Тонкости АППК и меры процессуального принуждения. Юридический ликбез от сотрудников судов
МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Отличительным признаком Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее АППК) от Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) является, в том числе Меры процессуального принуждения, осуществляемый судьями АППК.
Вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия обязательны для всех физических, юридических, государственных органов и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан. Неисполнение настоящих требований влечет применение судом мер процессуального принуждения.
Меры процессуального принуждения направлены на обеспечение порядка, своевременности и полноты рассмотрения административных дел.
Меры процессуального принуждения регулируется главой 18 АППК РК.
Введенный в Республики Казахстан в действие с 1 июля 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс возложил такие полномочия на суд и судью в частности.
Настоящий кодекс предусматривает три вида мер процессуального принуждения:
1) замечание;
2) удаление из зала судебного заседания;
3) денежное взыскание.
К примеру, если в ходе судебного заседания кто-то из участников процесса (истец, ответчик, заинтересованное лицо, прокурор) мешает вести процесс: разговаривает, перебивает других участников процесса, высказывает с места свое мнение и т.д., судья делает ему замечание. Одновременно судья разъясняет лицу, нарушающему порядок в зале судебного заседания о возможности применения в отношении него более строгой меры принуждения в случае повторности.
Если же факт нарушения этим же участником административного процесса после объявления ему устного замечания повторяется, то судья вправе удалить его из зала судебного заседания на время или весь период рассмотрения административного дела.
Наиболее существенной и действенной мерой в данном случае является наложение денежного взыскания. Она налагается судом на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от десяти до ста месячных расчетных показателей.
За невыполнение требования, запроса суда, неявку в суд лица, участвующего в административном деле, участие которого признано судом обязательным, несвоевременное извещение суда участниками процесса о неявке, несвоевременное предоставление ответчиком отзыва, неподчинение участников процесса распоряжения председательствующего в судебном заседании, нарушение установленных в суде правил, а также иные действия (бездействия), явно свидетельствующие о неуважении к суду и (или судье), также дают право суду налагать денежное взыскание, в размере до двадцати месячных расчетных показателей.
Применение меры процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскание своего рода дисциплинирует участников административного судопроизводства, способствует формированию уважительного отношения к судье и суду.
Главный специалист-секретарь судебного заседания специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области Далешова А.К.
С 1 июля 2021 года начали свою работу специализированные межрайонные административные суды РК, которые рассматривают споры, вытекающие из публично-правовых отношений.
Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти.
Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур. АППК предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования в сферах государственного управления.
Предметом административного судопроизводства являются публично-правовые споры с участием государственного органа.
Вместе с тем в административном судопроизводстве также применяются и положения ГПК, но только в том случае, если иной порядок не предусмотрен АППК.
Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда. Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и юридическим сторонам административного дела. Административный суд не связан с представленными доказательствами. Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства. Новым принципом административных процедур является принцип приоритета прав, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
В отличие от ГПК, АППК устанавливает особые обязанности для ответчика.
Ответчик обязан заявлять суду о действительных обстоятельствах административного дела полностью и правдиво, высказываться или представлять суду административное дело, документы, опровергающие факты, утверждаемые другими участниками административного процесса. Неисполнение ответчиком процессуальных обязанностей влечет наступление процессуальных последствий, предусмотренных настоящим Кодексом в виде денежного взыскания.
Судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика. Разбирательство административного дела в отсутствие ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела.
Кроме того, основная обязанность нести бремя доказывания АППК возлагает на ответчика, истец обязан доказать лишь время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков.
Суд может распорядиться о личной явке в суд любого лица, участвующего в административном деле.
Участники административного процесса вправе в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, просить суд о рассмотрении административного дела в их отсутствие и направлении им копии судебного акта.
Неявка лиц, участвующих в административном деле, не является препятствием к проведению судебного заседания при условии их надлежащего извещения.
В случае неявки лиц, участие которых признано судом обязательным, суд вправе применить к ним меры процессуального принуждения - денежное взыскание.
