Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Как реализуется проект приемных профессиональных семей в Акмолинской области (ВИДЕО)

Как реализуется проект приемных профессиональных семей в Акмолинской области (ВИДЕО)

С этого года в Акмолинской области реализуется проект по внедрению приемных профессиональных семей, и наш регион стал первым по внедрению этого пилотного проекта. На данный момент 16 приемных родителей изъявили желание участвовать в новом проекте. О том, какой отбор должны будут пройти будущие приемные родители, на какой период ребенок будет помещаться в приемную профессиональную семью и кто их будет контролировать, рассказала руководитель направления «Балажан» при ОФ «Ана үйі» г. Кокшетау Лаура Акатаева, передает 716.kz.

Расскажите, в чем заключается смысл приемной профессиональной семьи?

– Приемные профессиональные семьи – это альтернатива помещения ребенка в детские интернатные учреждения. На сегодняшний день, если семья оказывается в трудной жизненной ситуации, ребенка разлучают с семьей и помещают в интернатные учреждения. Это может быть Дом ребенка, если ребенку до 3-4 лет, Детский дом, если это нормально развивающийся ребенок, и это может быть медико-социальное учреждение, если у ребенка есть инвалидность. Мы знаем о том, что для любого ребенка, сколько бы ему ни было лет, очень важно, чтобы рядом с ним был близкий взрослый. Это тот человек, который может выслушать, который будет чувствительным к его потребностям, который будет отзываться на эти потребности и который даст ему модель семьи. Чаще всего дети, которые попадают в учреждения, они из неблагополучных семей. Какой есть опыт у таких детей? Это опыт неблагополучной семьи. Поэтому, чтобы ребенок не воспроизводил эту модель, этот опыт проживания семьи и не строил точно такую же семью, необходимо таким детям давать другую. И по всему миру уже в общем-то давным-давно отказались от детских интернатных учреждений, потому что понимают, если в группе 15 детей, то это невозможно, даже если эта группа называется семейная, это точно не семья, потому что не бывает семьи с приходящими и уходящими мамами так называемыми, с кучей людей. Семья – это всегда один, бабушка, дедушка – это тоже семья, ну это всегда постоянно близкий взрослый, это наличие мужчины в доме, это может быть дедушка, дядя, это взаимоотношения не только между мужей и женой, это взаимоотношения с их родителями, бабушками, дедушками, тетями, дядями и племянниками. Когда ребенок попадает в детское интернатное учреждение, он лишается именно этого опыта. Профессиональная семья призвана заменить детские интернатные учреждения. В каком плане? Если семья попадает в трудную жизненную ситуацию, то ребенок попадает в профессиональную семью. Чтобы стать профессиональной семьей, обязательно должен быть отбор, обучение, постоянный мониторинг состояния ребенка в этой семье, сопровождение и поддержка этой семьи.

– Какой отбор должны пройти будущие профессиональные семьи?

