В Казахстане разработали профстандарт для педагогов детсадов, школ и колледжей
Министерство просвещения разработало профессиональный стандарт для педагогов дошкольного воспитания и обучения, среднего, дополнительного, а также технического и профессионального образования, сообщает Zakon.kz.
Профессиональный стандарт разработан с целью установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценки уровня квалификации педагогов, проведения аттестации, формирования должностных инструкций, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки кадров.
Стандарт определяет основы для образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения, приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности, способствует поддержке практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения, развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.
Стандарт:
- описывает содержание педагогической деятельности, требования к уровню его подготовки;
- является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, переподготовки специалистов из других сфер деятельности;
- описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства;
- формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики;
- предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры;
- является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога;
- предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активно реагируя на изменения и инновационные процессы;
- является навигатором профессионального развития педагогов.
Стандарт применяется при:
- обеспечении единого понимания профессиональных компетенций педагога и информирование заинтересованных сторон общества;
- определении целей и содержания программ профессионального обучения;
- описании профессиональных компетенций педагога в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
- развитии системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагога;
- установлении и оценке уровней квалификационных требований и трудовых функций педагога;
- управлении изменениями и адаптации содержания собственной педагогической деятельности.
Так, к компентенции педагога отнесены:
Профессиональные ценности. Выполняет свою профессиональную деятельность на основе уважения и ответственности, честности и справедливости.
Профессиональные знания. Понимает педагогические подходы качественного обучения на основе знаний стратегических документов в области образования, культурных ценностей и теории обучения.
Практика преподавания/обучения и воспитания. Планирует образовательный процесс, организует безопасную, благоприятную среду для всех обучающихся/воспитанников и обеспечивает достижение целей обучения и воспитания.
Профессиональное развитие. Управляет собственным профессиональным ростом и развивает компетенции для эффективной педагогической деятельности.
При этом ранее утвержденный профессиональный стандарт "Педагог" утрачивает силу.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 25 сентября.