И вновь о медиации
Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица - медиатора, с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
С 1 июля 2021 года введен в действие пункт 3 статьи 1 Закона РК «О медиации», утвержденный Законом Республики Казахстан № 351-VI ЗРК от 29.06.2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», гласящий, что процедура медиации к спорам с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган, применяется в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан».
Применение примирительных процедур, в том числе медиации, является одним из способов решения задач административного судопроизводства. Мирное урегулирование административных споров способствует быстрейшему разрешению административных дел, обеспечивает эффективность защиты и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в публично-правовые споры.
Порядок проведения примирительных процедур в административном судопроизводстве регламентирован статьями 120 и 121 АППК.
Так, стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело, заключив соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения.
При этом не всякое административное дело можетбыть завершено примирением. Так, законодатель обязывает суд устанавливать наличие у ответчика административного усмотрения, по которому дается разъяснение в пункте 6 части 1 статьи 4 АППК, и к которому относится полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством Республики Казахстан целях и пределах одно из возможных решений, с учетом оценки их законности.
Судом учитывается, вправе ли ответчик принять альтернативное решение, отменить или изменить свое решение, совершить действие в пользу истца. Отсутствие административного усмотрения лишает суд возможности утвердить соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, также суд не вправе утверждать соглашение, если оно не отвечает требованиям исполнимости в принудительном порядке и его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.
Статья 16 АППК устанавливает, что административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда. Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела. Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства. Мониторинг дел об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей позволил сделать вывод о необходимости широкого применения примирительных процедур по этим делам.
Так, 5 октября 2021 года на площадке Специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области заключен Меморандум с Региональной палатой частных судебных исполнителей, представительством Республиканского общественного объединения «Международный центр медиации Акмолинской области» по вопросам применения примирительных процедур на стадии исполнения судебных актов в рамках административного судопроизводства. Задачами меморандума являются всесторонне и полное обеспечение прав граждан и юридических лиц в рамках исполнительного производства, расширение сферы применения примирительных процедур; повышение заинтересованности сторон исполнительного производства во внесудебном урегулировании спора, снижение судебной нагрузки по делам данной категории, сокращение сроков исполнительного производства.
Следует отметить, что введение в действие АППК, внесение в законодательство поправки относительно возможности применения медиации по делам с участием государственных органов, активная роль суда существенно изменили позицию ответчиков по публично-правовым спорам в суде, т.е. при рассмотрении дел, после высказывания судом своего предварительного правового мнения по правовым моментам, относящимся к фактическим и юридическим сторонам административного дела, наблюдается стремление ответчиков не доводить спор до вынесения судебного решения.
главный специалист
СМАС Акмолинской области.