«Бесплатно наш мусор никто вывозить не будет» – Мариям Абишева (ВИДЕО)
Не так давно в Кокшетау утвердили новый тариф на вывоз мусора. Однако вместе с новым утвержденным тарифом у горожан по этому поводу возникло много вопросов. О том, из чего сложилась такая сумма тарифа, что в нее входит и как нам будут обновлять контейнерные площадки, рассказала председатель Общественного фонда «Kazakhstan Innovations», депутат Кокшетауского городского маслихата Мариям Абишева, передает 716.kz.
В этом году в Кокшетау приступили к комплексному решению вопросов отходов. Это создание самой системы управления правильными отходами. Вопрос отходов мусора состоит из трех составляющих: организация раздельного сбора и вывоз мусора (на площадках должны стоять контейнеры раздельного сбора отходов, контейнеры для общих отходов), завод по сортировке и переработке отходов, а после все, что не отсортируется на заводе, будет обеззараживаться, прессоваться в специальные брикеты и вывозиться на полигон, который тоже должен правильно управляться.
«Полигон – это целая производственная система, там должны быть специальные слои подсыпки. Он не должен гореть, там все должно быть чисто, аккуратно, все по требованиям Экологического кодекса. Мы начинали с акиматом города совместно с «KazakhInvest» привлекать различных инвесторов, показывать все, что у нас есть. Это два старых полигона, которые нужно сейчас рекультивировать. Ни на один из них нет экологического разрешения. Материально-техническая база там устаревшая: старые контейнеры, мусоровозы наших мусоровывозящих компаний, потому что тариф у нас был самый маленький по Казахстану – 150 тенге, и его утверждали еще в 2012 году. Соответственно, он не позволял не то, что целому комплексу правильно работать, это мы сейчас говорим об экологии, о правильном полигоне, сортировке, переработке, он не позволял даже просто его правильно и вовремя вывозить», – рассказала Мариям Абишева.
Поэтому была начата работа по тарифу, нанята специальная компания, которая все эти тарифы рассчитывает. Сейчас вывоз мусора по новому тарифу составляет 500 тенге с человека для благоустроенных домов и 580 тенге для частного сектора.
«Большая часть из этих 500 тенге (377 тг) – мусор, две остальные составляющие – это сортировка и захоронение. Но там суммы совершенно маленькие, потому что тариф рассчитывается на реальных расчетах, которые компания понесла за предыдущий год. Соответственно, в предыдущем году у нас сортировка была не организована и захоронение тоже не было организовано по Экокодексу, поэтому там небольшие суммы», – пояснила Мариям Абишева.
По словам собеседницы, 13 октября Министерство юстиции зарегистрировало новый тариф. На сегодня создали конкурентную среду для мусоровывозящих компаний, по сортировке и управлению полигоном.
«Будет это одна компания или несколько мусоровывозящих компаний, а кто-то другой сортировкой и полигоном заниматься, либо это будет три компании, которая одна будет вывозить мусор, вторая сортировать, третья управлять полигоном. Пока сказать не можем. Это будет конкурентная среда, мы создали условия», – добавила Мариям Абишева.
Со следующего года нужно будет отремонтировать контейнерные площадки и привести их в надлежащее состояние. Причем их хотели бы сделать подземными, чтобы ничего не разлеталось. Когда такая инфраструктура станет постепенно появляться в городе, людям нужно будет отсортировывать дома сырье на сухую и мокрую фракции. Мокрая – это пищевые отходы, то, что не перерабатывается, сухая – это ПЭТ бутылки, жестяные, стекло и бумага, макулатура чистая (газеты, книги, листы А4 офисные).
«Конечно, будет стоять автоматическая сортировочная линия, однако изначально большую часть население должно само правильно отсортировывать, это и воспитательный момент для наших детей, и вообще экологично и правильно. А сортировочная линия уже будет досортировывать то, что бросили вместе, что не отсортировали», – отметила Мариям Абишева.
Также в школах запускают проекты по раздельному сбору отходов, когда дети из дома приносят отдельно ПЭТ бутылки, пластиковые, жестяные, бумагу и потом это все сдается в пункты приема. Когда в городе появятся организации системы управления отходами, в школах поставят большие контейнеры для раздельного сбора отходов.
«Почему такой тариф? Дело не в том, что мы захотели и подняли тариф, а в том, что, когда начали разрабатывать систему управления отходами, тариф – это одна часть, которая должна быть, то есть это должно как минимум компенсировать затраты этих компаний, чтобы все нормально работало. Бесплатно работать никто не будет, тем более они будут создавать рабочие места. Кто захочет в чужом мусоре копаться, его сортировать своими руками и это все вывозить? Откровенно, мы свой мусор не хотим, чтобы в ведро полезть и что-то там достать, а что уже говорить о чужом? Это очень тяжелый физический и психологический труд, поэтому его нужно уважать. Еще в позапрошлом году справедливый тариф по Казахстану был 630 тенге. Да, я понимаю, что многие считают, что это много, однако я снова говорю, чтобы все было качественно, оно должно быть как минимум более-менее окупаемо для частных компаний. Бесплатно наш мусор никто вывозить не будет, это наш мусор, мы его сами создаем», – подчеркнула Мариям Абишева.
Те компании, которые предварительно хотят городом Кокшетау заниматься, они тоже будут кредитоваться, и эти кредиты у них будут закрываться несколько лет, потому что все это оборудование очень дорогое.
«Мы работу ведем, и, конечно, многое зависит от самих жителей. Где нет видеокамер, установим, для того чтобы, кто раздельно не разделяет мусор, кто рядом кидает, их штрафовали. Это нормально, это естественно, потому что мы должны жить в чистоте и показывать нашим детям, как правильно должно быть», – заметила Мариям Абишева.
С утверждением нового тарифа люди будут вправе требовать своевременный вывоз мусора. Эта услуга должна быть только качественной. При этом контейнеры в городе будут менять на новые, более современные.
«Мы хотим евроконтейнеры на колесиках объемом 1,1 м3. Частично еще будут стоять старые, потому что это плавный переход, и новые. Если мы везде поставим евроконтейнеры, то они не устоят, потому что у нас контейнерные площадки еще не подготовлены. Под евроконтейнеры техника должна быть задней погрузки, она будет, но площадки должны быть ровные, забетонированные, а у нас площадки растянуты в длину, то есть боковая погрузка, соответственно, площадки не готовы, а это обязательство акимата – выделить деньги, чтобы отремонтировать эти площадки», – добавила собеседница.
Стоимость одной такой площадки – 1 млн 200 тыс. тенге, при этом в городе их насчитывается более 200.
«Если уйдем на подземный вариант, то тогда вот эти площадки не нужны. Там один подземный контейнер стоит 1 млн 800 тыс., но зато там 5 м3, он заменяет семь контейнеров, которые у нас сейчас стоят, либо пять евроконтейнеров. Сейчас решается вопрос, к какому типу мы придем, потому что от того, какое решение примут те компании, которые хотят здесь работать, акиматом будет разработан, какой тип площадок у нас будет – подземный или наземный. А контейнеры однозначно будут обновляться. В течение 2-3 месяцев появятся первые контейнеры, чтобы хватало по объему мусора, но они еще будут стоять на старых площадках, а потом после марта месяца уже полностью все должно обновляться, но в течение еще также двух месяцев кроме евроконтейнеров планируется поставить сетки для раздельного сбора отходов, для вторсырья, что для нас очень важно», – заключила Мариям Абишева.