Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Как Кокшетауский технический институт МЧС РК готовит специалистов?

Как Кокшетауский технический институт МЧС РК готовит специалистов?

Специалисты Региональной службы коммуникаций Акмолинской области подготовили интервью  с начальником Кокшетауского технического института МЧС РК Сырымом Шарипхановым, полковником гражданской защиты. Мы узнали много нового о том, как обучают спасателей в Казахстане. 

Сырым Дюсенгазиевич, возглавляемый Вами институт - единственное учебное заведение, которое готовит пожарных и спасателей в стране. Как вы отбираете абитуриентов? Какие требования предъявляются к ним?


- Как показал проводимый анализ кадрового потенциала органов гражданской защиты более 75% сотрудников, принятых на службу за последние три года, являются выпускниками нашего института.

Отбор кандидатов стоит на особом контроле у руководства Министерства. Данная работа проводится Институтом в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям задолго до начала работы приемной комиссии.

Ежегодно Институт осуществляет набор курсантов согласно государственного образовательного заказа, лимит которого за последние 5 лет увеличен со 120 до 180 курсантов. Основными критериями при отборе кандидатов являются их физическое, психоэмоциональное состояние, отсутствие медицинских противопоказаний и хорошие показатели в учебе. Но не менее важным критерием считаю осознанный выбор абитуриентом будущей профессии и стремление обучаться ей.

В текущем году поступило более полутора тысячи заявлений кандидатов на обучение. По результатам проведенных этапов отбора к конкурсу были допущены более пятисот кандидатов, таким образом конкурс на поступление составляет 3 кандидата на одно место, данный показатель остается неизменным на протяжении трех лет. Также стоит отметить, что, исходя из условий складывающейся ситуации в стране с пандемией коронавирусной инфекции средний балл ЕНТ кандидатов на поступление в текущем году составил более 70 баллов, в предыдущие года данный показатель варьировался от 95 до 100 баллов.

Среди курсантов первого курса набора 2020 года есть ребята, у которых еще до поступления в Институт проявились задатки спасателя. Речь идет о курсанте Шарипбаеве Темирлане, который награжден ведомственной медалью за спасение утопающего, Шаймұратове Біржане, который является участником и призером чемпионата мира 2019 г. по пожарно-спасательному спорту. Это лишь малая часть ребят, которыми мы можем гордиться. Данные факты говорят о качественной проводимой профориентационной работе наших коллег.


- Показателем успеха многих учебных заведений является узнаваемость на международной арене и авторитарность в узких кругах. Расскажите,пожалуйста, о взаимодействии Института с зарубежными профильными вузами. Ведь на сколько нам известно направлений взаимодействия у вас много.

- Основными направлениями международных отношений в Институте являются – проведение совместных научных исследований, участие в научных семинарах и конференциях, которые являются площадками для обсуждения современных методов решения актуальных проблем в области гражданской защиты. Участие в подобных мероприятиях дало возможность нашим сотрудникам познакомиться с именитыми учеными в области гражданской защиты, и в дальнейшем закрепиться у них для написания диссертационных исследований на соискание ученых степеней.

Одним из показателей тесного взаимодействия является обучение на безвозмездной основе наших курсантов и сотрудников в зарубежных профильных вузах России и Беларуси по программам высшего и послевузовского образования.

Ежегодно в профильные вузы России и Беларуси направляются 37 курсантов из числа абитуриентов, прошедших соответствующий конкурсный отбор на очное обучение и 5 сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава для обучения по программам магистратуры и адъюнктуры.

На сегодняшний день обучение в зарубежных профильных вузах завершили 220 курсантов очного обучения, из которых 57 курсантов закончили учебу с отличием и 2 с золотой медалью.Если проводить анализ подготовки научно-педагогических кадров Института, то из 10 сотрудников, завершивших обучение в адъюнктуре данных вузах 7 защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов технических наук. Также 16 сотрудников завершили обучение по программам магистратуры.



