Лучшей судьбы не бывает. Заметка учителя истории Алии Ахетовой
Майская школьная жизнь – совсем особая, и уже ни от чего не зависящая. К маю у учителей и детей обычно сдают нервы, происходят срывы, истерики, хлопание дверей. Еще бы, вместо одного сурового ЕНТ в последние годы добавлялась и объемная итоговая аттестация. А это значит, впереди куча выпускных экзаменов, и устных, и письменных. Все, как в былые времена. И учителя, и выпускники, так и не привыкли к такому загадочному малопонятному явлению, как аббревиатура ЕНТ.
Классные руководители на исходе трудного учебного года (самые стрессоустойчивые педагоги гимназии), ходят с озадаченным выражением лиц «нам бы день простоять да ночь продержаться». Грозные завучи рассылают предупреждения заполнять отчеты и вбивать в электронный журнал годовые отметки, но тот то и дело виснет.
Пословица «перед смертью не надышишься» забыта.
Уроки в мае – последняя попытка надышаться перед смертью, хоть что-то рассказать, быстро-быстро обо всем, что не успели, хотя бы упомянуть. Ученики хотят хоть что-то прочитать, хоть один параграф запомнить. Любимая учительница убеждает одиннадцатиклассников: «Учите историю Казахстана», а сдавать надо всемирку и ЧОП. Вальяжные наши географ и физик только на вид суровы, а помогут в любую минуту! Молодые учителя требуют сдать последние зачеты по формулам…
Густо несет в распахнутые школьные окна сиренью и яблоневым цветом, тем самым, который «лучше нету того цвету», а на улице маняще перекликаются вольные птицы.
Май – особое время при ослабевающем режимном порядке, уже властвует необязательная смута. Солнце светит щедро и ясно. Ветер майский парусит шторы, жалюзи приплясывают. Сквозняки гуляют по опустевшим школьным коридорам, хлопают дверьми.
Вот только в этом мае в школьной столовой и лекционном зале не репетируют к последнему звонку, и оттуда не раздается разноголосое пение. Родители совсем не пилят детей за безделье и не летят в Дубай за бальным платьем для выпускного вечера. В дистанционном формате прошли даже последние уроки. Как и всю четвертую, завершающую четверть. И каждому из нас, учителей, уже хочется не факты и даты, а что-то последнее, самое важное сказать.
После вас придут другие. Они будут веселее вас, умнее, красивее, добрее. Но они придут после. А вы – лучшие!
Посмотрите, какие красивые, наши дети, ибо выросли в любви. В любви учительской, когда даже ругали, все равно любили, все прощали, перешагивали через обиды, сомнения и тревоги. В любви родительской, той, что будет сопровождать всю жизнь.
«Прощай, прощай, моя юность, звезда моя, жизнь, улыбка… Стала рукой мужчины мальчишеская рука. Ты прозвенела, юность, как дорогая скрипка под легким прикосновением уверенного смычка. Ты промелькнула юность, как золотая рыбка, что канула в сине море из сети у старика».
Да, сегодня коридоры гимназии широки и просторны, но все равно пустынны, нет в кабинетах на столах белых скатертей, хрустальных ваз. Экзамены отменены.
В моем школьном детстве самое острое воспоминание: экзамены пахнут сиренью, а придет время, сирень будет пахнуть экзаменами… И когда-нибудь каждой клеточкой о последнем этом дне дрогнет сердце хрупкой веточкой, как от ветра на сосне.
Еще нескоро ребята поймут: урок заканчивается не тогда, когда прозвенел звонок. Не тогда, когда усвоен материал. А тогда, когда защемит там, где должна быть душа. И ты вспомнишь: самые верные друзья – первые, школьные, самая зареванная неразделенная любовь – в юности, самые главные уроки – как стать самим собой – даст жизнь.
«Встречай, учи и снова расставайся» – такова наша учительская доля. Каждый год, провожая выпускников во взрослую жизнь, нам кажется, что больше не будет такого шумного, веселого, умного, благодарного класса, таких приметливых любознательных толковых учеников… «Но очень грустно школе прощаться с каждым Тимой, Наташей или Диной, без них она не та».
Но придет сентябрь, и учительское сердце вновь заболит за беспокойных ребят, за их проделки и за недетские рассуждения, за их тревоги и нерешаемые будто бы проблемы.
Ум врачует прошлое как рану, в нем всегда все лучше, чем теперь… Порой кажется, что выпускники тех прошлых и уже далеких лет были проще, добрее, заботливее, мудрее. А может быть, и так. Выпуск 2003. «Разлетелись мои орлята по огромной моей державе».
Вчера рано утром пришла смс-ка из Калининграда. Мой ученик Андрей Акунеев, в школьные годы высококлассный спортсмен и способнейший математик, а ныне успешный талантливый профессиональный тренер, поделился радостью : «Алия Койшибаевна, у меня сын родился!» И стало на душе теплее…
Алмас Джунуспаев, автор и организатор многих творческих проектов в столице, с семьей уже в Америке. Интеллектуал и трудяга редкий, именной стипендиат Путина Илья Кирнос в Томске. Боевая и задиристая в юности Марьям Абишева работает здесь, в нашем любимом городе, она уже известная социально активная личность. Вадим Геращенко, Арман Рахин и Антон Цой – в столице Казахстана, красавец и любимец девушек Дима Брызгалин – в Алматы, а Вика Ларионова привела ребенка в родную гимназию, Валера Григорьев – в Тюмени… И сегодня нас объединяет уже Фейсбук.
Наша звездочка Айя Калягина теперь журналист и редактор, и глубоко символично, что еще школьницей смышленая, живая, уже тогда самостоятельная и активная умница, она серьезно занялась журналистикой в кружке Дома детского творчества.
Выпуск 2020, этого фантастического порядкового номера тревожного года, тоже нестандартен. Много ребят, «хороших и разных» уезжают за пределы страны. «Из этой страны уезжают за лучшей судьбой. Но лучшей судьбы, я-то знаю, совсем не бывает. Бывает судьба лишь одна и она за тобой, куда б ни уплыл, все равно, как ладья приплывает…».
Дай-то Бог им состоявшейся судьбы, здравия на всех дорогах жизни, энергии Духа и обстоятельств места и времени, располагающих к Добру!
Алия Ахетова, учитель истории МГ №5 «Тандау», публицист
Фото из архива МГ №5 «Тандау»