При определении предмета иска суд не связан формулировкой исковых требований, суд вправе оказать содействие стороне в формулировании и изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий.
Суд не связан заявленным основанием иска, но и не вправе выходить за пределы исковых требований.
Суд обязан в ходе судебного разбирательства проверить, не превышены ли пределы административного усмотрения и их соответствие (соразмерность) целям принятия административного акта, установленным законодательством Республики Казахстан.
Административное судопроизводство, включая производство отдельных процессуальных действий, осуществляется в разумный срок.
Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска.
По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда, но не более чем на три месяца.
Решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику.
Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд.
В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Неисполнение решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания влечет повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей.
Решение суда, обязывающее ответчика уплатить денежную сумму, не исполненное добровольно, исполняется принудительно на основании исполнительного листа, который выписывается по заявлению истца.
Еще одной особенностью АППК является предусмотренная законодателем возможность применения примирительных процедур в рамках публично-правовых спорах. Судья принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса, до удаления суда для вынесения решения.
Урегулирование спора в порядке медиации и партисипативной процедуры в суде проводится в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан, заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями и должно отвечать требованиям исполнимости в принудительном порядке и содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.
Ходатайство сторон об утверждении соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры рассматривается судом в судебном заседании или на предварительном слушании.
По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение об утверждении такого соглашения либо об отказе.
При утверждении судом соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры им выносится определение о возвращении иска полностью или в соответствующей части.
Суд не утверждает соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц, то разбирательство административного дела проводится в общем порядке.
Соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего соглашение.
Главный специалист секретарь судебного заседания Амамбаева А.С.
Әкімшілік талап қоюдың нысаны мен түрлері
Әрбір дамыған қоғам өзінің қалыптасу жолында әртүрлі кезеңнен өтеді. Құқықтық жүйесін жетілдіреді. Біздің елімізде де құқық және заң саласында әлемдік стандартқа сай реформалар жүзеге асуда. Әсіресе, өткен жылы қолданысқа енген ҚР Әкімшілік рәсімдік процестік кодексі (ӘРПК) сот жүйесі мен әділет саласына тың серпін берді. Аталған заң нормаларын жұртшылықтың білуі маңызды. Сондықтан, бұл мақалада әкімшілік талап қою, оның түрлері мен нысаны, мазмұны және мерзімі хақында қысқаша айтып өтеміз.
Әкімшілік сот ісін жүргізу талап қою негізінде қозғалады. Әкімшілік істе талап қоюдың төрт түрі айқындалған. Олар – дау айту, мәжбүрлеу, әрекет жасау және тану туралы талап қоюлар.
Аталған талап қоюлар сотқа екі нысанда жазбаша және талап қоюшының немесе өкілінің электрондық цифрлық қолтаңбасымен куәландырылған электрондық құжатпен беріледі. Талап қоюда талап берілетін соттың атауы, талапкердің аты-жөні, мекен жайы, телефон нөмері, т.б., ал, талап қоюшы заңды тұлға немесе өзге ұйым болса оның атауы, орналасқан жері, бизнес-сәйкестендіру нөмірі және банктік деректемелері, белгілі болған жағдайда жауапкер туралы мәліметтер толық қамтылады.
Сонымен қатар, талап қоюшы онда жауапкер тарапынан өзінің құқықтары мен бостандығына, заңды мүддесіне нұқсан келгені немесе өзіне қандай да бір міндеттің заңсыз қолданылғаны жайлы пікірін білдіреді. Қажет болса мемлекеттік баж төлеуді кейінге қалдыру, оны бөліп төлеу, төлеуден босату, сот сараптамасын тағайындау, дәлелдемелерді талап ету, куәларды шақыру, талап қоюды қамтамасыз ету туралы жазбаша және басқа да өтінішхаттар бере алады.
