Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Директоры аптек города Кокшетау рассказали о дискредитации во время карантина

Директоры аптек города Кокшетау  рассказали о дискредитации во время карантина

Пандемия коронавируса должна была сплотить казахстанцев перед лицом общего врага. Однако вышло наоборот. Многие растерялись от переизбытка информации, кстати, не всегда правдивой. А потом подверглись панике. Систему здравоохранения и власти на местах как будто парализовало. Они запоздало реагировали на фейки и стремительно ухудшающееся положение с COVID-19.


Ситуация с медикаментами действительно оказалась сложной. Но чтобы понять первопричину, нужно знать, как лекарства поступают в страну. Это происходит планово. Летом – летний ассортимент, зимой – зимний. В жаркие месяцы обычно в ходу препараты от отравления, крема от загара, средства от комаров. В холодное время – антибиотики.

И вот разразилась пандемия: сотни случаев заражения в Кокшетау, переполненные стационары, карантин. В результате, когда в больницах стали заканчиваться медикаменты, родственники пациентов бросились в аптеки за лекарствами. Многие занялись самолечением, скупая все подряд. Другие приобретали целенаправленно для перепродажи…

В итоге весь июнь и июль аптеки отпускали препараты обычно востребованные в январе, феврале. Поэтому вскоре у них закончились антибиотики и антикоагулянты. Запас этих препаратов был, но не в таком объеме, как понадобился. Он в 6 раз превысил норму. К тому же в аптеках не оказалось лекарств именно больничного ассортимента.

Фармацевты уверены: случись это зимой, такого дефицита не было бы. Запаса лекарств могло хватить, но паника сделала свое дело. Задумайтесь, когда еще люди брали по 50 пачек парацетамола и аспирина?

Да, аптеки поставили лимит препаратов в одни руки. Но многие больные так и остались без нужных лекарств, а кто-то дома сложил таблетки на полке про запас.

Чья тут вина? Чиновникам из облздрава нужно было скоординировать действия аптек и медиков, предупредить о нехватке лекарств в больницах. Однако за время карантина с ними не провели ни одной разъяснительной беседы, не сказали, что покупать и какие препараты запасать. Это, конечно, форс-мажор, но то, что к нему не готовились –неправильно.

Народ не стал разбирать, кто прав, а кто виноват. Досталось всем. Бесчисленным нападкам подверглась фармацевтическая отрасль. Люди доводили себя и фармацевтов до слез. Кричали, критиковали, требовали. Сотрудников аптек обвинили чуть ли не во всех бедах.

Это была настоящая дискредитация профессии. Честное имя, заработанное годами упорной работы, и будущее самой отрасли оказались под угрозой. Молодежь и так шла в профессию неохотно... И это при наличии медколледжа, где есть фармфакультет с хорошими кадрами и базой.

Крайними аптеки сделали все: от акиматов до СМИ. Хотя, по сути, они оказались единственными, кто 24/7 был доступен населению. Сотрудники не спрятались, а консультировали, отпускали лекарства, помогали. Именно они сдержали основную массу людей, бросившихся скупать медикаменты. Фармацевты и провизоры точно также болели, брали на себя двойную нагрузку, но продолжали работать.

Сегодня представители фармотрасли региона просят: о любых предпосылках к кризису следует предупреждать заранее, чтобы можно было рассчитать ресурсы. Ведь у каждой аптеки свои возможности, как и у поставщиков. В этот раз их оповестили о дефиците лекарств, когда горожане уже смели все аптечные запасы.

В Кокшетау работают 102 аптеки, в которых трудятся порядка тысячи специалистов, всего по области чуть более 300 аптек. В регионе проживают 800 тыс. граждан. Напрашивается риторический вопрос: могло ли такое количество аптек закрыть все потребности населения без предварительной подготовки?!

За время пандемии какие только претензии ни сыпались в адрес аптек: и то, что они завышают цены, тем самым наживаясь на людях, и что прячут лекарства на складах. Давайте разбираться по пунктам.

