До 2025 года все дороги республики будут обеспечены придорожным сервисом — МИИР РК
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Об этом пишет primeminister.kz.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова (на фото), в т.г. начинается реализация задач в сфере развития дорожно-транспортной инфраструктуры, определенных партией «Nur Otan» до 2025 г.
Сегодня протяженность автодорог общего пользования РК составляет 96 тыс. км, из них республиканская сеть — 25 тыс. км, местная сеть — 71 тыс. км.
В период с 2021-2025 гг. в автодорожной отрасли планируется построить и реконструировать 12 тыс. км дорог республиканской сети. Ежегодно будет задействовано 200 тыс. человек.
До 2020 года проведена реконструкция 13 тыс. км автодорог республиканской сети.
В 2021 г. дорожно-строительными работами охвачено 4,7 тыс. км республиканской сети.
Ведется строительство и реконструкция 3,6 тыс. км.
По итогам года планируется сдать в эксплуатацию – 2,2 тыс. км, открыть движение на 1,2 тыс. км.
Капитальным и средним ремонтом охвачено 1,1 тыс. км дорог.
На сегодняшний день реализуется 15 автодорожных проектов.
«По итогам года планируем полностью завершить реконструкцию участка Талдыкорган-Усть-Каменогорск, протяженностью 768 км. Это международный транзитный коридор, связывающий среднеазиатские республики с Восточной Сибирью Российской Федерации, а также южные регионы Казахстана с восточным. Данная дорога также имеет огромное значение для развития туристического кластера озера Алаколь», — сказал Б. Атамкулов.
Будет продолжено строительство четырехполосных скоростных автомагистралей, связывающих г. Нур-Султан с регионами по лучевому принципу. Завершены участки в направлении Кокшетау, Павлодар и до Караганды. В настоящее время строительные работы ведутся на участке от Караганды до Капшагая.
К концу года планируется сдача в эксплуатацию участка до Балхаша и на следующий год до Капшагая. На этом завершится реконструкция коридора Центр-Юг.
Глава МИИР РК особо отметил маршрут Актобе-Атырау-Астрахань.
«До начала реконструкции из-за неудовлетворительного состояния дороги транспортное сообщение между городами Актобе, Атырау и Актау вынужденно осуществлялось через г. Уральск с перепробегом 500 км. В настоящее время строительные работы ведутся на всем протяжении автодороги. В текущем году завершим участок Кандагаш-Макат и обеспечим открытие движения на всем протяжении коридора с последующей сдачей в эксплуатацию в следующем году», — отметил он.
В настоящее время транспортный поток с Туркестанской и Жамбылской областей из соседних республик в направлении центра вынужденно идет через г. Алматы с перепробегом 250 км. Автодорога Мерке-Бурылбайтал имеет высокое социальное значение и влияет на транзит из стран Средней Азии. В этом году планируется завершение основных работ и открытие проезда.
В октябре т.г. завершится строительство транспортной развязки на железнодорожном переезде на станции Шамалган, что повысит безопасность на пересечении с железной дорогой.
Также поэтапно в 2021-2022 гг. будет завершена реконструкция и других транзитных и социально значимых автодорог Ушарал-Достык, Калбатау-Майкапшагай, Костанай-Денисовка, Петропавловск-гр. РФ на Курган.
В настоящее время идут подготовительные работы к строительному сезону.
Для выполнения задач на т.г. требуется 18 млн тонн щебня, 120 тыс. куб. м. железобетонных изделий, 1 300 млн тонн битума. На данный момент полностью заготовлены потребности щебня и железобетонных изделий, а также 325 тыс. тонн битума.
Ежегодно в строительный сезон наблюдается дефицит битума и повышение цен, что чувствительно отражается на ходе производства работ.
В настоящее время совместно с Министерством энергетики РК отрабатывается вопрос по своевременной поставке битума и недопущению роста цен.
В целом, в строительный сезон будет задействовано 20 тыс. ед. дорожно-строительной техники и автотранспорта, 81 асфальтобетонный завод, 79 дробильно-сортировочных установок.
На дорожно-строительные работы с учетом смежных отраслей будет привлечено порядка 200 тыс. человек.
В южных регионах уже начаты строительные работы, по мере установления положительной температуры работы начнутся на всех объектах.
Для охвата реконструкцией всей республиканской сети до 2025 года планомерно будет начата реализация новых проектов общей протяженностью 4,3 тыс. км.
