Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Весна близко. Некачественное расследование не спасет от паводков

Весна близко. Некачественное расследование не спасет от паводков

Речь в этом материале пойдет о реке Жабай, неоднократно ставившей жителей Атбасара на грань выживания, плохо построенной дамбе, плохо проведенном следствии, и самое главное – об угрозе новых паводков, сообщает Turan press.

Слив по расписанию

Жабай – правый приток Ишима. В Казахстане река получила дурную славу из-за регулярных наводнений. И хотя на дворе стоит январь, необходимо задуматься о том, какие опасности готовит стихия грядущей весной.

В 2014 году река Жабай стала известна всей стране. В начале апреля из-за резкого потепления степные талые воды хлынули в реку, где ещё не растаял лёд. Было подтоплено свыше 550 домов на 12 улицах города, эвакуированы сотни людей. Не забудем, что за каждой цифрой стоят серьезные материальные потери, а иногда непоправимо утраченное здоровье.

В 2016 году апрель начался с сообщений комитета по ЧС МВД о новом наводнении. «Защитную дамбу на реке Жабай в городе Атбасаре Акмолинской области, в теле которой произошел прорыв шириной четыре метра, удалось восстановить. Создалась угроза подтопления близлежащих домов, 70 человек были эвакуированы. Были приняты оперативные меры по устранению прорыва. В результате наращивания земляной насыпи до высоты 7 м перелив устранен», - заявили в комитете.

В том же месяце уже 2017 года из-за высокого подъема воды, почти вдвое превышающего критический, защитную дамбу размыло в четырех местах. Подтоплению подверглись более 600 домов, эвакуированы почти полторы тысячи человек. Уровень воды на 80 сантиметров превысил уровень наводнения 2014 года.

В апреле 2020 года председатель комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Владимир Беккер заявил, что в Атбасаре под угрозой подтопления находятся две школы и порядка 80 жилых домов. По его словам, сотрудники комитета обнаружили повышение уровня воды на реке Жабай в районе города на 70 сантиметров. Беккер также добавил, что в 2019 году из подтопляемой зоны были отселены жители 459 домов.

Половодье воровства

То есть река Жабай не оставляет простора воображению, каждый апрель устраивая локальный апокалипсис. Что же в этой предсказуемой ситуации предпринимали региональные власти? Еще после наводнения 2014 года специалисты говорили об износе советских плотин, однако пока река не обрушилась на город, кардинально устранять проблему никто не спешил.

В 2016 году дамбой все-таки занялись, но, как сказано выше, следующей весной сооружение прорвало в четырех местах. Скандал быстро достиг правительства. «Самый критический уровень был 6 метров 10 сантиметров, утром уже 5 метров 70 сантиметров. В настоящее время по факту халатности, допущенной при строительстве плотины, возбуждено уголовное дело, проводится расследование», - заявил в апреле 2017 года министр внутренних дел Калмуханбет Касымов.

По данным Касымова, на дамбу местным органам власти было выделено 200 млн. тенге. «Мы возбудили дело, у подрядчика все будем проверять, расследовать. Проведем экспертизу по готовности этой дамбы», - заверил министр. Организациями, проектировавшими и строившими платину, являются ТОО «Горсельпроект» (Кокшетау) и ТОО «СарЖомарт-2005» (Астана).

В конце августа 2017 года антикоррупционной службой был арестован аким Атбасарского района Акмолинской области Андрей Никишов. Он обвинялся в хищении бюджетных средств, выделенных для укрепления дамбы на реке Жабай, а также в получении взяток. По информации сотрудников Нацбюро по противодействию коррупции, Андрей Никишов и его заместитель Айткабыл Серкебаев разработали коррупционную схему. Деньги, отпущенные на ремонт дорог, очистку русла реки, укрепление дамбы и снос затопленных домов, осваивались без проведения необходимых процедур и передавались аффилированным компаниям.

Чиновники были задержаны при получении четырех млн. тенге от директора ТОО «ИшимСтройИнвест» Руслана Бапхоева. Общая сумма полученных взяток составила более 10 млн. тенге. «В корыстных целях руководители районного акимата воспользовались чрезвычайной ситуацией в связи с весенними паводками в регионе и разработали схему хищения бюджетных средств, выделенных на ликвидацию ее последствий», - говорилось в сообщении антикоррупционного ведомства.