- Международное сотрудничество в Институте осуществляется только со странами СНГ или есть иные связи взаимодействия?

- Взаимодействие у нас налажено не только с родственными вузами, но и с международными организациями, практическая деятельность которых направлена на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Так к примеру, в 2018 году на 51-ой сессии Исполнительного Совета и 23-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации Гражданской обороны (МОГО) Институту присвоен статус - Аффилированного члена МОГО. Членство в данной организации позволяет сотрудникам Института участвовать и организовывать мероприятия международного уровня в области гражданской защиты.

Ежегодно опытными специалистами Института принимается участие в проводимых МОГО мероприятиях, к примеру на базе Института прошли занятия курса повышения квалификации педагогических кадров профессорско-преподавательского состава на тему: «Организация тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС»,сотрудниками Института пройден курс горноспасательной подготовки на базе тренировочного комплекса МЧС Кыргызской Республики на тему«Организация и проведение поисково-спасательных работ в горных районах с использованием альпинистского снаряжения».

Также на постоянной основе осуществляется взаимодействие с Центром по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий, который является постоянно действующим межгосударственным органом.

Говоря о партнерских отношениях, должен отметить, что сотрудники Института являются членами-корреспондентами Академии военных наук (АВН). Совместно с другими членами АВН сотрудники Института участвуют в конкурсе научных работ в рамках грантового финансирования.



- Возвращаясь к основной деятельности Института – подготовка специалистов для системы гражданской защиты, хотелось бы узнать, как осуществляется закрепление теоретического материала? Какие условия созданы в Институте для этого и какова роль территориальных подразделений в данном вопросе, ведь ваши выпускники – это их будущие кадры?

- Практическая отработка полученных знаний – это важная составляющая любого обучения. Учебная программа Института составлена таким образом, что уже с первого курса курсанты привлекаются к несению службы в учебной пожарной части, далее на старших курсах предусмотрено прохождение профессиональных практик в гарнизонах по местам жительства.

Отвечая на вопрос об условиях для практических отработок должен отметить, что данный вопрос был одним из самых актуальных и проблемных в последние несколько лет, но благодаря поддержке руководства Министерства и помощи территориальных подразделений только за прошедший год на территории института была установлена и введена в эксплуатацию новая теплодымокамера контейнерного типа. Продолжается модернизация учебно-тренировочного полигона Института, в связи с чем на баланс института передан самолет АН-30 «Казавиаспас», который доставлен на территорию учебно-тренировочного полигона Института из г.Алматы.

В целях реализации полученных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется возведение учебных мест и площадок на учебно-тренировочном полигоне, которые предназначены для отработки действий при ликвидации ЧС на ЖД и авиа транспорте, преодоление полос психологической подготовки пожарных и гражданской обороны.

Таким образом мы создаем условия для курсантов, чтобы,придя на службу в гарнизоны они имели реальное представление о серьезности и важности выбранной ими профессии. Сводный отряд Института из числа опытных сотрудников и курсантов старших курсов являются оперативным резервом Министра и привлекаются на мероприятия по ликвидации особо крупных чрезвычайных ситуаций: таких как к противопаводковым мероприятиям в г.Атбасар, ликвидации последствий паводков в с. Оразак, снежных заносов в с.Талапкер, участие в тактико-специальных учениях и т.д.

- Вы затронули тему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По каким темам и направлениям проводятся данные работы? И на сколько они востребованы в практике?

- Научно-исследовательская работа в Институте проводится по кафедральным научно-исследовательским темам, реализация которых осуществляется в соответствии с заявкой Министерства и рабочими программами Института. Одни из значимых являются такие работы, как: «Разработка и обоснование проекта полосы препятствий кафедры военной подготовки и Гражданской обороны», «Разработка пожарно-тактических учений в подразделениях гарнизонов противопожарной службы», «Разработка Методики расчета состава сил и средств формирований гражданской защиты, привлекаемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций», «Совершенствование управления пожарными и спасательными подразделениями при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации» и т.д.