– Анализируется социальная ситуация этой семьи, в основном это делают органы опеки, затем идет психологическая диагностика. То есть такая семья должна быть функциональной, а не дисфункциональной, конфликтной, неблагополучной, она должна быть благополучной. Почему мы говорим о том, что все детские интернатные учреждения надо трансформировать. То есть они должны не столько содержать детей, сколько должны работать на профилактику. Они должны выявлять семьи, где есть риск утраты родительского попечения и ребенок может попасть в детское интернатное учреждение. Вот профилактика призвана предупреждать эту ситуацию, оказать необходимую помощь этой семье, потому что все-таки неблагополучные семьи очень часто не знают про пособия, которые полагаются, разрываются связи, и вот социальный работник как раз будет помогать. Предполагаем, что профилактическая работа приведет к тому, что уменьшится вообще количество сирот, если мы вовремя будем оказывать поддержку семье. Оказывать поддержку семье, то есть у ребенка, даже если он утерял свою семью, родителей, ведь наверняка есть бабушки, дедушки, тети, дяди. Очень часто, когда семья становится неблагополучной, то разрываются ее связи с родственниками, это самая большая беда. Родственники уже поздно узнают о том, что ребенок попал в детское интернатное учреждение. Социальная служба должна, как только выявила, что семья в зоне риска, полностью отработать социальное окружение этой семьи, поговорить с ними о том, что семья в трудном положении, необходима поддержка. Если все-таки необходимо ребенка изъять из этой семьи, то с родственниками должна вестись речь о том, что, может быть, они могут взять ребенка. После того, как отработана кровная семья, только после этого ребенок помещается в профессиональную семью. И поскольку уже отработан весь круг родственников, то ведется поиск профессиональной семьи на более длительный срок, если понятно, что ресурсов у семьи очень мало, родственников нет или не могут взять ребенка, то тогда в этом случае он помещается в профессиональную семью. Но здесь не должно быть опасений. Очень часто говорят о том, что в детском интернатном учреждении все под наблюдением, есть камеры и так далее, но здесь обязательно должен быть мониторинг, в эту семью будет постоянно вхож социальный работник, который будет мониторить состояние ребенка, совместно с родителями обсуждать, какие есть у ребенка сложности, с чем нужно будет работать и какая динамика. Вот в этих трансформированных учреждениях тоже должны быть службы содействия семейному устройству, то есть как раз таки то, что у нас проводится по всему Казахстану, это подготовка приемных семей, школа приемных родителей, в дальнейшем содействие устройству детей из детских интернатных учреждений в приемные семьи и последующее сопровождение. Поэтому проект профессиональных семей неразрывно связан с трансформацией детских интернатных учреждений, потому что без сопровождения профессиональной семьи будут трудности.

Определены ли уже на сегодняшний день профессиональные приемные семьи и в каком количестве?

– На сегодняшний день пока у нас есть 16 человек, 8 семей, они как раз проходят этап отбора. Месяца через 3-4 будет уже этап подготовки.

Какое обучение они проходят?

– Здесь несколько этапов. Первый этап, так же, как приемные семьи, они подают заявку в органы опеки, затем должны пройти школу приемных родителей. После того, как получают сертификат, подают заявку уже о том, чтобы стать профессиональной приемной семьей, там еще идет более углубленная диагностика. После нее идут дополнительные модули. Зарубежный опыт профессиональных семей говорит о том, что они ежегодно должны проходить повышение квалификации (обучение).

Будут ли контролировать эти приемные профессиональные семьи и то, как они воспитывают ребенка?

– Конечно. Такой вопрос очень часто задают. Заключается соглашение, и социальный работник, как только ребенок попадает в профессиональную семью, уже начинает приходить и наблюдать за ребенком, обсуждать с профессиональными родителями, какие сильные стороны они видят у ребенка, какие видят трудности, над чем необходимо поработать. Они совместно составляют план развития ребенка, ну и в зависимости от того, куда ребенок попадает. Если он попадает в краткосрочную семью (до 6 месяцев), его описывают с тем, чтобы в дальнейшем устроить в приемную семью, если до этого отработана уже кровная семья. Если идет параллельно работа с кровной семьей, они в любом случае его описывают. Потому что, когда кровная семья находится, с ней обязательно проводится работа. Сначала оценка ресурсов семьи, наличие родственников (социальное окружение). Если принимается решение, что, да, ресурсов достаточно и семью нужно только поддержать, а ребенка после этого вернуть, тогда параллельно социальная служба трансформированных учреждений (она работает с этой семьей), ребенка тоже готовят, с ним работают, описывают его, нет ли задержки развития. И когда ребенок возвращается уже в кровную семью, то ей тоже дается обратная связь по ребенку. Говорят о том, какие сильные стороны и над чем работали. Но кровная семья пока будет в зоне риска. Раз ребенок попал в профессиональную семью или в учреждение, семью надо поддерживать и сопровождать до момента, когда она станет самодостаточной. Не просто вернули и забыли, как это сегодня часто бывает. Почему у нас один и тот же ребенок по несколько раз попадает в интернатное учреждение? Потому что нет сопровождения самой семьи. Мы поддерживаем ребенка, а на самом деле нужно семью. Потому что для ребенка, какая бы мама ни была, она ближе. Если все-таки есть ресурсы, есть желание у мамы, то здесь нужно оказывать поддержку.