Во-первых, в стране действует 104-й приказ Министерства здравоохранения РК, который регулирует ценообразование лекарств. В нем указаны наименования препаратов и предельная цена на них, выше которой продавать медикаменты нельзя. Всего в Казахстане зарегистрировано свыше 7 тыс. препаратов, более 6 тыс. из них –с предельными ценами. Цены эти не единые. И это нужно запомнить.

Иногда люди возмущаются, почему это лекарство там стоит 35 тенге, а здесь –38. А все потому, что 38 тенге, к примеру,– это предельная цена. Выше ее не прыгнешь, а ниже – пожалуйста! Если аптеке позволяют финансовые возможности, то она может продавать дешевле, т.е. и по 37 и по 34 тенге. Никто не хочет работать в минус. К тому же в аптеках трудится большой штат сотрудников. Им нужно платить зарплату, а еще аренду за помещение, налоги и т.д.

Но это полбеды. Угрозу фармотрасли и здоровью населения несет нулевая наценка на лекарства. Сегодня порядка 200 жизненно важных препаратов, среди которых эналаприл, циклоферон, бромгексин, эспумизан, ацикловир, аптеки обязаны продавать без какой-либо наценки.

Если рассматривать аптеки как субъект предпринимательства, то такой товар им закупать невыгодно. Но если они перестанут это делать, то данные лекарства просто исчезнут с рынка. А ведь они крайне необходимы людям. Ситуацию необходимо срочно исправлять. И это, прежде всего, работа для Министерства здравоохранения!

Кстати, предельные цены регулярно меняются, буквально каждые полгода. При этом в аптеках бывают остатки лекарств с прошлых лет, у которых длительный срок хранения. К примеру, аптека закупила препараты в 2018 году по одной цене. А в 2020-м Министерство установило на них новую предельную цену, которая оказывается ниже закупочной. Что делать бизнесу? Продавать в убыток?

Согласно соответствующему приказу, аптеки имеют право распродать эти лекарства по старым ценам до поступления новой партии товара. Из-за этого и возникает такой разброс. Одни еще распродают остатки, а другие уже отпускают лекарства по новой стоимости.

Пример: закупила аптека партию масок по 130 тенге за штуку. И тут вдруг меняется предельная цена. Теперь маски не должны продаваться дороже 85 тенге. Так вот закон разрешает аптекам дораспродать старую партию по 130 тенге.

Об этом знают в Министерстве, в проверяющих органах, знают сами фармацевты и владельцы аптек. Но простым потребителям нюансы никто не разъяснял! Поэтому для них разница выглядит столь вызывающе. Люди начинают жаловаться. Правоохранительные органы инициируют проверку. Аптека на это время закрывается. Спустя время выясняется, что никто ничего не нарушал. Но время и силы потеряны, упущена прибыль, а на деловой репутации – пятно.

При этом каждое действие в аптеке регламентируется приказом, там нет отсебятины. Представителям отрасли просто не выгодно нарушать закон. Это грозит огромными штрафами.

За время карантина кокшетауские аптеки пережили не один мониторинг. Иногда по два-три в день. И что? Никаких особых нарушений в нашем городе не выявлено!

Люди писали в соцсетях: аптеки спрятали лекарства на складах и искусственно создали дефицит. Но какой в этом смысл? У каждого препарата свой срок годности. Зачем прятать?! Чтобы потом списывать и выкидывать?

Как показала практика, ужасно вели себя вовсе не фармацевты в аптеках, а недобросовестные горожане, которые занимались спекуляцией. Они скупали кучу лекарств, а потом торговали ими на дому по завышенным ценам. Например, парацетамолом за 700 тенге…

Сегодня в кокшетауских аптеках трудятся настоящие профессионалы, целые династии фармацевтов. Отрасль сама себя содержит и окупает, ни от кого не получая дотаций. Нам хочется работать спокойно. Тем более, наши аптеки всегда были одними из лучших в Казахстане и по ассортименту и по обслуживанию.

Представители фармацевтической деятельности Акмолинской области

09:03
729
Нет комментариев. Ваш будет первым!