Также в период 2021-2025 гг. будет отремонтировано 10 тыс. км.
Как сказал Б. Атамкулов, до конца т.г. планируется начало реализации 4 новых автодорожных проекта общей протяженностью 607 км. Это:
- реконструкция а/д «Кызылорда-Жезказган»;
- строительство Восточного обхода г. Туркестан;
- строительство Юго-Западного обхода г. Шымкент;
- строительство обхода г. Сарыагаш.
Согласно поручению Главы государства, до 2025 года все дороги будут обеспечены придорожным сервисом, соответствующим Национальному стандарту. Требования к объектам придорожного сервиса утверждены. Национальная компания «Казавтожол» занимается их развитием.
Ежегодно в регионах совместно с местными исполнительными органами и НПП «Атамекен» строятся новые современные объекты, оказывающие весь спектр услуг. Существующие объекты приводятся в соответствие требованиям международных стандартов.
На сегодняшний день вдоль республиканской сети действует 1 854 объекта сервиса, из которых 1 070 отвечают требованиям стандартов.
До конца года будет построены 125 ед. объектов, в т.ч. за счет якорных инвесторов 38 АЗС с санитарными узлами и пунктами питания, 87 ед. санитарно-гигиенических узлов за счет частных инвестиций и в рамках реконструкции.
Доля объектов, отвечающих нормативным требованиям, в этом году будет доведена до 66% (1322 ед.).
Для покрытия всей сети до 2025 г. дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов и все имеющиеся объекты придорожного сервиса будут приведены в соответствие нормативам.
По словам Б. Атамкулова, положительные результаты по строительству новых трассовых комплексов показывает Актюбинская, Алматинская и Карагандинская области.
«Для нормативного содержания реконструированных автодорог внедряется платность, которая позволит в полной мере покрыть затраты содержания и снизить нагрузку на республиканский бюджет. Платные участки отвечают современным требованиям безопасности и комфортных условии пользователям. В марте месяце введена в промышленную эксплуатацию система взимания платы на 5,8 тыс. км», — сообщил министр МИИР РК.
Планируемые сборы к концу года составят 25,6 млрд тг.
На остальных 5,2 тыс. км внедрение платности планируется до конца 2024 г. по мере завершения работ по реконструкции.
Высокую значимость имеет развитие местной сети автодорог. Протяженность местных дорог составляет 71 тыс. км.
Так, за счет выполненных работ в прошлые годы 75% местной сети приведены в нормативное состояние.
На сегодня складывается неравномерная ситуация по состоянию областных и районных дорог в разрезе регионов.
Б. Атамкулов отметил работу Мангистауской, Жамбылской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Туркестанской областей по улучшению состояния сети дорог и соблюдения принципа паритетного финансирования.
В т.г. на развитие местной сети предусмотрено 119 млрд тг.
За счет выделенных средств всеми видами дорожно-ремонтных работ будет охвачено порядка 1,3 тыс. км дорог.
До 2025 года планируется охватить всеми видами работ 27 тыс. км и довести 95% протяженности дорог в нормативное состояние.
Здесь совместно с местными исполнительными органами будут приняты действенные меры по улучшению состояния сети местных дорог.
Особое внимание уделяется качеству дорожно-ремонтных работ и диагностике состояния автодорог.
«Результаты работы показали определенные положительные эффекты, в частности, подрядные организации и эксперты технического надзора стали максимально уделять внимание качеству материалов и соблюдению технологии. В т.г. экспертизой качества будут полностью охвачены дорожно-строительные работы по республиканской и местной сети. Будет проведено инструментальное обследование 18 тыс. км республиканской сети, по результатам которого будет разработан комплекс мероприятий по ремонту», — сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития.
В рамках цифровизации разработана система управления дорожными активами (СУДА) с внедрением в т.г. на республиканской сети и до 2025 года — на местной сети.
Кроме того до конца года будут переработаны 42 отраслевых нормативно-технических документа, в соответствии с требованиями международных стандартов.
Б. Атамкулов отметил, что своевременная и качественная реализация поручений Елбасы, Главы государства и задач, обозначенных в Предвыборной платформе партии «Nur Otan» позволят в результате к 2025 году:
- довести 100% дорог республиканского значения и 95% местного значения до нормативного состояния;
- увеличить протяженность платных дорог до 11,7 тыс. км;
- обеспечить автодороги республиканской сети объектами дорожного сервиса, соответствующих Национальному стандарту
- ежегодное создание 310 тыс. рабочих мест.