Почему Кокшетау испытывает острую нехватку водителей автобусов?
Кадры, как известно, решают все. Особенно при нехватке этих самых кадров. К примеру, водителей автобусов. Мы привыкли возмущаться, стоя на остановке, долгим отсутствием транспорта или его «забитостью». При этом мы не задумываемся, что, возможно, за руль автобуса сегодня просто некому сесть… Почему Кокшетау испытывает острый дефицит водителей автобусов, выяснял корреспондент 716.kz.
10 лет жизни – и ты водитель автобуса!
Как отметил на одном из брифингов председатель ОЮЛ «Ассоциация пассажирские перевозки» Рустем Калишев, на сегодня по Кокшетау необходимо порядка 150 водителей автобусов.
«Этот вопрос не решается в связи с тем, что сейчас обучение на категорию Dидет порядка 10 лет. За последние 6 лет наши учебные заведения города Кокшетау не обучили ни одного водителя автобуса», - отметил Р. Калишев.
Десять лет? То есть чтобы стать водителем автобуса в РК, нужно учиться дольше, чем учатся даже врачи? Мы попросили Р. Калишева пояснить, как получилась такая огромная цифра.
«А все потому что у нас после вступления в ВТО ввели категории и подкатегории. Раньше было всего 5 категорий (А, В, С, D и Е). И раньше молодой человек, отучившись, в 18 лет получал категорию В-С (легковой и грузовой транспорт), сдавал экзамены и на руках у него было водительское удостоверение категории В-С. Далее нужно было три года стажа на грузовой автомашине, чтобы дальше можно было учиться на категорию D. То есть в 21 год человек мог пойти учиться на категорию D. Полгода обучения - и все, в 22 года можно смело садиться за руль городского автобуса, с учетом прохождения практики непосредственно в автопарке (120 часов). Что получается сейчас? В 18 лет молодой человек приходит учиться, сдает на водительское удостоверение и ему дают категорию В-С, но с пометкой, что категория С - с 21 года. Три года он уже потерял. Далее в 21 год ему нужно три года стажа, чтобы отучиться на категорию D1. Учитывая эти три года, ему уже 24. Плюс полгода он обучается. Ему 25 – и он только садится за руль микроавтобуса! А чтобы сесть за руль автобуса, ему нужно отъездить еще как минимум три года. Теперь ему 28 лет. Получается, в течение 10 лет – с 18 до 28 - человек должен преследовать свою мечту стать водителем автобуса…», - пояснил Р. Калишев.
Желающих нет
По словам автобусников областного центра, за последние 6-7 лет они не видели ни одного водителя, отучившегося в Кокшетау. Хотя несколько автошкол областного центра обучают на категорию D.
Как пояснили в автошколе «Отан», желающих обучиться на категорию D у них нет давно, несмотря на то, что они готовы открыть группу даже для пяти учеников.
«На D1 тоже очень мало, даже 10 человек не обучилось за год, а на категорию D желающих нет давно», - пояснили в автошколе.
В автошколе «Арбакеш» на сегодня группа обучающихся на категорию D не набрана. Чтобы ее открыть, нужно минимум 10 желающих…
«Как выяснилось, отучившись на D1, ребята не возвращаются в учебные заведения учиться на категорию D. Я даже разговаривала с учебными заведениями, которые готовят на категорию D1, предлагала, чтобы они собрали выпускников. Мы готовы заключить договор, оплатить учебу с условием, что отучившиеся будут работать у нас», - отмечает руководитель ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова.
С введением режима ЧП пострадали и зарплаты водителей автобусов. Соответственно, профессия в очередной раз потеряла привлекательность. Одному предприятию - АТП-Тулпар – даже пришлось закрыться.
«У нас уменьшился пассажиропоток, сколько мы собрали, столько и оплачиваем. Представьте, на 40% упали доходы. Субсидий от государства нет. Из-за зарплаты мы также очень многих потеряли водителей», - добавляет А. Шаримова.
Есть ли выход?
Нехватка водителей автобусов, как выяснилось, проблема всеказахстанская.
«Огромная нехватка! На сегодня у нас не хватает 70 водителей. Мы закупили сейчас еще партию – 30 автобусов: 15 уже ставим на учет, на следующей неделе приходит еще 15, а водителей на них у нас нет. Теперь в автобусы, где сидели два водителя, мы будем пересаживать по одному. В две смены они работать не могут. До обеда водитель будет на одном автобусе, после обеда – на другом», - поделилась А. Шаримова.
По словам собеседницы, выхода из сложившейся ситуации она не видит. Анализ возраста водителей автобусного парка говорит о том, что молодежь не идет в эту профессию, а за рулем остаются в основном люди предпенсионного возраста. В Кокшетауском автобусном парке, к примеру, шесть водителей возрастной категории до 35 лет, 21 водитель - до 45 лет, 35 человек - до 55 и 46 водителей - до 65. Последние в любой момент могут выйти на пенсию.
«Пока нас не слышат. Государство должно понять, что мы можем просто остановиться из-за водителей… На последнем совещании мы вышли с одним предложением. Правда, решаться оно будет очень долго, и я думаю, что МВД нам не даст «добро» в этом вопросе. Мы просим для тех водителей, которые будут работать в городе, сделать исключение в обучении, чтобы они могли перескочить категорию D1, но при этом у них будет стоять отметка, что работать они могут только в черте города», - резюмировала А. Шаримова.
Остается ждать ответ на озвученное предложение и надеяться, что до этого времени оставшиеся водители автобусов не надумают сменить поприще или выйти на пенсию.
Оксана Матасова, специально для 716.kz.
Фото : 1obl.ru