Также в текущем году были разработаны виртуальные–тренажеры симуляторы «Инспектор» и «Осмотр места пожара», «Аппаратно-программный комплекс для руководителя тушения пожара», мобильное приложение «Безопасность печного отопления», которые позволяют учащимся по средствам компьютерной графики и анимации отрабатывать практические навыки в аудиторных условиях.

Наряду с этим, профессорско-преподавательский состав Института принимают активное участие в грантовых финансированиях по научным и научно-техническим проектам, которые объявляет МОН РК. На сегодняшний день поданы заявки на грантовое финансирование следующих тем: «Поисковые исследования по созданию эффективных огнезащитных композиций для обеспечения устойчивости и защиты материалов и конструкций от интенсивного теплового воздействия (пожара)», «Разработка тактико-технического задания для специальной гусеничной пожарной машины (далее СГПМ) на базе танка Т-72», «Построение оптимальной структуры сети системы оповещения органов управления и населения РК по критерию «Стоимость-эффективность функционирования».

Кроме того, я хотел бы добавить, что составной частью научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в институте является научно-исследовательская работа курсантов, которая способствует подготовке высоко­квалифицированных специалистов, способных творчески применять новейшие достижения науки в практической деятельности.

Организация НИР курсантов в институте включает проведение различных научных мероприятий, и в том числе участие в Конкурсе на лучшую научную работу среди слушателей и курсантов учебных заведений МЧС и МВД Республики Казахстан.

В соответствии с приказом Министра внутренних дел «О проведении Конкурса на лучшую научную работу среди слушателей и курсантов учебных заведений Министерства внутренних дел Республики Казахстан», наш Институт с 2015 года регулярно участвует в данном конкурсе и на протяжении 6 лет трижды заняли
1 место, дважды 2 место и трижды 3 место.


Исходя из нашего разговора можно сделать вывод, что Институт является центральным звеном по осуществлению научной и образовательной детальности в области гражданской защиты в стране. Но ведь обучение курсантов — это не единственное направление подготовки в Институте, расскажите, пожалуйста об этом подробнее.

- Имеющийся опыт организации учебно-образовательного процесса позволил в июле 2019 года на базе школ первоначальной подготовки создать учебные центры Института, которые расположены в городах Актобе, Усть-Каменогорск, Кокшетау и Шымкент. Основное направление их деятельности – это переподготовка и повышение квалификации действующих сотрудников органов гражданской защиты, и первоначальная подготовка вновь принятых сотрудников.С момента образования обучение в центрах прошли более полутора тысячи сотрудников.

Таким образом нами осуществляется непрерывная многоуровневая профессиональная подготовка кадров гражданской защиты.Это позволяет нам обеспечить наиболее экономичное и гибкое реагирование на современные запросы подготовки кадров для системы гражданской защиты республики.


- В настоящее время самой актуальной темой является борьба с коронавирусной инфекцией в условиях глобальной пандемии. Как Институт осуществлял свою деятельность в период объявленного карантина? Принимал ли личный состав участие в профилактических мероприятиях?

- С момента введения в стране чрезвычайного положения было принято решение о направлении курсантов по местам жительства, и продолжении обучения в дистанционном формате. В новом и непривычном режиме мы завершили учебный год. Личный состав был переведен также на удаленный режим работы.

В целях недопущения распространения коронавируса COVID-19 во взаимодействии с акиматом г. Кокшетау со 2-го апреля т.г. личный состав института ежедневно принимал участие в мероприятиях по санитарной обработке города (тротуаров, парковок, дворовых территорий и межквартальных проездов, входных групп объектов массового пребывания людей и остановочных павильонов). В этой связи из числа руководства и профессорско-преподавательского состава свободного от ведения дистанционных занятий и несения дежурств сформирован сводный отряд численностью 75 человек. За весь период дезинфекции обработано территория общей площадью 1 млн 262 тыс 320 кв.метров.

