Аналитика обращений: как казахстанцы оценивают качество медпомощи?
В Казахстане наблюдается значительный рост недовольства качеством медицинских услуг. За 5 лет количество жалоб в Министерство здравоохранения (МЗ) выросло на 60,8%, достигнув 7,7 тыс.
Согласно социологическому исследованию Института общественной политики, каждый четвертый казахстанец (27,8%) обращается с жалобами на медицинские учреждения или персонал (29,1% – городские жители, 25,5% – сельские жители).
Основными причинами обращений выступают:
- Некачественно оказанная медицинская помощь – 32,5%;
- Длительное ожидание приема/большие очереди – 22,2%;
- Необоснованный отказ от лечения – 16,3%;
- Грубость со стороны медицинских работников – 15,2%;
- Ошибочно поставленный диагноз – 12,5%.
В целом, результаты опроса демонстрируют следующие тенденции:
- Люди среднего и старшего возраста чаще выражают недовольство;
- Женщины склонны жаловаться больше, чем мужчины;
- Частота жалоб выше среди людей с более низким уровнем образования;
- Граждане с меньшим достатком чаще высказывают претензии;
- Количество обращений растет с увеличением числа детей в семье.
Кроме того, по данным международного исследования STADA Health Report 2024, Казахстан занял второе место среди 23 стран по уровню недовольства системой здравоохранения. 67% казахстанцев выразили неудовлетворенность медобслуживанием. За год этот показатель вырос на 10 процентных пунктов, что указывает на усугубление ситуации.
Реагируя на растущее недовольство в сфере здравоохранения, Глава государства в Послании народу Казахстана отметил, что пациенты часто сталкиваются с необходимостью оплачивать услуги, которые должны предоставляться бесплатно, или вынуждены ожидать получения медицинской помощи несколько месяцев.
В этой связи, Президент К.К. Токаев поручил сформировать единый пакет базовой государственной медпомощи, а также единую государственную медицинскую информсистему, объединяющую существующие программы и базы данных.
В свою очередь, Минздрав уже приступил к выполнению этих поручений. Так, в сентябре были объединены 2 масштабные программы, а к началу октября планируется интеграция еще двух, что позволит на 50% сократить время, которое врачи тратят на работу с документацией.