Премьера «Хижины»: любить и быть любимым, прощать и быть прощенным…
Настоящее искусство должно заставлять думать. Покидая спектакль «Хижина» Уильяма Пола Янга, премьера которого состоялась в минувшие выходные, внутренне ощущаешь некий раздрай. Стереотипы, закрепленные на подсознательном уровне в голове, рушатся, столкнувшись с тем, что ты видишь на сцене. Любовь, сострадание, вера, поиск пути и смысла всего происходящего – вот далеко не полный перечень тем, поднятых героями повествования. А ценой этому всему станет жизнь ребенка...
Очень сложно понять, что происходит в душе человека, потерявшего по вине маньяка дочь. И тут уж не до веры. Первые возникающие мысли: разве это справедливо? Почему всесильный Бог, если он все же есть, не вмешался, чтобы предотвратить мучения маленького человечка? И вера просто рушится… В такую ситуацию попадает главный герой постановки «Хижина» Макензи, блестяще сыгранный Тимуром Валиевым. Мечущийся в поисках выхода, глава семейства вдруг получает неожиданное приглашение в хижину, где его ждет встреча, которая может изменить всю жизнь.
«Мне сложно говорить о моем герое. Было тяжело понять его внутренний мир и примерить все это на себя. Я, наверное, столкнулся с таким впервые: когда режиссер приезжает и у него абсолютно все готово. Он знает уже все - вплоть до поворота головы твоего персонажа. Поэтому мои предложения здесь были минимальны… Я только принял своего героя», - поделился исполнитель главной роли Тимур Валиев.
Что же такого ждет Мака в хижине? А это ни много ни мало – встреча с самой Троицей – Папой (Анна Бронникова /Елена Лукьянова), Иисусом (Андрей Владимиров/Станислав Тавгень) и святым духом Сарайей (Александра Букреева/Анна Воронько). Спустившись с небес, они предстают перед нами совершенно обычными людьми. К примеру, Бог любит готовить и слушать фанк (а вовсе не музыку мормонской церкви!), а свободное время проводит за игрой в шахматы с Иисусом.
Троица ломает привычные стереотипы мышления главного героя, а вместе с ним и всего зрительного зала. Каждый вместе с Маком будет пытаться найти ответы на те вопросы, что периодически задает себе, сталкиваясь с несовершенством мира. Имеем ли мы право быть судьями других? Можно ли простить того, кто причинил тебе и твоему родному существу боль? А во главе угла, как всегда, любовь – всеобъемлющая, такая, что может заставить сказать «я тебя прощаю!» в глаза даже самому закоренелому негодяю, потому как таким его сделали люди.
«В постановке, казалось бы, банальные вещи – любовь, духовность, сочувствие, сопереживание – то, что присуще каждому человеку. Иногда мы начинаем злиться, не можем простить кого-то, и это произведение учит тому, как можно прощать даже самые страшные злодеяния. У всего есть срок, и ко всему нужно быть готовым… Нужно отпустить все и продолжать жить. Если ты будешь носить всю эту тяжесть в себе, то просто не сможешь жить дальше», - отметил в интервью нашему изданию режиссер постановки Игорь Седин.
По признанию Т. Валиева, ему как отцу двух дочерей сложно понять и принять своего героя. Целый месяц он работал над ролью по 12 часов в сутки, при этом читал дополнительные материалы, просматривал информацию про маньяков и пытался понять мотивы их действий. Днем собирал образ по крупицам, а вечером старался побыть дома со своими детьми…
«Мой герой приходит к прощению, но такие вещи сложно простить в жизни. Может быть, западному человеку с его менталитетом это возможно, но я далеко не западный… Отыграв две премьеры, до сих пор копаюсь в своем персонаже. Он очень глубокий и выдает множество «почему». В нем большой клубок. Его бил отец, он прошел войну, есть семья, и вроде все хорошо, и теперь его ломает пропажа дочери, начинают душить старые воспоминания (в детстве он отравил отца, стараясь спасти семью)… Тема самого суда правильна: не суди и не судим будешь. Мы не можем надеть чьи-то сапоги и пройти его путь. У каждого он свой. Как в постановке: а если отец-извращенец сломал твою психику с детства, тогда и отца – в ад? А у того будут свои причины… И так можно дойти до самого Адама и судить Бога. И мы обычно, по сути, так и делаем, вопрошая: за что, почему так несправедливо? А ведь справедливость у каждого своя», - отмечает Тимур.
Режиссер постановки Игорь Седин продумал все до мелочей. Он сам проработал сценографию, костюмы героев, подобрал музыку. Кстати, о последней. Не замечали, что порой та мелодия, которая несколько лет назад звучала в твоих наушниках, вдруг раздавшись со сцены, воспринимается совершенно по-другому? Вот и на этот раз популярная в 90-е годы «На заре» группы «Альянс» зазвучала совершенно по-новому.
«Сцена – это пространство в голове самого Мака. Бог может прийти и в реальность, и в сон. Ловцы снов, серая обстановка – то, что съедает краски мира, как говорится в самом произведении, – это «великая скорбь». Когда человек начинает терять веру, силы, его мир тускнеет, он замыкается в себе. И так до тех пор, пока не приходит Троица и не помогает ему выбраться из этой ситуации», - поясняет режиссер.
В эпицентре действия находится самое светлое существо - маленькая Мисси, потрясающе воплощенная на сцене 8-летней внучкой Елены Лукьяновой Олей.
«На сцене я впервые работал с ребенком. Оля замечательная, очень энергичная. Ребенка невозможно переиграть. И я пытался быть с ней простым, ничего не придумывать, просто жить на сцене. Буду рад, если она останется со мной на одной сцене и дальше», - поделился Тимур, с улыбкой вспоминая, как Оля подсказывала ему на репетициях текст и последующие действия.
Любить – и быть любимым, прощать – и быть прощенным. Эти извечные истины давно позабыли независимые люди. Став свободными, они направляют свою жизнь в выбранное ими русло, запутавшись, где добро и зло, и измеряя все через призму своего внутреннего восприятия. «Люди обладают неисчерпаемой способностью объявлять что-нибудь хорошим или плохим, не понимая сути, - говорят герои постановки. - Милосердие не нуждается в страданиях, чтобы существовать, но там, где есть страдания, ты обнаружишь и милосердие - во множестве проявлений и оттенков».
«До сих пор не уверен, туда ли я иду, правильно ли все делаю, - добавляет напоследок Т. Валиев. - Ощущения этого пока нет. Поэтому поиск не заканчивается, и работу над своим персонажем я все еще продолжаю. Думаю, она будет идти до тех пор, пока спектакль будет на сцене».
Ну а зрители дали оценку постановке уже после премьеры, долго не отпуская артистов и заставляя вновь возвращаться на крики «Браво!». И только блестящие от слез глаза говорили о том, какие бури бушуют сейчас внутри них самих…
Оксана Матасова, специально для 716.kz