Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

И вновь о медиации

И вновь о медиации

Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица - медиатора, с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.

С 1 июля 2021 года введен в дей­ствие пункт 3 статьи 1 Закона РК «О медиации», утвержденный Законом Республики Казахстан № 351-VI ЗРК от 29.06.2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», гласящий, что процедура медиации к спорам с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган, применяется в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан».

Применение при­мирительных процедур, в том числе медиации, является од­ним из способов решения задач админи­стративного судопроизводства. Мирное урегулирование административных споров спо­собствует быстрейшему разре­шению административных дел, обеспечивает эффективность защиты и восстановление на­рушенных или оспариваемых прав, законных интересов фи­зических и юридических лиц, вовлеченных в публично-право­вые споры.

Порядок проведения прими­рительных процедур в админи­стративном судопроизводстве регламентирован статьями 120 и 121 АППК.

Так, стороны на основании взаимных уступок могут полно­стью или частично окончить ад­министративное дело, заклю­чив соглашение о примирении, медиации или об урегулирова­нии спора в порядке партисипативной процедуры на всех ста­диях (этапах) административ­ного процесса до удаления суда для вынесения решения.

При этом не всякое адми­нистративное дело можетбыть завершено примире­нием. Так, законодатель обя­зывает суд устанавливать наличие у ответчика админи­стративного усмотрения, по которому дается разъяснение в пункте 6 части 1 статьи 4 АППК, и к которому относится полномо­чие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодатель­ством Республики Казахстан целях и пределах одно из воз­можных решений, с учетом оценки их законности.

Судом учитывается, вправе ли от­ветчик принять альтернатив­ное решение, отменить или изменить свое решение, со­вершить действие в пользу истца. Отсутствие админи­стративного усмотрения ли­шает суд возможности утвер­дить соглашение о примире­нии, медиации или об урегу­лировании спора в порядке партисипативной процедуры, также суд не вправе утверж­дать соглашение, если оно не отвечает требованиям ис­полнимости в принудитель­ном порядке и его условия противоречат закону или на­рушают права, свободы и за­конные интересы других лиц.

Статья 16 АППК устанавливает, что административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда. Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела. Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства. Мониторинг дел об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей позволил сделать вывод о необходимости широкого применения примирительных процедур по этим делам.

Так, 5 октября 2021 года на площадке Специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области заключен Меморандум с Региональной палатой частных судебных исполнителей, представительством Республиканского общественного объединения «Международный центр медиации Акмолинской области» по вопросам применения примирительных процедур на стадии исполнения судебных актов в рамках административного судопроизводства. Задачами меморандума являются всесторонне и полное обеспечение прав граждан и юридических лиц в рамках исполнительного производства, расширение сферы применения примирительных процедур; повышение заинтересованности сторон исполнительного производства во внесудебном урегулировании спора, снижение судебной нагрузки по делам данной категории, сокращение сроков исполнительного производства.

Следует отметить, что введе­ние в действие АППК, внесение в законодательство поправки относительно возможности при­менения медиации по делам с участием государственных ор­ганов, активная роль суда су­щественно изменили позицию ответчиков по публично-право­вым спорам в суде, т.е. при рассмо­трении дел, после высказы­вания судом своего предва­рительного правового мнения по правовым моментам, относящимся к фактическим и юридическим сторонам ад­министративного дела, наблю­дается стремление ответчиков не доводить спор до вынесе­ния судебного решения.

Динара Байгазина,

главный специалист 

СМАС Акмолинской области.

        

09:02
198
Нет комментариев. Ваш будет первым!