Все, что нужно знать о легализации автомобилей
С 23 января вступают в силу новые правила легализации иностранных автомобилей. Все подробности нововведения выясняли корреспонденты 716.kz.
Процедуру легализации акмолинцам разъяснил заместитель начальника управления административной полиции подполковник Азамат Байгазин.
- Вы знаете, что Глава государства объявил о проведении разовой легализации автомобилей иностранного учета, ввезенных до 1 сентября 2022 года. С 23 января она начнется. Гражданам РК, кто приобрел такие автомобили, необходимо будет подать заявку через портал Egov либо через СпецЦОНы. В течение двух суток эти автомобили будут проверяться на предмет розыска, криминального учета. По истечении этого времени придет СМС на телефон владельца, что автомобиль по всем критериям подпадает под легализацию. Он прибывает в СпецЦОН и подает документы: свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт, оригинал), удостоверение личности либо паспорт гражданина РК, документ, подтверждающий право собственности (доверенность или договор купли-продажи), проходит процедуры, оплачивает 200 тысяч тенге плюс госпошлину. Подает документы сотрудникам СпецЦОНа, где уже будет вестись процедура оформления и будет выдан казахстанские документы и номер. При подаче заявления будет проводится процедура осмотра транспорта, в СпецЦОНах будут находиться криминалисты, которые будут осматривать ТС.
-Какие именно автомобили подпадают под правила легализации?
- Автомобиль должен быть ввезен до 1 сентября, не находиться в розыске, быть снятым с учета по месту прежней регистрации и пройти таможенную очиску. Такие правила распространяются на легковые автомобили, малые и средние автобусы с полной массой до 5 тонн и небольшие грузовые автомобили с массой до 3,5 тонн. Подлежат легализации автомашины, ввезенные из РФ, Армении, Грузии и Кыргызстана. Последняя республика не входит в состав ЕС, поэтому нужно будет дорастамаживать авто.
- Что делать, если автомобиль человека после проверки не подпадает под легализацию?
- Легализация будет идти полгода – до 1 июля. Будет озвучена причина, по которой автомобиль не проходит легализацию. Соответственно, у человека будет время выехать за пределы страны по месту учета автомашины и решить этот вопрос.
- Если машина не пройдет легализацию до 1 июля?
- Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Авто, ввезенное криминальным путем, соответственно, не подлежит регистрации. После 1 июля, согласно законодательству, есть штраф на незарегистрированные авто.
Надо будет вывозить авто за пределы страны или разобрать по запчастям. То есть такая машина уже не подлежит эксплуатации на дорогах страны.
- Если машина куплена после 1 сентября?
- Если машина ввезена после 1 сентября, то уже не подлежит легализации. Ее уже будет проверять по системе «Беркут» КНБ, смотря, когда ТС пересекло границу РК. Если по каким-то причинам это не будет просматриваться, то совместно с департаментом госдоходов будут смотреть по первой выдаче страхового полиса.
После 1 сентября можно ввозить автомобили, но там другие параметры - экологический класс, год выпуска, производитель и т.д. Плюс дополнительные расходы в части уплаты сбора.
- Можно ли теперь купить автомобиль из-за границы?
- Можно, но нужно пройти процедуру таможенной очистки, заплатить утильсбор и смотреть, соответствует ли машина по экологическому классу.
Мы также решили узнать, какие проблемы могут возникнуть у казахстанцев при легализации, у эксперта - заместителя председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана Шынгыса Темир.
По словам собеседника, в Казахстане порядка 4 млн легковых автомобилей и около 300 тысяч не зарегистрированных в РК. Из них около 250 тысяч состоят на российском учете. Информация приблизительная, так как точных цифр нет ни у МВД, ни у комитета госдоходов.
«В 2016 году были введены утильсбор за автомобили в зависимости от объема двигателя и сбор за первичную регистрацию автомобиля. В сумме, чтобы поставить на учет машину с объемом двигателя от 1 до 2 литров возрастом более 3 лет, суммарно за эти два сбора нужно было заплатить около 2 млн тенге. Порой машина стоила дешевле. Грубо говоря, очень дорого было ставить на учет машины в РК, и люди просто перестали их ставить на учет и стали водить по доверенности, по страховкам машины на иностранном учете… Сейчас легализуют максимально возможное количество машин. Все, что не подпадут под легализацию, эксплуатировать в РК будет нельзя, потому как страховать их нельзя. И тогда начнутся массовые рейды. Ошибка правительства в том, что они не знают, сколько из этих 300 тысяч подлежат легализации, а сколько нет. И если окажется, что машин, подлежащих легализации, намного меньше, чем тех, которые не подлежат легализации, то правительство формирует почву для недовольства водителей. 300 тысяч машин – это 300 тысяч семей. Даже если половина из них не подлежит легализации, то это очень много. Там ведь есть критерии по легализации – машина не должна быть в угоне, не должна быть криминальной и т.д. Есть еще один критерий - она не должна быть «конструктором». Под конструктором понимают машины, которые были ввезены в свое время в РК как автозапчасти. Логика в чем? Если завозишь машину - одни таможенные пошлины, если как запчасти - то это намного меньше. Но теперь эти машины не могут быть легализованы в РК. Но на самом деле таких водителей очень много. И сейчас этот вопрос решается… Сейчас многие водители «конструкторов» обеспокоены, ведь зачастую именно они зарабатывают частным извозом. Это по сути их хлеб.
Понятно, что МВД пытаются тоже организовать безопасность дорожного движения и исключить возможность эксплуатации некачественных машин, но нужно смотреть в корень - опять же вся ситуация возникла из непомерно высоких ставок утильсбора и первичной регистрации. А утильсбор нужен нашим казахстанским автосборочным предприятиям, потому что их продукция неконкурентоспособна, поэтому, чтобы сделать ее более конкурентоспособной, искусственно удорожили импортные машины», - резюмировал собеседник.