Также по просьбе акимата города нашими сотрудниками осуществлялась оперативная доставка кислородных баллонов для непрерывной деятельности реанимации провизорного отделения, созданного на базе дерматовенерологического центра Акмолинской многопрофильной областной больницы. Вес одного такого баллона составляет более 70 кг. Пользуясь случаем благодарю всех, кто принимал непосредственное участие в борьбе с инфекцией.

- Проведенная вами работа – это проявление патриотизма и показатель воспитательной работы. Каким образом вы прививаете молодому поколению чувство патриотизма?

- Вопросу воспитания мы уделяем особое внимание. В этой связи проводятся тематические семинары, конференции, приглашаются ветераны органов гражданской защиты и других силовых структур.

Институт уделяет большое внимание сохранению связи с историей прошлых лет. Так в рамках государственной программы возрождения исторических ценностей «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» Институтом был установлен памятник на месте древнего захоронения сакского периода «Абақай қыраты». Не остаются бесследными для воспитанников Института участие в археологических экспедициях, посещение исторических музеев и мемориальных комплексов, примером тому является повышение духовно-нравственного и патриотического воспитания (сокращение случаев нарушения СВД).

На протяжении пяти лет Институт исследует жизнь и творчество Героя Советского Союза, ученого и патриота Малика Габдуллина. Его по праву можно назвать олицетворением настоящего мужества и мудрости. Своими жизненными принципами, подвигами, результатами научных трудов он показал и доказал, что значит быть истинным патриотом своей родины.

Не так давно открыт музей истории Института, который демонстрирует нашу историю с первых дней образования, и которая пишется молодым поколением.


Напомним, недавно инспектор отдела научно-исследовательских работ Кокшетауского технического института, Почетный ветеран МЧС, Ветеран труда, полковник внутренней службы в отставке Асылбеков Сапаргали Асылбекович провел для портала 716.kz экскурсию по музею КТИ.



- В этом году органам гражданской защиты исполнилось 25 лет, за это время много достигнутых успехов и целей. Как вы представляете будущую службу гражданской защиты и роль Института в этом?

- Вы правильно отметили, что за 25 лет мы многого достигли и многое еще предстоит сделать нам и тому поколению пожарных и спасателей, которое мы воспитываем в стенах Института.

Говоря об Институте должен отметить, что последние несколько лет мы активно вели работу по открытию послевузовского образования. Сейчас перед Институтом стоит важная задача – преобразование его в Академию гражданской защиты. Все эти годы мы планомерно шли к этой цели, нами сформирована соответствующая материально-техническая база, укреплена учебно-методическая составляющая и самое главное мы подняли кадровый потенциал личного состава, в частности увеличена доля профессорско-преподавательского состав, имеющих ученую степень. Должен отметить, что ранее обучение сотрудников по программам послевузовского образования осуществлялось в большей степени в профильных вузах МЧС России, сегодня же мы сможем сами готовить магистров, а в будущем и докторов PhD, это сейчас и является нашим основным ориентиром в научном направлении.

С момента своего образования и по сегодняшний день основной целью перед Институтом стоит – подготовка высококвалифицированных специалистов для системы гражданской защиты. Время не стоит на месте новые реалии, требуют современных подходов и решений. Пандемия внесла корректировки в наш привычный уклад жизни. Сейчас я говорю, о том с чем нам всем пришлось столкнуться в этом году – переход на дистанционный формат работы, для учащихся же удаленный формат обучения. Сейчас мы внедряем новые информационные возможности в учебный процесс и планируем укреплять и расширять данное направление.

- Благодарим,Сырым Дюсенгазиевич, за такую информативную беседу. Желаем Вам и вашему коллективу успехов в вашем благородном деле – обучение и воспитание молодых офицеров.


09:27
2277
Нет комментариев. Ваш будет первым!