В сентябре 2018 года состоялся суд. Он приговорил Никишова к 10 годам лишения свободы, его бывший заместитель Айткабыл Серкебаев был осужден на восемь лет. Директору ГРГП на ПХВ «Атбасар Су арнасы» Денису Куанышеву назначили штраф в 18 млн. тенге, директору ТОО «ИшимСтройИнвест» Руслану Бапхоеву – в 59,9 млн. тенге. Предприниматель Куантай Алимжанов и руководитель ТОО «СарЖомарт-2005» Мурат Туркестанов получили по семь лет колонии.

Ждем очередной весны?

Казалось бы, справедливость восторжествовала, виновные наказаны, но тут в деле о дамбе произошел новый поворот. В августе 2020 года приговором Акмолинского областного суда Никишов, Серкебаев, Туркестанов и Алимжанов были оправданы по ст.189 ч.4 п.2 УК за недоказанностью события уголовного правонарушения.

Углубимся немного в тонкости судопроизводства. Напомним, что бывший аким Атбасарского района Никишов, его бывший зам Серкебаев, а также предприниматели Туркестанов и Алимжанов обвинялись в составлении фиктивных актов выполненных работ. По версии следствия, в ходе укрепления дамбы вдоль реки Жабай они присвоили себе бюджетные средства на общую сумму 85 млн. тенге.

При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что по делу не добыто достаточных доказательств виновности. Материалами дела не установлены объем и сумма ущерба, способ совершения уголовного правонарушения, акты выполненных работ и договор о государственных закупках не признаны недействительными, со стороны заказчика каких-либо претензий по объему выполненных работ не имелось, судебно-строительные экспертизы проведены с нарушением УПК.

Следовало достоверно установить, какие работы были выполнены ТОО «СарЖомарт-2005», в каком объеме, их стоимость, а также какие работы не были выполнены, но за них произведена оплата. Однако осуществить указанные требования оказалось проблематично.

Все допрошенные по делу свидетели подтвердили, что работы по укреплению тела дамбы производились, была задействована специальная техника, в том числе и арендованная у Алимжанова. В подтверждении этого имеются видеозаписи проводимых работ, где наглядно видно количество работающей техники. Органом уголовного преследования и судом предпринимались меры по установлению размера ущерба и назначались экспертизы.

Тем не менее, эксперт А.Толебаев указал, что без архитектурной части проекта, исполнительской документации дать заключение не представляется возможным.

При новом рассмотрении была назначена дополнительная судебная строительно-экономическая экспертиза, согласно ее выводам, акты выполненных работ по видам и объемам соответствуют сметным документациям.

Кроме того, после паводковых мероприятий тело дамбы подверглось изменениям. Рабочий проект, исполнительская документация не разрабатывались и не составлялись. Соответственно установить геометрические параметры, объемы выполненных работ до видоизменения дамбы не представляется возможным.

Заметим, что из-за некачественно проведенного расследования к дисциплинарной ответственности в октябре 2020 года привлечен начальник отраслевого управления прокуратуры области М.Султанов. Ему объявлен выговор. Приговор в отношении Никишова и Серкебаева за получение взяток оставлен без изменения.

Иначе говоря, в 2017 году после массового возмущения наводнением понадобилось кого-то срочно и публично наказать «за дамбу». Однако спустя несколько лет обвинение так и не смогло предоставить фактических доказательств. Здесь мы возвращаемся к основной проблеме: что сегодня происходит с дамбой на реке Жабай?

Ограничились ли мероприятия по предотвращению паводков расследованием, как выяснилось, проведенным недобросовестно? Занимались ли укреплением дамбы в течение трех лет? Отвечает ли она необходимым стандартам качества? Проводились ли требуемые экспертизы? Выдержит ли сооружение традиционный апрельский разгул стихии? За кем останется последнее слово в этой истории – за местной исполнительной властью или же за рекой Жабай? На эти вопросы ответов пока нет, а весна, между тем, не за горами.

Алма Бекетова

10:32
602
Нет комментариев. Ваш будет первым!