О последствиях принудительного исполнения судебных решений
Право каждого на справедливое судебное разбирательство включает в себя не только право на обращение в суд, право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, но и право на исполнение решения суда.
Исполнение судебного решения - это самостоятельная стадия судебного процесса, в которой реализуются те властные предписания суда, которые изложены во вступившем в законную силу решении. Без реального исполнения судебного решения теряют смысл все принципы справедливого судебного разбирательства, а полнота и своевременность исполнения судебных решений определяют не только эффективность правосудия, авторитет судебной власти, но и престиж самого государства.
В Республике Казахстан после вступления в законную силу решения судом выписывается исполнительный лист. Для исполнения решения о наложение штрафов, конфискации имущества и др. имущественных взысканий суд передает исполнительные листы судебному исполнителю. В случае, когда взыскателем является физическое лицо, он выдается взыскателю, либо по его письменному заявлению направляется судом в соответствующий орган исполнительного производства по территориальности для исполнения.
Первоочередной задачей исполнительного производства является обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений, а также в предусмотренных законом случаях решений и постановлений иных органов. Органы, приводящие в исполнение судебный акт, обязаны немедленно сообщить суду о его исполнение. Государство само заинтересовано в том, чтобы судебные решения исполнялись полно и своевременно.
Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», регулирующий порядок исполнения судебных актов и актов иных органов, был принят 2 апреля 2010 г. С этого времени в Казахстане ситуация с исполнением судебных решений существенно улучшилась. Характерным для судебных исполнителей является то, что они являются процессуально самостоятельным лицом в исполнительном производстве и самостоятельно принимают решения о применении тех или иных предусмотренных законом мер исполнения.
В соответствии со ст. 37 Закона, судебный исполнитель после поступления к нему исполнительного документа, соответствующего установленным законом требованиям, не позднее трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство, о чем выносит постановление и одновременно принимает меры по обеспечению исполнительных документов.
Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются:
- наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц;
- изъятие движимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц; изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;
- запрещение должнику совершать определенные действия, в том числе запрещение органам юридического лица принимать решения, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица;
- запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем;
- опечатывание имущества должника;
- изъятие правоустанавливающих документов;
- запрещение другим лицам передавать имущество, в том числе деньги, должнику или выполнять по отношению к нему иных действий.
В необходимых случаях может быть применено несколько видов обеспечения исполнения.
При неисполнении исполнительного документа без уважительных причин судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РК, а также вынести временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав.
Часто возникают ситуации, когда должник умышленно не исполняет решение суда. Пунктом 1 статьи 125 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. При этом привлечение к ответственности не освобождает должника от обязанности выполнить предусмотренные исполнительным документом действия.
Ст. 669 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет административную ответственность. А именно - физическому лицу грозит штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (МРП) либо административный арест до 5 суток; должностному лицу, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату - штраф в размере 20 МРП либо административный арест до 5 суток; субъекту малого предпринимательства - штраф в размере 30 МРП; субъекту среднего предпринимательства - штраф в размере 40 МРП; субъекту крупного предпринимательства - штраф в размере 50 МРП.
В уголовном кодексе Республики Казахстан ч. 1 ст. 430 звучит как неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению. Срок привлечения к уголовной ответственности до трех лет реального лишения свободы, либо ограничением свободы на тот же срок.
Указанные полномочия при своевременном их применении, а также ответственность и добросовестность сторон исполнительного производства позволят в более короткие сроки исполнять судебные акты и акты уполномоченных органов.
Кроме этого, следует напомнить, что после поступления исполнительных документов судебным исполнителям, исполнение считается принудительным. Следовательно, после полного исполнения актов подлежит взысканию 10 % исполнительская санкция государственным судебным исполнителем и оплата деятельности частного судебного исполнителя. Добровольность исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов предоставлена лицам в рамках уголовного, гражданского и административного законодательства, где судом и уполномоченным органом предоставляется возможность для уплаты сумм без взыскания каких-либо санкций.
Однако, как показывает практика, количество добровольно исполненных судебных актов явно незначительно. Тогда как очевидно, что исполнение актов в добровольном порядке до направления исполнительных документов на принудительное исполнение более соответствует интересам должников.
Мирас Мырзабеков,
главный специалист,
секретарь судебного заседания СМАС.