Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

К 180-летию Акана-серэ Корамсаулы: акын-импровизатор, певец степи

К 180-летию Акана-серэ Корамсаулы: акын-импровизатор, певец степи

В песенно-поэтическом искусстве казахского народа издавна существовали такие типы акынов-импровизаторов и композиторов, которых в народе называли «сал» и «серэ». Они продолжали и развивали лучшие традиции казахской песенной культуры, сал и серэ, полностью посвятив себя служению народному искусству, видели в этом свое предназначение. 

Чести называться «сал» или «серэ» такой человек удостаивался, только достигнув значительных высот в песенно-поэтическом мастерстве. Произведения певцов-композиторов, акынов-импровизаторов бытовали в устной форме. Как по силе образности, так и по глубине смысловой содержательности поэтического слова они вызывали громадный социально-общественный резонанс. До нас дошли образцы профессиональных песен акынов, творивших в прошлом столетии в разных ареалах казахской степи. В девятнадцатом веке, особенно с началом распада традиционных, устоявшихся канонов общественной жизни казахов, подлинно народные акыны и певцы-композиторы составляли наиболее передовую часть народной массы. Они уже осознавали себя общественными фигурами, близкими народу, активнее, чем прежде, включались в жизнь нации и, расширяя круг своей деятельности, становились защитниками интересов не столько своего рода, сколько народа. 

Современная формула – все искусства хороши – прежде не была в почете. Предпочтение они отдавали слову и музыке. Именно в этих видах искусства казахи достигли наибольшего совершенства, полнее, чем в других, выразив свой духовный мир. 

Культ слова и музыки сохранился у казахского народа, и нет сомнения, что сохранится в будущем. Потому и Акану Корамсаулы – одному из наших «соловьев столетий» - принадлежит исключительное место в памяти народа. Одним из таких выдающихся композиторов-певцов по праву можно назвать Акана-серэ Корамсаулы, настоящее имя которого –Акжигит. В ряду прославленных поэтов, живших и творивших в окрестностях Кокшетау, Акан-серэ занимает особое место, выделяясь не только глубинной возвышенностью мыслей, но и красотой своей жизни. Акан-серэ – выходец из Среднего жуза, из племени Караул рода Аргын. Он родился в 1843 году в местности Коскуль, ныне Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Вся жизнь его и творческий путь прошли в этом красивейшем крае Айыртау. 

Его отец Корамса был богатым торговцем и пользовался большим авторитетом в народе. В раннем детстве отец отдает Акана на обучение к аульному мулле. Способный и старательный мальчик быстро овладевает арабской грамотой. Его отличают живость ума и любознательность, увлеченность степными легендами, героическими сказаниями о батырах, родной казахской устной народной поэзией и поэзией Востока. Спустя некоторое время Акан едет в Кызыржар (ныне Петропавловск), где поступает в мусульманскую духовную школу. В этом медресе он проучился около трех лет. 

В возрасте 16 лет Акан возвращается в родные места. Разносторонний талант Акана проявился очень рано. Сочетая дар поэта и композитора, обладая прекрасным голосом, молодой джигит мечтал стать серэ и проводить свою жизнь в веселье и поэтических утехах. Он действительно стал прославленным серэ, прожил жизнь трудную, отмеченную многими горестями. Талантливый юноша, обладая редким даром - поэтической импровизацией (суырып салма), красивым бархатным голосом и блестящей певческой техникой степного традиционного «юртового» исполнения, полностью посвящает себя искусству, видя в этом свое предназначение. В сопровождений друзей – джигитов он разъезжает по окрестным аулам, исполняя свои, а также популярные в то время народные песни и произведения акынов предшественников. Прекрасное и вдохновенное исполнительское мастерство Акана-серэ приводило слушателей в неописуемый восторг.

Значительное место в творчестве акына занимают песни, посвященные родной природе Кокшетау и Саумалколь. Но особенное – женским образам. Певцом-композитором создана целая галерея женских портретов, нашедших свое отражение в песнях «Актокты», « Макпал», «Шамшикамар», «Перизат», «Жамал», «Балкадиша», «Инкар», «Аксаусак», и других. В этих песнях акын воспевает не только красоту, но и ум женщины, ее благородство, богатый спектр души и нравственную чистоту. Среди них особо выделяется своим драматизмом «Актокты», так как она тесно связана с личной судьбой Акана-серэ, с его несбывшимися мечтами. В мелодику и интонационно-ритмическую структуру этих песен Акан-серэ органично вводит глубокое по смыслу поэтическое слово, тесно спаянное с эмоционально-задушевным напевом. Все это завораживет слушателей. Акан-серэ прославился и как страстный охотник-саятшы, тонко чувствовавший эстетическую сторону, зрелищность этого древнего занятия кочевников. Ведь скакун, мчащийся стрелой вперед, ловчая птица издавна считались самыми необходимыми для любого джигита, а для «сал» и « серэ» - в особенности. У Акана-серэ был любимый конь – знаменитый Кулагер, беркут по кличке Караторгай и гончая борзая Базаралы, образы которых также получили воплощение в его песнях. 

В судьбе Акана-серэ было много тяжелых минут, связанных с утратами и скорбью, преодоление которых требовало мужества и стойкости духа. Одна из самых тяжелых утрат в жизни поэта – смерть жены Батимы. Акан-серэ так страдал, что был вынужден на время уединиться. Одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на его долю, стала и гибель любимого Кулагера. Акан-серэ сочинил о любимом коне песню, носящую его имя. Песня это и вообще сама легенда о Кулагере с тех пор приобрела у казахов широкую известность. Многогранность дарования Акана-серэ проявилась не только в певческом и композиторском творчестве, но и в импровизаторском искусстве, в поэтических состязаниях с Кожамбетом, Тезекбаем, Адилем, Смагулом, Нурланом Муканом и другими известными акынами, одержанные в айтысах ,получили широкую известность и вошли в золотой фонд казахской культуры.

Личность Акана-серэ, его творческая судьба, талант и песни привлекали к себе внимание многих деятелей науки, литературы и искусства. Музакально-поэтическое наследие акына по достоинству было оценено основоположниками современной казахской литературы: Сакен Сейфуллин составил и издал сборник стихов, Ильяс Джансугуров написал знаменитую поэму в стихах «Кулагер», Габит Мусрепов создал трагедию «Акан-Серэ–Актокты», Сакен Жунусов – роман «Акан-Серэ» и другие. 

Творческое и музыкальное наследие Акана-серэ живо и по сей день, его бессмертное наследие занимает и будет занимать видное место в сокровищнице казахского национального искусства. Одним из немногих, по-настоящему раскрепощенных мастеров слова был Акан-серэ, творивший от избытка творческих сил, от ощущения полноты бытия. Ведь он писал, как «дышал», не насилуя свой талант, не «наступая на горло своей песне». Поэтому его можно назвать образцом поистине свободного художника, больше чем кого-либо из современников и потомков выразившего этнонима «казах», который, как известно, в переводе означает «вольный».

Батырбек Қурмашулы Смагулов, ветеран труда. 

Аул Жанасу – село Лавровка, Северо-Казахстанская область.

14:09
573
Нет комментариев. Ваш будет первым!