– На какой период ребенок будет помещаться в приемную профессиональную семью?

– Предполагается три типа семьи. Например, ребенок внезапно выявлен на улице, в течение трех дней все службы ищут родителей этого ребенка. Если за это время никто не нашелся, его помещают в семью краткосрочную – это 6 месяцев. При этом продолжается поиск родственников. Если нашли их, идет оценка этой семьи, оценка ресурсности этой семьи, то есть причины, по которым ребенок остался на улице. В это время за 6 месяцев должна быть проведена работа с семьей и принято решение, ребенка можно вернуть назад в кровную семью, это безопасно, или все-таки нужно продолжать работу с этой семьей. Допустим, родители легли на лечение в наркологическую клинику на 6 месяцев, но у них сильная мотивация, есть еще какие-то ресурсы. Понятно, что ребенок вернется в эту семью, тогда на это время ему находится приемная профессиональная семья. И есть долгосрочно. Когда уже понятно, что у родителей нет ресурсов, нет родственников, тогда ребенку уже надо искать длительную профессиональную семью, то есть до 18-летия. В этом случае уже идет подбор долгосрочной профессиональной семьи.

– По характеру дети бывают очень разные. Если это трудный ребенок, то как он будет вливаться в приемную профессиональную семью?

– Здесь как раз предполагается специализация профессиональных семей. То есть семьи будут для детей с инвалидностью. Какие родители могут быть? Те, у кого у самих есть такой опыт и ребенок. Будут семьи для трудных детей. Это те, у кого есть опыт воспитания своего трудного ребенка или приемные трудные дети были. Но это все будет развиваться постепенно. Эти семьи будут появляться, и, соответственно, если это трудные дети с нарушением поведения, то здесь еще больше поддержка должна быть.

– Проект приемных профессиональных семей реализуется в Акмолинской области в этом году. Можно ли сказать более точные сроки и на каком этапе работа?

– Сейчас на данном этапе идет отбор. Уже «пилот» запущен. Около 13 человек этот обор прошли, он продолжается, у нас всего 16 человек, еще для троих нужно будет провести диагностику. Следующим этапом будет обучение. Потому что среди этих 16 людей есть те, которые еще ШПР не прошли. Они должны будут пройти первый этап, затем, когда группа набирается, будет проводиться более углубленное обучение, с принципом взаимоуважения, это что значит быть профессиональным родителем, таким компетенциям, как чувствительность, отзывчивость, взаимодействие с ребенком в трудных ситуациях. Здесь самое главное, что они не останутся одни. Всегда будет поддержка со стороны социальных педагогов или работников и со стороны психологов.

– Вы сказали, что на сегодня у нас есть 16 человек, это 8 профессиональных семей. А сколько таких семей еще нужно?

– Если по всей стране, то свыше 500, чтобы всех детей разместить. По нашей области, если брать по четыре ребенка в семью, порядка 50 семей. Но здесь нужно запастись терпением, все не получится мгновенно. Тем более это пилотный проект, он будет распространяться на весь Казахстан. Международный опыт уже есть. Мы видим выпускников детских интернатных учреждений, они все равно потерянные. Если говорить про своих детей, с ними же после 18 лет не прощаются, их же все равно продолжают поддерживать. Этого как раз лишены дети из интернатных учреждений. Профессиональная семья, во-первых, дает возможность получить этот опыт проживания в семье и, во-вторых, получить того человека, который будет его поддерживать на протяжении всей жизни. 

12:48
344
Нет комментариев. Ваш будет первым!