Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Почему кризисный центр для жертв бытового насилия Степногорска лишился своего здания?

Почему кризисный центр для жертв бытового насилия Степногорска лишился своего здания?

В 2018 году в Степногорске огромный коттедж стоимостью 300 млн тенге был передан Центру социальной поддержки «Өмір» для жертв бытового насилия родными знаменитого мецената Маруси Асаубаевой. Так потомки решили исполнить ее последнюю волю. На тот момент о таком щедром жесте писали практически все местные и республиканские СМИ. Прошло пять лет, и вокруг объекта разгорелся спор: акимат Степногорска решил выселить кризисный центр из подаренного здания. Почему так произошло и какие альтернативы есть на сегодняшний день у кризисного центра, разбирался корреспондент 716.kz

«Центр социальной поддержки «Өмір» для жертв бытового насилия располагается в большом коттедже с 1 апреля 2018 года, в нем предусмотрены все меры безопасности наших жительниц от возможных преследований агрессоров. Установлены «тревожные кнопки», пожарная сигнализация, видеодомофон и видеонаблюдение. Но, к сожалению, в этом году решением местных исполнительных органов это здание забирают под коммунально-государственное учреждение. Планируют разместить Центр по работе с детьми с ограниченными возможностями, обслуживающимися на дому, для мероприятий, а также социальных работников, оказывающих услуги пожилым людям на дому, и КГУ «Семейный центр». Для нас это решение было шоком. Наш договор аренды с акиматом расторгли, о заключении нового или выставления здания на тендер слушать не хотят. На сегодняшний день мы не нашли подходящее здание в аренду, даже в близлежащих посёлках. Нам просто некуда переселиться. Как дальше сложиться эта ситуация, я не знаю. А самое непонятное в ней то, что меценаты подарили коттедж под определенный проект - для открытия центра для жертв бытового насилия. Я не представляю работу реабилитационного центра на съемных квартирах, 16 человек - сколько нужно снять квартир? Как работать специалистам? На каждой квартире каждому специалисту жить? Или просто предоставлять крышу над головой - тогда о какой реабилитации и ресоциализации может идти речь?» - поделилась руководитель ОО «Женский луч», директор Центра социальной поддержки «Өмір» для жертв бытового насилия Оксана Волкова-Михальская.

Как пояснила собеседница, на момент дарения коттеджа оформлен он был на отдел занятости и социальных программ города, иными словами - на акимат. Однако через пять лет последний решил выселить центр из подаренного ему здания. Сама Оксана Волкова-Михальская видит два возможных варианта решения спора. Первый - акимат выставляет коттедж на тендер, а кризисный центр принимает в нем участие наравне с другими организациями. Второй вариант укладывается в концепцию развития гражданского общества в РК, это договор доверительного управления без права продажи. На сегодняшний день в Казахстане большинство НПО работают с государством как раз в рамках такого договора. Но, по словам директора центра, в акимате Степногорска не желают рассматривать эти варианты. Центру сказали покинуть помещение 15 мая.

Заместитель акима города Степногорска Гульназ Абилова находится сейчас в отпуске в Копенгагене, но она смогла все же прокомментировать нам сложившуюся ситуацию.

«В течение 6 лет мы на безвозмездной основе предоставляли им помещение, дом, переданный в акимат семьей мецената Асаубаева именно для детей-инвалидов. В 2023 году у прокуратуры возник вопрос, на каком основании мы предоставляем помещение, не выставляя его на общих основаниях на конкурс для передачи в аренду? Почему передали помещение для безвозмездного пользования, тем самым нарушая права других ОО? В свое время это была моя инициатива при реализации государственного социального заказа помогать ОО, предоставляя им на безвозмездной основе помещения... Но, к сожалению, в этом году одно из ОО пожаловалось, что мы отдаем предпочтения одним ОО в ущерб другим, что помещения должны быть выставлены на конкурс, чтобы любое НПО могло претендовать на их аренду. Меня вызвали в прокуратуру и поручили до 1 мая исправить ситуацию. Нам пришлось расторгнуть меморандумы со всеми ОО на безвозмездную аренду и передать помещения в аренду на общих основаниях», - пояснила Гульназ Абилова.

Теперь помещение кризисного центра будет передано для обслуживания детей с инвалидностью.

«Это дети с тяжёлыми болезнями ДЦП и другими заболеваниями. Их у нас на обслуживании 70! Нам не надо передавать им помещение в аренду, а просто мы используем его как ГУ. В первую очередь мы должны обеспечить зданиями свои госучреждения. Это по закону. Мы не можем передавать в аренду одно помещение, а потом брать в аренду для своих нужд другое», - добавила замакима.

Руководитель отдела занятости и социальных программ города Степногорска Алмат Тукмаганбетов пояснил, что всего в моногороде пять подобных проектов, которые были лишены помещений. Теперь четыре объекта будут выставлены на тендер, в котором могут принять участие и сами НПО, ранее работавшие в этих помещениях, а вот дом кризисного центра на тендер не попадет, его миссия уже предрешена.

«У нас есть отделение, которое оказывает соцуслуги для детей с инвалидностью. Они находятся в этом помещении с 2013 года - в нашем, государственном помещении, но там буквально 100 кв. м. А это около 70 детей, которым неудобно одновременно там всем находиться. На сегодняшний день отмечается рост детей-аутистов, для которых в новом здании будет отдельное помещение. Родители неоднократно обращались к нам, и в этом году вновь написали обращение на имя акима с просьбой найти им удобное помещение», - пояснил Алмат Тукмаганбетов.

По словам руководителя, ОО должно само решать свои проблемы с поиском здания. Однако при этом он пообещал, что кризисному центру будут предложены другие помещения уже на арендной основе. Впрочем, руководителя центра волнует не вопрос аренды, а то, насколько новое помещение подойдет под все необходимые параметры для жертв бытового насилия.

«Понимаю, наши НПО привыкли к таким тепличным условиям, но времена меняются, это конкурс. К примеру, к нам в город стали заходить по конкурсу другие НПО, и они ничего не требуют, а просто реализуют заказ», - добавила напоследок Гульназ Абилова.

На сегодняшний день в кризисном центре проживает 16 человек: 4 женщины и 12 детей. Самому маленькому не так давно исполнилось 6 месяцев. Все эти 16 человек - жертвы бытового, физического, психологического, сексуального и экономического насилия. А еще в текущем году Центр выиграл государственный социальный заказ на три года, и теперь ему предстоит работа до 2025 года. Вот только проводить ее пока негде.

Что ж, на одну чашу весов легли судьбы женщин и детей, испытавших на себе насилие и унижение, на вторую – судьбы детишек с инвалидностью. И тем, и другим необходима помощь и хорошее помещение… А вот какая чаша весов перевесит? Решение остается за акиматом города Степногорска.

Добавим, что с 1 апреля 2018 по 27 мая 2023 в стенах центра проживали 110 семей, а это 347 человек, среди которых 237 детей. Это те люди, которых спасли из рук агрессоров и насильников. Еще более 4000 человек обратились за это время в центр за консультацией психологического и юридического плана.

Оксана Матасова, специально для 716.kz

08:03
713
Нет комментариев. Ваш будет первым!