воспитания. Я видела постоянно любовь к животным и то, как они порой страдают, потому как родители тоже забирали домой бездомных кошек и собак», - вспоминает Ангелина.
В апреле 2017 года был приобретен участок, а уже через несколько дней на ленинский субботник – 22 апреля – на нем появился первый постоялец. Это был крупный пес, который жил у больницы и на которого был вызван отстрел.
«Тогда мы могли позволить забирать таких собак, спасая их от отстрела. Но сейчас животных на улицах становится все больше. Если кошек люди сами еще могут принести в квартиру, вылечить и пристроить, то бездомную собаку ты в квартиру не приведешь… Скажу, что с каждым годом жестокость людей поражает все больше. Если в 2017 году мы начинали с того, что просто подбирали выброшенных животных, то сейчас стараемся специализироваться на пострадавших животных, на инвалидах, потому что с каждым годом количество их увеличивается в геометрической прогрессии. Человеческая жестокость не знает границ!» - продолжает рассказ Ангелина.
Девять жизней
За это время через ОО «Шанс на спасение» прошло множество парализованных, раненых и избитых кошек и собак. Были два подожжённых кота, обгоревших практически до костей, но выживших, несмотря ни на что. Больше всего поражала жестокость детей: ведь в большинстве случаев, по признанию Ангелины, животные страдали именно от них.
«Обычно мы берем больных и раненых. Но сейчас у нас предел возможного их количества: даже если где-то будут больные животные, мы не сможем их взять лишь из-за того, что уже нет места и возможности. Когда скапливается большое количество кошек, начинаются инфекции, которые ничем не лечатся, а за ними и мор. В такие периоды весной и осенью мы порой теряем по 5-6 кошек. Наши ветеринары бессильны. Прививки не помогают, мы пробовали хорошие вакцины. Но люди не хотят этого понимать и просят взять еще животных сверх возможной нормы», - делится Ангелина.
Впрочем, для некоторых котов свобода оказывается важнее даже лечения. Так, один недолечившийся кот внезапно пропал во время ремонта. Видимо, прошмыгнул в дверь. Поиски не принесли результата, а позже выяснилось, что он вернулся с зерендинских дач в свой родной подвал Васильковского м-она, где и жил ранее. В общем, порой романтика бродяжьей жизни привлекает и животных…
В последнее время все покупки для своих питомцев ребята делают на собственные деньги и мизерные сборы тех, кто поддерживает их постоянно.
«Они знают, что мы есть, и с каждой зарплаты отправляют немного денег для наших питомцев. Сейчас мы редко выставляем сборы, только когда животному действительно нужно дорогостоящее лечение. К примеру, недавно с пятого этажа в Кокшетау выкинули кошку. К сожалению, у нас нет рентгена, и если что-то нужно, приходится ездить в Нур-Султан или Петропавловск на обследование. Мы повезли ее в Петропавловск. У животного было три перелома. А операцию в Нур-Султане нам оценили в 150-200 тысяч тенге. Но я сразу сказала, что такую сумму не соберу. Теперь лечу эту кошечку сама. Знаете, у животных порой колоссальная воля к жизни. И кошечка эта уже даже ходит сама, правда, одну лапу все еще тащит… Или еще пример. Был у нас котенок, разорванный собаками. И он тоже выжил! Порой начинаешь верить, что у кошек, действительно, девять жизней», - делится Ангелина.
Наигрались – заберите!
Сейчас на базе ОО «Шанс на спасение» содержится более 20 собак. У каждой есть свой вольер или будка. А вот кошек никак не разделить. Есть четыре большие клетки для содержания больных кошек в карантине, но постоянно жить в клетках для этих свободолюбивых животных равносильно смерти.
«Кошки чахнут в клетках, им слишком важна свобода! И закрывая их в клетке и желая спасти от какой-то инфекции, мы их убиваем тем, что они в неволе», - поясняет волонтер.
За четыре года работы случаи бывали разные. До сих пор на базе живут пять псов, которых когда-то еще щенками вместе с акмолинскими спасателями волонтеры доставали из канавы. Все мальчики, но хозяева им так и не нашлись…
«У нас никому не нужны эти животные. Вот, к примеру, вчера нам прямо в наш книжный магазин (сейчас Ангелина занимается продажей книг – прим. автора) привезли котенка из Красного Яра. Как оказалось, ребенок принес домой котенка, которого нашел на улице. Мать собралась его выкинуть, и тогда мальчик лет десяти на свои собранные карманные деньги привез его к нам на такси… Я, конечно, его приняла. Знаю, что с больными животными этот маленький котенок не выживет, поэтому взяла его к себе в дом, хотя у меня уже тоже живет кот с поломанной челюстью, который ест пока только с рук, и две собаки», - продолжает рассказ Ангелина.
Девушка замечает, что в последнее время на улицах появилось много домашних животных, порой даже породистых. А еще распространённым стало взять животное, поиграть с ним, пока оно маленькое и "мимимишное", а когда оно вырастет, сказать: у меня аллергия, заберите!
«Дважды, зная, что у собак чумка, мне привозили их на территорию. Оставляли возле участка и звонили, сообщая, что собаки больны… А такая болезнь ставит под угрозу всех животных», - с ужасом вспоминает Ангелина.
Заботиться о питомцах помогают знакомые ветврачи Светлана и Сарсенбай: ставят уколы, продают вакцины по себестоимости. Но операции приходится оплачивать в полном объеме. Вот если бы была помощь от государства…
Городу нужен приют
«В акимат города Кокшетау мы обращаемся постоянно, как и другие наши группы, помогающие животным. Сейчас у нас новый аким, поэтому не знаю, поддержит ли он нас. С предыдущим акимом мы уже почти пришли к соглашению. У нас было несколько встреч вместе с ветсервисом после массовых отстрелов животных на глазах у людей и после наших протестов. Акимат нас услышал, попросил составить проект, сколько и чего нужно. Они были готовы в случае согласования с ветсервисом пустить деньги, выделяемые на отстрел, на содержание и лечение животных, но заниматься этим придется нам самим. Они готовы были выделить территорию и некую часть бюджета, но с условием того, что помощь от населения так же должна быть. Ведь одно дело отстрелить животное, а другое – содержать его долгое время», - рассказывает Ангелина.
Согласно разработанному волонтерами проекту, приют-распределитель бездомных животных «Нурлы болашак» предполагает помещения закрытого и открытого типов для бездомных кошек, закрытого типа – для больных и послеоперационных бездомных собак, открытые вольеры для собак, площадки для их выгула и т.д. Для его реализации достаточно двух га земли, а обойдется он вместе с оплатой наемных работников и содержанием животных (800 тысяч тенге), по предварительным расчётам, в 11 млн тенге. Но найдет ли этот проект или любой другой в заданном направлении поддержку у нового акима города Кокшетау?
«Когда-то я представляла жизнь волонтера в радужных красках: вот покормила кошечку - и я молодец! Но реалии с ведрами каши, уборкой вольеров оказались совершенно иными. И это должен кто-то делать! Некоторые пишут, что хотят тоже быть волонтерами, и я спрашиваю: а вы готовы убирать вольеры и смотреть за больными животными? Морально очень тяжело видеть покалеченных животных. И первое время, когда я обрабатывала раны больному животному, меня саму трясло… Но в этот момент ты понимаешь, что от тебя сейчас зависит жизнь, и если ты побрезгуешь что-то сделать, то животному никто уже не поможет…», - добавляет напоследок Ангелина.
Оксана Матасова, специально для 716.kz