Бұған қоса ол талап қоюға негізделген мән-жайларды растайтын және өзі дербес бере алмайтын дәлелдемелерді ұсынады. Талап қоюға өзі немесе оған өкілеттігі бар өкілі қол қояды. Талап қоюға өзге құжаттар түпнұсқада, ондай мүмкіндік болмаса, заңда белгіленген тәртіппен олардың куәландырылған көшірмелері қоса тіркеледі. Олардың тізбесі 131-баптың 8-бөлігінде көрсетілген.
Дау айту туралы талап қою заңдылығын түсіндіріп өтсек, 132-бапқа сай, егер ауыртпалық түсіретін әкімшілік акті талап қоюшының құқығы мен бостандығын, заңды мүддесін бұзса, ол актіні толық немесе оның қандай да бір бөлігінің күшін жою туралы талап қоя алады.
Ал, мәжбүрлеу туралы талап қоюда талап қоюшы қабылдануынан бас тартылған немесе әкімшілік органның, лауазымды адамның әрекетсіздігі салдарынан қабылданбаған қолайлы әкімшілік актінің қабылдануын талап етуге құқылы. Мұндай жағдайда бас тартуға дау айту туралы жеке талап қажет етілмейді.
Әрекет жасау туралы талап қою 134-баппен нақтыланған. Яғни, талап қоюшыға белгілі бір әрекеттер жасауды немесе әкімшілік актіні қабылдауға бағытталмаған әрекеттерден қалыс қалуды талап ету құқығы берілген. Әкімшілік акті заңмен белгіленген мерзімде емес, кейіннен қабылданғанжағдайда оның кеш қабылданғанын растайтын құжатты алу үшін де әрекет ету туралы талап қойылуы мүмкін. Талапкер осы Кодекстің 132, 133 және 134-баптарына сай, талап қоюды бере алмаса, қандай да бір құқықтық қатынастың бар-жоқтығын тану туралы талап қоя алады. Сондай-ақ, ол бұдан былай заңды күші жоқ ауыртпалық түсіретін әкімшілік актіні заңсыз деп тануды және осы қатынастарды қысқа мерзімде орнатуды талап етуге құқылы. Оның құқықтық қатынастарды орнатуға мүдделілік танытуында қандай да бір құқықтық, моральдық немесе материалдық сипат болуы мүмкін. Мысалы, бұған мемлекеттік тұрғын үй қорынан үй алу құқығын тану туралы дауды жатқызуға болады.
Талап қою мерзімдері жайлы айтар болсақ, дау айту, мәжбүрлеу туралы талап қоюлар сотқа шағымды қарайтын органның шешімі табыс етілген күнмен есептегенде бір ай ішінде беріледі. Сотқа дейінгі тәртіп заңмен көзделмеген немесе шағымды қарайтын орган болмаған жағдайда, талап әкімшілік акт табыс етілген күннен немесе ӘРПК мен Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен хабардар етілген кезден бастап бір айдан кешіктірілмей қойылады.
Әрекет жасау туралы талап қою мерзімі адамға әрекеттің жасалғаны мәлім болған, сондай-ақ, әрекет жасау үшін заңмен белгіленген уақыт өткен соң бір айды қамтиды. Ал, тану туралы талап қою сотқа тиісті құқықтық қатынас туындаған күнді қоса алғанда бес жыл ішінде беріледі.
Заңды күші жоқ, ауыртпалық түсіретін әкімшілік актіні заңсыз деп тану туралы талап осы акт арқылы құқықтары, бостандықтары мен заңды мүдделері бұзылған адамға ол белгілі болған күннен бастап үш айда мәлімделуі мүмкін.
Бұдан да өзге талап қою мерзімдері 136-баптың 4,5,6 бөліктерінде қарастырылған. Ескерерлігі, талап қою мерзімі дәлелді себеппен өткізіп алынса, ол сотпен Азаматтық процестік кодекстің қағидаларына сай қалпына келтіріледі. Сот оның өткізіліп алу себебі мен мәнін алдын ала тыңдауда анықтайды. Егер сотқа беруге арналған мерзім себепсіз өткізіліп алынса, сондай-ақ, оны қалпына келтіру мүмкін болмаса талап қою қайтарылады.
