Казахстан откатился назад в вопросах переработки промышленных отходов
В Казахстане резко уменьшилась доля переработки и утилизации промышленных отходов. Судя по данным из отчётных документов Национального проекта «Зелёный Казахстан», по итогам 2023 года этот показатель составил всего 30,4%. Это более чем на 10 процентных пунктов меньше, чем годом ранее. При этом по плану Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) РК, доля переработки промышленных «хвостов» и выбросов к концу 2023 года должна была дойти до отметки в 42%. В итоге этот индикатор Целей устойчивого развития (ЦУР) откатился до уровня 2017 года.
Судя по динамике образования промышленных отходов, последние годы демонстрируют растущий тренд. По информации Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2022 году в стране было образовано 888,1 млн тонн различного производственного мусора — на 20,5% больше, чем в 2017-м. В целом в стране накоплено около 32 млрд тонн промышленных «хвостов». Эти данные были озвучены в начале марта депутатами Сената РК.
В связи с тем, что МЭПР РК ещё не опубликовало информацию о физических объёмах образования промышленных отходов и их переработки за 2023 год, пока нельзя говорить о причинах такого резкого снижения показателя ЦУР. Либо они связаны с количественным уменьшением тоннажа переработки и утилизации, либо объём ресайклинга остался прежним, но на фоне выросших отходов его доля стала ниже.
По информации, представленной главой профильного ведомства Ерланом Нысанбаевым в правительстве, в прошлом году государством были уменьшены нормативы эмиссий для промышленных предприятий. По выбросам загрязняющих веществ норматив уменьшился на 3,3%. В атмосферу было выброшено 4,1 млн тонн промышленной пыли и грязи. По сбросам уменьшение зафиксировано на уровне 8%, в воду поступило 2,3 млн тонн производственных «хвостов».
Если говорить о вторичном использовании техногенных минеральных образований (ТМО), этот вопрос осложнён тем, что далеко не все «хвосты» горнодобывающей промышленности или ТЭЦ пригодны и рентабельны для переработки. Хотя именно в накопленных отвалах горного производства содержатся неизвлечённые ценные компоненты редких и редкоземельных металлов. Сложность в том, что промышленные отвалы при переработке приравниваются к категории недр. Это значит, что компания-переработчик обязана будет платить те же налоги, что и при разработке месторождений, и плюс повторно за новое размещение остатков после переработки на тех же промышленных хвостохранилищах. Эксперты неоднократно комментировали в СМИ странную практику двойного налогообложения, которая мешает активному развитию вторичного использования ТМО.
Кроме значимого объёма разрешённых промышленных отходов, на неблагополучие экологической ситуации влияют сверхнормативные выбросы и различного рода экологические нарушения предприятий. Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за прошлый год в стране зарегистрировали 9,3 тыс. административных правонарушений в области охраны окружающей среды. В сравнении с 2022 годом есть снижение, но количество административных дел по отдельным статьям экологического кодекса всё равно остаётся высоким. Например, в прошлом году в РК было заведено 208 дел о нарушении нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду и 379 дел о невыполнении экологических требований по управлению отходами.
По данным МЭПР РК, в прошлом году за экологические нарушения была приостановлена деятельность 31 компании. Среди них проекты по строительству нового отвала отходов ТОО «Казфосфат», обогатительной фабрики ТОО «Казахмыс», объектов ТОО «Феррум Фтор» и Shymkent Temir.
Согласно действующему экологическому законодательству, Казахстан идёт по пути ужесточения контроля над промышленными выбросами. Крупные предприятия обязывают самостоятельно устанавливать автоматизированные системы мониторинга и передавать данные о выбросах государству. До конца текущего года это должны сделать на 91 предприятии. Уже со следующего года в РК перейдут на выдачу комплексных экологических разрешений. В них будут указывать не только объёмы разрешённых выбросов, но и практики внедрения наилучших доступных технологий.