Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

​Защита потребителей через единую Национальную ассоциацию

​Защита потребителей через единую Национальную ассоциацию

В настоящее время в казахстанском обществе, в целях эффективного обеспечения прав граждан, в том числе и в сфере потребительских отношений, важная роль отводиться общественным объединениям потребителей. С целью улучшения системы защиты прав казахстанских потребителей в стране Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан предлагает создать Национальную ассоциацию потребителей.

Предполагается, что в ассоциацию войдут все общественные организации, которые на текущий момент работают в Казахстане в области защиты прав потребителей. Национальная ассоциация будет иметь широкую сеть представительств в регионах страны. Общественные объединения в сфере защиты прав потребителей будут включены в состав совещательных органов при министерствах и акиматах регионов.

Также на базе НПО будет создан институт омбудсмена, который будет отстаивать интересы и права потребителей на более высоком уровне.

Кроме того, предлагается внедрить обязательное требование при разработке законов и других нормативный актов - проводиться анализ их влияния на интересы потребителей. Деятельность госорганов, МИО и квазигосударственных организаций, также будет оцениваться, в том числе по показателю удовлетворенности их работой со стороны потребителей.

Предложение МТИ о целесообразности создания единой Национальной ассоциации потребителей Казахстана основано на международном опыте стран, где обязательное членство признается нормальным в их юрисдикциях.

К примеру, в Германии более 30 общественных организаций объединены в единый Союз потребителей, где работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур.

Аналогичные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача - лоббирование интересов потребителей при формировании и реализации законодательства.

Что касается нашей страны, сейчас зарегистрированы 112 общественных объединений потребителей, из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом около 40.

Вместе с тем, в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, не имеется узкая специализация и единый подход в решении вопросов. Большинство их них работают разрозненно, зачастую препятствуя идеологии друг друга, что приводит к неэффективности взаимоотношений между государственным органом и НПО.

Поэтому, объединение общественных организаций в одну ассоциацию, позволит:

- переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству», так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности НПО. На сегодняшний день при общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей, значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге.

- обеспечить для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество;

- развить узкопрофильные направления в деятельности НПО, по таким различным отраслям как торговля, финансы, медицина, туризм и т.д.;

- минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.

В свою очередь, институт омбудсмена по защите прав потребителей был предложен для того, чтобы отслеживать деятельность государственных органов по обеспечению должной защиты прав и законных интересов потребителей. Также он возьметна себя роль спикера гражданского общества и представительские функции Единой Национальной ассоциации. Его избрание будет осуществляться самим гражданским обществом.

Важно отметить, что предложенные инициативы неоднократно обсуждались в течении 2020 года на рабочих группах, Конференции, Гражданском форуме, организованных МТИ с представителями 40 наиболее активных общественных объединений по защите прав потребителей.

В результате бурных обсуждений гражданским обществом идеология в целом была поддержана, при этом выражены некоторые пожелания, которые МТИ планирует учесть.

Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области 

15:27
464
Нет комментариев. Ваш будет первым!