Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Воздуха! Страна требует воздуха! Возможно ли производство ИВЛ в Казахстане

Воздуха! Страна требует воздуха! Возможно ли производство ИВЛ в Казахстане

Известный казахстанский журналист Алексей Банцикин на своей странице в Фейсбук рассказал об отечественных производителях аппаратов ИВЛ. 


30 лет развитию промышленности независимого Казахстана.

В апреле аппарат искусственной вентиляции легких стал для большинства казахстанцев символом технического прогресса. Наличием ИВЛ рядовые граждане, даже те, кто прежде никогда не слышал о нем, стали измерять степень инновационного развития страны.

И это можно понять. Когда жизнь близкого тебе человека зависит от того, оборудована ли больница необходимой медицинской аппаратурой, бесполезно что-то говорить об успехах в других отраслях промышленности…

Казахстану требуется примерно 5 000 аппаратов искусственной вентиляции легких. Но, кто из отечественных производителей медицинской техники способен их выпускать?

Для начала нужно разобраться с модификациями ИВЛ. Существуют портативные – использующиеся на «скорой помощи» для кратковременной работы (не более часа) при транспортировке пациента в госпиталь, и стационарные – с так называемым «интеллектуальным» режимом автоматической вентиляции, которые применяют в реанимации и палатах интенсивной терапии. Такие ИВЛ в автоматическом режиме принимают на себя функции дыхательной системы пациента, наполняя его легкие кислородом и удаляя углекислый газ. «Интеллектуальные» ИВЛ сами вычисляют объем легких больного и дозируют поток кислорода. Вот в этой технической подробности и заключаются ответы на многие «почему». Далеко не все предприятия по выпуску вентиляционного оборудования и климатических систем могут в одночасье перейти на производство.

В Казахстане существуют четыре предприятия, способные производить аппараты искусственной вентиляции легких. Можно без преувеличения сказать, что все они получили «вторую жизнь» благодаря Государственной программе индустриально-инновационного развития.

Самой крупной компанией по праву считают АО «Тыныс» в Кокшетау. Построенное в 1959 году предприятие изначально проектировалось под производство медицинского оборудования. Он так и назывался – Завод кислородно-дыхательной аппаратуры. Но в 1965 году было принято решение о его перепрофилировании под нужды авиационной промышленности.

Как это ни покажется странным, изменение профиля поначалу не потребовало внесения серьезных корректив в работу предприятия. Теплообменники, сигнализаторы температуры, термореле и электромагнитные переключатели, клапаны, сигнализаторы, блоки управления, системы нагнетания воздуха и поддува – все это может быть применимо и в авиации, и в медицинской технике (с поправкой на назначение аппаратуры). В последующем авиационная техника (особенно военная) становилась все сложнее, и это диктовало новые задачи по совершенствованию производства. Здесь, появились литейный цех, производство по пошиву бронежилетов, налажен выпуск полиэтиленовых труб.

Был короткий период, когда предприятие могло прекратить существование. Резко сократились объемы заказов из России. Но «Тыныс» был взят под эгиду оборонным холдингом «Казахстан Инжиниринг». А в 2010 году, когда была принята ГПФИИР, предприятие подтвердило свой инновационный статус.

Несмотря на оборонное назначение завода, здесь по-прежнему выпускают и кислородные концентраторы, и аппараты искусственной вентиляции легких, по советским еще стандартам - ИВЛ «Кокчетав-4п». Правда, пока только в мобильной модификации – для «скорой помощи». До сих пор «Тыныс» выпускал не более 20 ИВЛ в месяц. Теперь стоит задача расширить объемы производства до 500 единиц ежемесячно. Соответственно, инженеры конструкторского бюро решают и другую техническую задачу – создания «стационарных» ИВЛ. Предполагается, что партию в 100 единиц специалисты завода осенью передадут в кокшетауские больницы на тестирование.

