Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Раритетный европейский патефон хранится в фонде музея истории города Кокшетау

Раритетный европейский патефон хранится в фонде музея истории города Кокшетау

В музее Истории города Кокшетау есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Раритетный европейский патефон «His Master's Voice», The Gramophone Company Ltd., Англия, 1930-40 гг. Этот раритет - гордость нашего музея. К тому же патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить пластинки.

His Master’s Voice («хиз мастерс войс» — голос его хозяина) — одна из самых известных в музыкальном бизнесе торговых марок в мире. В сентябре, 2020 года самому знаменитому и узнаваемому товарному знаку в истории мировой музыкальной индустрии, исполнится 120 лет.

Прообразом логотипа - собака слушающая граммофон, послужила картина «Голос его хозяина» (His Master’s Voice ) английского художника Фрэнсиса Барро, на которой он изобразил фокстерьера своего покойного брата Марка. Как-то Фрэнсис, прослушивая вместе с собакой записи голоса Марка на фонографе, заметил, как пес начал внимательно прислушиваться к голосу умершего хозяина. Художник сначала сделал зарисовки этой трогательной сцены, а потом написал картину. Когда картина была готова, Фрэнсис предлагал ее приобрести всем существовавшим на тот момент фирмам-производителям фонографов. Однако, картиной заинтересовался владелец компании Gramophone в Англии Уильям Барри Оуэн, но при условии, что художник вместо фонографа изобразит граммофон. Так и появился легендарный логотип.


Из истории создания патефона



В 1877 году выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизводства звука - фонограф. Фонографами пользовались наши деды вплоть до 30-х годов. А в 1888 году немец – Э. Берлинер изобрел чудо века – граммофон, и началась эпоха массовой культуры. Именно граммофон стал прародителем патефона.


Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году усовершенствовал граммофон. Сделав рупор граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук».

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов. Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарным.


Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после 3-4 минут, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Есть и еще один нюанс – все патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные от края к центру, и на патефоне невозможно прослушать граммофонную пластинку, как и наоборот. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они были дешевыми.


Появление патефона стало важным и общественным событием в жизни советского народа. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. Немного колдовства над музыкальным аппаратом, посредством нескольких поворотов ручки патефона и вот уже льются чарующие сердце звуки музыки и голоса любимых исполнителей, что, конечно же, очень сближало слушателей. Каждые пять минут нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причём подкручивать пружину нужно было до конца, но не пережимать, чтобы она не лопнула. Из пакета очень осторожно вынимали пластинку, чтобы её не уронить, ведь они были очень хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу. Любимые пластинки военных лет… их и сегодня хорошо помнят наши деды. Это «Рио-Рита», «Брызги Шампанского» и «На сопках Маньчжурии». Со старых пластинок слышались голоса известных певцов – Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Клавдии Шульженко.


О патефоне пели, как о бойце, его жалели и называли «усталым», «бродягой-патефоном». Патефон внёс свой определенный добрый вклад в большую Победу нашего народа над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминают, о том, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е годы. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона, они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга патефона. Чаще такая возможность могла появиться где-нибудь в госпиталях, когда сестрички выносили любимый патефон и крутили по нескольку раз одни и те же пластинки, давая возможность в эти короткие счастливые часы вспомнить бойцам своих родных и поддержать дух людей в безоговорочную и скорую победу.


Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».

11:51
994
Нет комментариев. Ваш будет первым!