Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Какое мясо мы едим?

Какое мясо мы едим?

Этот кадр, запечатлевший продажу мяса с машины в совершенно антисанитарных условиях, был прислан в редакцию 716.kz жителями областного центра.

«На днях в районе 10 утра возле ТД «Континент» увидели вот такую картину. Вот так привозят мясо: на земле стоят весы, там же взвешивают, продают и потом это все, возможно, попадает на прилавки рынков и магазинов. Удивляет, что в период усиления карантинных мероприятий такое происходит буквально под камерами ЦОУ. Потом, наверное, отследить происхождение мяса, его чистоту и соответствие ветеринарным нормам практически невозможно», - беспокоились кокшетауцы.

Мы, в свою очередь, задались целым рядом вопросов. Откуда и какое мясо поступает в наши рынки? Какие проверки оно проходит, прежде чем попасть на столы акмолинцев? Из чего складывается цена на продукт?


Что говорят продавцы

По словам продавцов центрального рынка, мясо поставляется им в основном из сельской местности. Чаще всего это делают посредники, скупающие мясо у крестьян.

«В основном это большие хозяйства, и все поставлено на поток. Посредники у них покупают и нам перепродают. Минус в одном – проблемы с документацией. Но так как у некоторых нет документов, мы не можем брать это мясо. Поэтому просьба всех крестьян и поставщиков: открыть за городом предварительный проверочный пункт, в котором бы находились ветеринар и полицейский и проверяли привозимое мясо. Если документов нет, то записывали данные. Но если где-то что-то пропало, по ним можно было бы привлечь человека. А цены такие из-за посредников. Хотя, по сравнению с другими регионами Казахстана, у нас цены еще небольшие», - поделился продавец ИП Аубакирова.

После приобретения мяса продавцы обязательно должны проверить его в специальных лабораториях, находящихся здесь же, на рынках. Любой вызывающий подозрение продукт не должен оказаться на прилавке.

«Свинина поставляется из районов. К примеру, мы берем у поставщиков из Чкалова. Они обязательно привозят справку от ветврача. Здесь также мясо проходит обследование в лаборатории. На него ставят печать, что его проверили. Конечно, мясо поставщики покупают у владельцев дешевле, но сейчас так все работают. Человеку не выгодно везти сюда, к примеру, две туши, ведь он потратит гораздо больше бензина», - рассказала продавец центрального рынка Александра Бегишева.

Так, «благодаря посредникам» в Кокшетау цена на говядину с косточкой 1850 тг за кг, а на мякоть - 2200 тг. Прослойка свинины стоит 1400 тг, карбонат – 1600 тг, а вырезка – 2200 тг.

Что говорят санврачи

По словам санврачей, объекты торговли не так давно стали относиться к объектам незначительной эпидемической значимости. По ним проводились только внеплановые проверки. Грубо говоря, они не проверяются, как в былые времена. Правда, есть альтернатива - контрольная закупка продукции.

«Тут идет распределение: непереработанная пищевая продукция подлежит контролю со стороны ветеринаров, а уже переработанная пищевая продукция относится к нашему ведомству. И чтобы нам выйти туда с проверкой, должна быть конкретная жалоба от кого-то», - отметил главный государственный санитарный врач Кокшетау Канат Искаков.


Что говорят ветврачи

По словам ветврачей региона, если человек желает реализовать мясо, скот должен забиваться в специально отведенных для этого местах: мясоубойных пунктах, мясоперерабатывающих предприятиях или на крайний случай – на убойных площадках.

«Ветврач той местности, пункта, перерабатывающего предприятия проводит осмотр животного перед забоем, и после забоя он также осматривает тушу и внутренности. Нет ли подозрения на болезнь. Если он считает, что животное здоровое, то он выписывает справку и направляет это мясо, к примеру, в город Кокшетау. Если это забитое мясо с предприятия, то в справке сразу пишется «для реализации», потому как там есть своя лаборатория. Если мясо с убойной площадки, то в справке пишется, что реализация возможна после проведения ветсанэкспертизы», - рассказал заместитель руководителя управления ветеринарии Акмолинской области Талгат Жунусов.

По словам собеседника, убойные площадки есть в каждом районе области. А вот подворовой забой (когда человек сам забивает скот) возможен только для личных нужд, реализация такого мяса на рынках запрещена и противозаконна.

Что говорит полиция

По информации пресс-службы департамента полиции Акмолинской области, полицейские ежедневно проверяют автомашины, занимающиеся перевозкой домашней скотины. С начала года было проверено около 3000 автомашин и выявлено 73 факта перевозки скота и мясной продукции без сопроводительных документов. А это административное правонарушение по статье 406 КоАП РК «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии».

По словам полицейских, при перевозке скотопоголовья живьём необходимо иметь с собой ветеринарную справку формы №1 от ветеринарного врача сельского округа, откуда был вывезен скот и ветеринарный паспорт животного или его дубликат. А при перевозке мясной продукции необходимо иметь справку № 2 от специалиста по ветеринарии сельского округа, в которой указывается убойный цех, где был забит скот.

Между тем, руководитель отдела предпринимательства города Кокшетау Андрей Подгурский в разговоре с корреспондентом отметил, что продажа мяса на улице подпадает под статью 204 «Торговля в неустановленных местах», и такие факты должны выявлять полицейские.


Что говорит ветеринарно-санитарная инспекция

Как выяснилось, на каждом рынке закреплены инспекторы акмолинской областной территориальной инспекции комитета ветеринарного контроля и надзора, которые и должны требовать чистоту и порядок при реализации, к примеру, того же мяса.

Мы обратились в инспекцию за разъяснениями, однако вместо конкретного ответа на четко сформулированный вопрос ведомство заняло позицию официальной переписки. И это вопреки общей тенденции к цифровизации и сокращению бумагооборота… А также вопреки статье 18-1 Закона РК «О сми», не исключающей устный запрос…

Между тем, все помнят, как летом текущего года на весь Казахстан прогремела новость о том, что государственный ветеринарно-санитарный инспектор Степногорской городской территориальной инспекции подозревался в получении взяток от субъектов предпринимательства в размере от двух до 11 тысяч тенге за беспрепятственную реализацию мяса на территории рынка без наличия обязательных товарно-сопроводительных документов. Сейчас дело в суде. А для недопущения аналогичных правонарушений антикоррупционным ведомством была проведена разъяснительная беседа с сотрудниками терринспекции.

Еще годом ранее были задержаны главный специалист отдела ветеринарии города Кокшетау и ветеринарный врач частной компании, которые так же получали деньги от поставщиков мясной продукции. Те платили от трех до пяти тысяч тенге за каждую тушу и получали фиктивные ветеринарные справки…

Вместо эпилога

Вспоминая прошлогоднюю вспышку сибирской язвы в одном из сел Акмолинской области, когда при забое больных животных заразились сразу несколько человек, становится страшно. Есть ли какие-либо гарантии того, какое именно мясо и где покупает наше население? Неужели мясо, которым торгуют с машин и которое кладут при этом на землю, не удосужившись даже надеть перчатки, остается вне проверок? Дай Бог, чтобы на него имелась хотя бы справка от ветеринара… В любом случае не стоит забывать, что от того, какое мясо сегодня окажется на нашем столе, зависит не только здоровье наших близких, но и эпидемиологическая ситуация во всем регионе.

Оксана Матасова, специально для 716.kz.

13:48
1304
Нет комментариев. Ваш будет первым!