Алмагуль Дюсенова, Ақмола облысының мамандандырылған ауданаралық әкімшілік соты кеңсесінің бас маман - сот мәжілісінің хатшысы
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя.
В иске должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается иск;
2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, если истцом является физическое лицо, его место жительства, дата и место его рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя;
наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты;
3) наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу;
4) содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. В случае подачи иска к нескольким ответчикам – содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков;
5) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;
6) перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии).
В иске, как правило, также указываются:
1) обоснованное мнение истца о нарушении ответчиком его прав, свобод и законных интересов, об установлении препятствий к их осуществлению либо о незаконном наложении на него какой-либо обязанности;
2) в случае необходимости – письменное ходатайство об отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты государственной пошлины; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей; об обеспечении иска и другие ходатайства.
В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец представляет доказательства, а в случае невозможности указывает доказательства, которые не может самостоятельно представить, с указанием соответствующих причин.
Иск подписывается истцом или его представителем при наличии полномочия на его подписание. Если иск подается представителем, то в нем указываются имя представителя, его почтовый адрес, а также номера телефонов, адрес электронной почты, если таковые имеются.
В случае обращения прокурора в интересах гражданина в иске должно содержаться обоснование причин невозможности предъявления иска самим лицом.
Документы, прилагаемые к иску, представляются, как правило, в подлинниках. При невозможности представления документов в подлинниках они могут быть представлены в заверенных в установленном законом порядке копиях. Если копия документа не может быть заверена ввиду отсутствия подлинника, в иске должна быть изложена причина невозможности совершения таких действий.
К иску прилагаются:
1) копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом;
6) копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации, если иск предъявлен юридическим лицом, и другие документы;
7) копии инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и уполномоченным государственным органом, а также документы, подтверждающие инвестиционную деятельность инвестора, если иск предъявлен в порядке части третьей статьи 102АППК.
ВИДЫ АДМИНСТРАТИВНЫХ ИСКОВ
В административном суде административное дело возбуждается на основании иска.
В целях исполнения требований Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее АППК), исками понимаются и иные обращения в суд, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Исками, подаваемыми в суд, являются:
1. Иск об оспаривании (статья АППК: 132, 136 ч.1) - при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части (ст.132 АППК)
Срок подачи в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы. В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном АППК и законодательством Республики Казахстан
Необходимость досудебного урегулирования спора: да.
2. Иск о принуждении (статья АППК: 133, 136 ч.1) - по иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. В таких случаях отдельного требования об оспаривании отказа не требуется. Иск о принуждении может содержать требование об обязанности ответчика не принимать обременяющий административный акт
Срок подачи в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы. В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан
Необходимость досудебного урегулирования спора: да.
3. Иск о совершении действия (статья АППК: 134, 136 ч.2)- по иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о совершении действия истец может потребовать также представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания административного акта принятым вследствие непринятия административного акта в установленный законом срок, поэтому же предмету.
Срок подачи в течение месяца со дня, когда лицу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством Республики Казахстан для совершения действия.
Необходимость досудебного урегулирования спора: нет.
4. Иск о признании (статья АППК: 135, 136 ч.3) - по иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 АППК.
По иску о признании истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным.
Иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер.
Срок подачи в течение 5 лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.
Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.
Необходимость досудебного урегулирования спора: нет.
5. Иск на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов (статья АППК: 136 ч.4) - Относится к спорам об оспаривании (выделен отдельно ввиду других сроков обжалования).
Срок подачи в течение 10 рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно
Необходимость досудебного урегулирования спора: нет.
Лицо, не участвовавшее в административной процедуре, права, свободы и законные интересы которого затрагиваются административным актом, вправе подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия.
Лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе либо по истечении срока на рассмотрение жалобы, если не принято решение по жалобе.
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.
Пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.
Судья СМАС Акмолинской области Л.Вазирова