Свои наработки в производстве ИВЛ имеет столичное ТОО «БАРК Технолоджи», также специализирующееся на производстве современного медицинского оборудования. Можно сказать, что эта компания «рождена ГПФИИР», поскольку открылась через год после принятия программы, и сразу же получила статус «инновационной».

Мобильные ИВЛ для неотложек здесь выпускали с самого создания компании. Кроме того, тут освоено производство виброаккустического аппарата «BARK VibroLUNG», предназначенного для лечения тяжелых легочных заболеваний. Сейчас инженеры, вместе со специалистами Минздрава РК, ведут собственную разработку, и это будет оригинальная модель ИВЛ, в основе которой положены принципиально новые технические решения. Предполагается, что первые 20 ИВЛ «БАРК» уже в августе передаст для тестирования, и, в случае успеха, до конца года будут собраны 112 аппаратов.

«Kazmedpribor Holding» - предприятие было создано по госпрограмме «Дорожная карта бизнеса – 2020». Изначально ему прочили великое инновационное будущее. И часть надежд оправдалась. Здесь налажен выпуск рентгеновской аппаратуры, компьютерных томографов, МРТ, УЗИ - сканеров. Но главное, для чего оно и создавалось - медицинская мебель. Слово «мебель» здесь имеет специфическую окраску, поскольку здесь производят операционные столы, светильники, и все, что должно служить хирургам.

Благодаря поддержке Министерства индустрии и новых технологий, 10 лет назад руководство предприятия заручилось поддержкой ведущих зарубежных компаний по производству диагностического оборудования. В числе партнеров Казмедприбора японские Shimadzu и Nihon Kohden, американская Philips Medical Systems, германские Drager Medical GmbH, Roche Diagnostics GmbH и B.Braun Melsungen AG.

Именно эти фирмы поставляли оборудование для комплектации автомобилей медицинского назначения. И, конечно же, здесь выпускают мобильные ИВЛ для экипажей «скорой помощи», кардио - и реанимационных бригад.

А вот уральское ТОО «ОралМедРегион», наверное, единственное в Казахстане, кто в настоящее время производит стационарные ИВЛ для реанимаций под маркой ZisLine (по лицензии российской компании «Тритон-ЭлектроникС»). Причем, в трех модификациях, одна из которых со встроенной турбиной. Образно говоря, воздух в легкие накачивается не компрессором, а турбиной, что создает экономию электроэнергии при почти круглосуточной работе и компактность – аппарат весит 35 кг, что сравнительно меньше, чем зарубежные аналоги. Помимо этого, модель оборудована автоматическим увлажнением. Единственным «недостатком» аппарата является его высокая стоимость. Впрочем, все познается в сравнении…

К четырем казахстанским компаниям-производителям ИВЛ может прибавиться еще одна. Месяц назад в СМИ прошла информация о переговорах, которые ведет Правительство Казахстана с турецкой компанией Biosys. Предметом переговоров является аппарат ИВЛ Biyovent. В числе рассматриваемых вариантов организация его производства на базе совместного предприятия «Казахстан Aselsan Инжиниринг».

Однако… Смущает несколько агрессивная реклама турецкого ИВЛ, и настойчивое стремление внедриться на рынок Казахстана. Категоричное утверждение о том, что аппарат исключительно турецкого производства, все же не способно повлиять на мнение некоторых экспертов, считающих его репликой одной из моделей германского Dräger. Что при этом нисколько не умаляет достоинств этого ИВЛ.

COVID-19 вносит свои коррективы в экономику Казахстана. И, как знать, может быть, благодаря вирусу сегодня закладывается фундамент для нового рывка отрасли производства медицинского оборудования. Понятно, что слово «благодаря» покажется кому-то кощунством. Но, увы, правда жизни состоит в том, что именно эпидемии и войны становятся для человечества мощным стимулом для развития науки, техники и даже культуры. Как говорил персонаж одного популярного телесериала: «Это очень больно, но факт».", - написал Алексей Банцикин на своей странице в Facebook

11:25
825
Нет комментариев. Ваш будет первым!