Как Аймагамбетов с Минздравом спорил о финансировании лечения онкобольных
8 июня состоялась публичная полемика между депутатом мажилиса Асхатом Аймагамбетовым и министерством здравоохранения. Приводим их публикации.
Первым критику нового приказа министра здравоохранения опубликовал мажилисмен.
"Деньги, выделяемые из бюджета на лечение онкологических заболеваний, сокращены приказом министра здравоохранения в среднем на 20%. Приказ вводится в действие с 11.06.2024 года.
Фактически без обсуждения, кулуарно был принят приказ, которым без достаточных исследований и адекватных расчетов просто по всем клинико-затратным группам пролеченного случая по новообразованиям срезаны деньги.
Кто в итоге пострадает от этого приказа? Сколько это человеческих жизней и судеб? Какое есть научное обоснование, кроме сбивчивой и поверхностной информации чиновников? Почему одним росчерком пера, без всестороннего изучения, принимаются такие важные решения? Вопросов очень много.
Все должны понимать, что никто не застрахован от онкологии. Проблем в этой сфере очень много. Но в последние годы появилась не только надежда, но и реальные положительные изменения.
Благодаря Президенту К. К. Токаеву было увеличено финансирование, онкоклиники вышли из хронической кредиторской задолженности, в прошлом году утвержден Комплексный план, был расширен перечень таргетных препаратов, начали закупать оборудование... И вот сейчас министерством принимаются противоречащие всему здравому смыслу решения. Те, кто когда-то сталкивался с этой страшной болезнью, поймут эти эмоции.
В понедельник, на расширенном заседании Комитета, мы будем спрашивать обо всех этих и не только вопросах. Надеюсь, у министерства есть исчерпывающие ответы и результаты исследований. Надеюсь, все те врачи онкологи, ассоциации больных, активисты и эксперты, которые к нам обращаются и задают все эти вопросы, ошибаются.
Заседание Комитета будет транслироваться.
Имея опыт работы в госслужбе, я понимаю некоторые трудные и непопулярные решения, которые руководители вынуждены принимать. Сам был в таком положении. Но это конкретное решение понять и принять трудно, ведь речь идет не о цифрах, а о человеческих жизнях."
Ответ Минздрава был опубликован спустя пять часов.
"МИНЗДРАВ: ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧИЛИ БОЛЕЕ 30 МЛРД ТЕНГЕ НЕОБОСНОВАННОЙ ПРИБЫЛИ
Министерством здравоохранения в текущем году проведен анализ оказания медицинской помощи онкологическим пациентам в медицинских организациях.
В выборочно проверенных шести организациях выявлены многочисленные нарушения утвержденных стандартов и правил оказания медицинской помощи, а также финансовые нарушения на сумму свыше 18 млрд. тенге.
Вместе с тем, по итогам 2023 года общая сумма полученной онкологическими центрами страны прибыли составила более 31,8 млрд. тенге.
Согласно приказу о тарифообразовании на медуслуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи тарифы не предусматривают получения прибыли, а также расходы на приобретение основных средств.
Выявлены факты искусственного дробления случаев госпитализации для извлечения выгоды, несоответствие списанных и назначенных химиопрепаратов, несоответствие предъявленных случаев стандартам лечения и превышение тарифов над фактическими затратами.
Таким образом, действовавшие тарифы и методы оплаты способствовали незаконному перетоку денежных средств государства на счета медицинских организаций.
По результатам выявленных нарушений 6 первых руководителей привлекаются к дисциплинарной ответственности, из них 2 рекомендованы к освобождению от занимаемых должностей. Материалы проверок будут переданы в компетентные органы для правовой оценки.
В настоящее время предпринимаются конкретные шаги, чтобы каждый государственный тенге был использован с максимальной эффективностью и все средства доходили до пациентов, нуждающихся в медицинской помощи.
В качестве неотложной меры для недопущения нецелевого использования бюджетных средств Министерством здравоохранения в ходе заседания Коллегии принято решение о снижении базовой ставки по клинико-затратным группам онкологической службы на 20%.
Также планируется пересмотреть сам механизм оплаты услуг данных организаций с более точечной оптимизацией тарифов.
Кроме того, усилен контроль за использованием средств. Внедрена система постоянного мониторинга и аудита финансовой деятельности медицинских организаций. Это позволит оперативно выявлять и устранять случаи нецелевого использования бюджетных средств.
Работа по реализации поручений Главы государства от 7 февраля 2024 года по введению контроля за целевым и эффективным использованием средств отрасли будет продолжена и задачи будут выполнены.".
Аймагамбетов остался недоволен ответом ведомства и настаивает на пересмотре решения.
"Минздрав в своем ответе очень неуклюже и неубедительно обосновывает свое решение о сокращении финансирования онкологии тем, что больницы неэффективно расходуют деньги!
Следуя такой логике, давайте сократим деньги на ремонт дорог, ведь Высшая аудиторская палата говорит о неэффективности ряда расходов на ремонт дорог. Давайте тогда не будем строить школы по проекту «Комфортная школа», так как ВАП пишет о проблемах в реализации... Таким поверхностным подходом и с такой логикой можно столько неправильных решений напринимать.
Конечно, ломать не строить. Вместо того чтобы навести порядок, подойти дифференцированно к тарифам, провести анализ, спросить у специалистов с поля, по итогам мимолетного обзора, даже не вдаваясь в подробности и не вникая, рубить с плеча!
Иногда министерства, стараясь обеспечить освоение бюджетных средств, перечисляют их в последние дни декабря в организации, которые в силу требований бухучета просто обязаны их в годовом отчете указывать как прибыль.
Тогда получается, что все, кто хоть как-то финансируется из бюджета, будут считаться незаконным перетоком бюджетных ресурсов?
Решать проблемы других направлений надо не за счет сокращения чего-то.
Надо открыто признать, что Минздрав за счет экономии на онкобольных и других неэффективных решений пытается залатать дыры в своем бюджете.
Более 3 миллионов граждан Казахстана, находящихся вне системы ОСМС, фактически не имеют доступа к онкоскринингам. О каком раннем выявлении может идти речь? Надо было скрининги по онкологии полностью перенести из пакета ОСМС в пакет гарантированного норматива. Есть много других эффективных решений.
P.S. Обменом сообщений ограничиваться не будем, настаиваю на пересмотре решения Минздравом. Нужно как минимум дифференцированно и обоснованно подойти к тарифам."
Копирование, перепечатка и любое другое использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на azh.kz. Запрещено публиковать в пабликах ВК, Instagram.