ООН: в 2024 году в Иране казнены более 900 человек. Еще больше, чем годом ранее
За ушедший 2024 год в Иране был казнен по меньшей мере 901 человек, в том числе около 40 — за одну декабрьскую неделю. Такие данные привел верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк. Об этом пишет ВВС Русская Служба.
«Вызывает глубокую тревогу тот факт, что из года в год в Иране увеличивается число людей, приговоренных к смертной казни, — заявил Тюрк. — Ирану давно пора остановить этот непрерывно растущий поток смертных казней».
Это наивысшее число казней в стране за последние девять лет. С 2023 года, когда было зафиксировано 853 казни, этот показатель вырос примерно на 6%.
По данным ООН, большинство смертных приговоров было вынесено за преступления, связанные с наркотиками, но были в числе казненных и инакомыслящие, и люди, так или иначе связанные с протестами 2022 года. Выросло и число казненных женщин.
Тюрк призвал Тегеран немедленно прекратить исполнение уже вынесенных приговоров и ввести мораторий на их вынесение с целью окончательной отмены этого вида наказания.
«Смертная казнь несовместима с основополагающим правом каждого человека на жизнь и несет с собой неприемлемый риск казни невиновных людей. И уж точно эта мера наказания не может назначаться за реализацию прав, защищенных международным правом», — предупредил он.
Как сообщила журналистам пресс-секретарь комиссариата ООН по правам человека, обнародованные Тюрком данные получены от нескольких организаций, которые в ООН считают надёжными источниками, в том числе от иранского информационного агентства активистов по правам человека (HRANA), а также правозащитных организаций «Права человека в Иране» (IHR) и Hengaw.
В отчёте уточняется, что 19 женщин были приговорены к смертной казни по обвинению в убийстве. В их числе, в частности, — Лейла Гаеми, которая, по информации IHR, задушила своего мужа, когда, вернувшись домой, увидела, что он и его друзья насилуют ее маленькую дочь.
Ещё 12 казненных женщин были осуждены за преступления, связанные с наркотиками. Среди них Парвин Мусави, которая, по данным IHR, была единственной кормилицей своей семьи и за эквивалент 15 евро согласилась перевезти груз, содержавший, как ей сказали «лекарства». В реальности это были 5 кг морфина.
Активисты говорят, что правонарушения, связанные с наркотиками, не попадают в категорию «особо тяжких преступлений», за которые по международному праву — в качестве исключительной меры наказания — допускается смертная казнь,
В отдельном докладе курдской правозащитной группы Hengaw говорится, что более половины казненных в прошлом году в Иране были представителями этнических меньшинств страны, в том числе 183 курда.
Миссия ООН по установлению фактов в Иране заявила в августе, что этнические и религиозные меньшинства непропорционально страдали от подавления властями инакомыслия с 2022 года, когда — в ответ на смерть в заключении молодой курдской женщины, задержанной полицией за отсутствие «положенного» хиджаба — по всей стране прошли масштабные протесты «Женщина, жизнь, свобода».
Тем временем правозащитная организация HRANA сообщила, что задокументировала пять случаев казней несовершеннолетних. Международное право запрещает применение смертной казни во всех случаях, когда обвиняемому на момент совершения преступления было меньше 18 лет.
По данным правозащитной группы Amnesty International, в 2023 году на Иран пришлось почти три четверти (74%) всех зарегистрированных в мире казней.
Эта статистика не учитывает Китай, где, по мнению Amnesty, ежегодно казнят тысячи людей, но соответствующие данные засекречены.